У книжной полки. П.И. Мурилкин. Святой пророк Моисей: жизнь и история в прообразах и святоотеческих толкованиях

15 декабря 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

История Исхода евреев из Египта и сорокалетнего странствования по пустыне занимает одно из централь­ных мест в Священной истории Ветхого Завета. Начинается она в Египте, в то время, когда сыны Израилевы уже стали забывать веру своих праотцев и подпали под влияние египетской языческой религии. Утратив духовную свободу, они потеряли и граж­данскую, приобретя рабский статус. К ним были приставлены надсмотрщики, которые заставляли их работать до изнеможения на строительстве, замешивая глину и изготав­ливая кирпичи. Со временем трудность этой рабской жиз­ни стала столь невыносимой, что вопль сынов Израилевых дошел до Господа (Исх. 3,9). И Он послал того, кому суждено было спасти Его народ от рабства, вывести из Египта, провести через бедствия и искушения в пу­стыне, дать Закон и образовать из него Цер­ковь Ветхого Завета, - Моисея. О нем и его миссии рассказывает книга, вышедшая в свет в издательстве Сибирская Благозвоница. Она называется – «Святой пророк Моисей: жизнь и история в прообра­зах и святоотеческих толкованиях».

***

Эта книга издана на основе магистерской диссертации, защищенной автором Павлом Игоревичем Мурилкиным в Московской Духовной Акаде­мии в 2013 году. В предисловии автор пишет:  «Исход» означает «выход». Этим словом традиционно обозначается история выхода ев­реев из Египта. Последующее сорокалетнее странствование перед обретением новой роди­ны, обещанной Богом, — Земли обетованной — тот период, который неотрывно связан с ним. И центральной фигурой здесь оказывается, не­сомненно, пророк Моисей, вождь и законода­тель, дарованный избранному народу Богом. В Исходе берет свое начало история не только сынов Израилевых как народа, но и самой духовной общно­сти, которую мы теперь называем Ветхозавет­ной Церковью. И Христианская, Новозаветная Церковь — исполнение ее обетовании, благо­словений и чаяний.

Как отмечает автор, ветхозаветный закон, который был основан в этот период, согласно христианскому учению, не был самодостаточным и имел, по слову апо­стола Павла, лишь тень будущих благ, а не са­мый образ вещей (Евр. 10, 1), то есть служил лишь приготовлением к Новому Завету, который установил Господь Иисус Христос. «Вся ветхозаветная история была направляема к ука­занию на Христа и Его великое дело спасения». Сам Спаситель неоднократно указывал на неразрывную связь двух Заветов и свидетель­ствовал о том, что Он пришел исполнить Ветхий Завет: Не думайте, что Я пришел нарушить за­кон или пророков: не нарушить пришел Я, но ис­полнить (Мф. 5, 17), - говорил Христос. Кроме того, многие уста­новления и события Ветхого Завета таинственно указывали на дело Домостроительства спасения человеческого рода, совершенное Искупителем с Его Пришествием в мир: «Действия, совершив­шиеся в Ветхозаветной Церкви, часто служили прообразами событий Церкви Новозаветной».

Эта тема взаимоотношения Ветхого и Но­вого Завета была объектом пристального вни­мания святоотеческой мысли с самого воз­никновения христианства. Ведь центральным моментом Ветхого Завета было ожидание Мес­сии — Христа, и христианские авторы, осно­вываясь на Священном Писании и Предании Церкви, стремились показать, что исполнение этого ожидания было реализовано в Иисусе Христе. Важно было подчеркнуть объектив­ную связь между двумя Заветами, происходя­щими от одного Божественного Откровения. Также огромную роль в деле раскрытия этого аспекта учения Церкви сыграл полеми­ческий момент. Необходимо было доказать пе­ред лицом иудеев, отрицавших Божество Хри­ста и приуготовительное значение Ветхого Завета по отношению к Новому, что первый нельзя рассматривать вне контекста второго и что Иисус из Назарета есть действительно Тот Мессия, о Котором говорили Закон и про­роки.

Кроме того Церковь в ранние века имела еще одну проблему в лице набиравших тогда силу и влияние гностиков и манихеев, которые силь­но извратили истинное христианское учение, представив его в совершенно ложном смысле. Они отрицали богодухновенность Ветхого За­вета, его статус Божественного Откровения. По­этому перед Церковью стояла задача защитить «тождество происхождения Закона и Еванге­лия как получивших начало от одного и того же Бога». Множество святых отцов и церковных пи­сателей первых веков посвятили этим важным вопросам свои многочисленные творения. Это и глубочайшие толкования на целые Книги или отдельные места Священного Писания Ветхого Завета, и богословские трактаты, а также пись­ма и творения иного жанра, в которых так или иначе рассматривается эта тема. С их помощью Христианская Церковь смогла осмыслить Священную историю Ветхого Завета, выработать свое отношение к различным ее действующим лицам, разработать церковное учение по важ­нейшим вероучительным вопросам.

Главный прием, которым пользовались при этом церковные авторы, усмотрение в ре­альных исторических лицах, вещах, событиях и действиях понятий о высших духовных пред­метах. При этом «события и конкретные лично­сти Священной истории Ветхого Завета имели типологическое (прообразовательное) значе­ние. Они были типосами, которые ука­зывали на Мессию и Его время». Неудивительно, что при выявлении таинственного смысла Священного Писания в цент­ре внимания оказались именно события Исхода. В действиях, событиях, отдельных подробностях, даже числах, встречающихся в повествовании, святые отцы и церковные писатели усматривали таинственное указание на события Нового Заве­та, а в пророке Моисее, центральной фигуре на­чального периода истории Ветхозаветной Церк­ви, видели прообраз Самого Христа.

Большое дерево берет свое начало в ма­леньком семечке. Точно так же грандиоз­ные события истории целого народа порой начинаются с действий одного человека. Для еврейского народа таким человеком стал Моисей. Неудивительно, что его личность служила объектом такого пристального внимания у святых от­цов и церковных писателей начиная с самых первых веков существования Христианской Церкви. Святые отцы, как убедятся читатели, осо­бо отмечают, что пророк Моисей был зна­чимой фигурой не только для израильтян, но самое главное — величественным оруди­ем в руках Божия Промысла, как человек, получивший от Самого Бога великую мис­сию быть подателем Закона, предваряющей ступени к христианству — спасительной ре­лигии, установленной Господом Иисусом Христом.

Но на этом очевидном историческом значении церковные авторы не останавли­ваются. Читая эту книгу, вы узнаете, что многие моменты и события жизни пророка Моисея были, по умозрению святых отцов и церковных авторов, прообразами определенных реа­лий новозаветной истории. Этот важный факт еще более возвышает пророка в общем представлении его служения в рамках дела Божественного домостроительства. Церковные авторы проявляли живой интерес и уделяли пристальное внима­ние преобразовательному значению про­рока Моисея, так как эта тема находится в контексте более широкого вопроса о ме­сте, смысле и значении Ветхого Завета как приуготовительной стадии перед установ­лением христианства, как времени про­роческого предвозвещения великих тайн, открытых людям в полной мере Господом Иисусом Христом.

И что особенно важно, по мнению автора, — такая роль Моисея была важна не столько для древних израильтян, сколько для христиан, ведь весь подлин­ный сокрытый смысл событий ветхозавет­ной истории стал ясен только с пришестви­ем Сына Божия во плоти. Понимал ли сам Моисей ту великую роль и свое преобразо­вательное значение, а также прикровенный типологический смысл всех событий, кото­рые совершались с ним и его соотечествен­никами? Мы не можем утверждать, в какой степени, но нам кажется, что в определен­ной мере, при Господнем содействии, — да, в силу того, что он был святым человеком, богодухновенным и праведным, на что определенно и неоднократно указывали церковные писатели. И христианские авторы видели в событиях ветхозаветной истории реальное прообразовательное значенине, которое им в каждый конкретный исторический момент придавал Сам Бог.

***

Святые отцы и церковные писатели, истол­ковывая каждую подробность, о которой по­вествует нам автор Книг Исход, Левит, Числа и Второзаконие, строили поразительные и глу­боко содержательные рассуждения нравствен­ного характера, умозаключения, обнимающие собой множество уровней смыслов вплоть до символического и аллегорического. Ввиду не­возможности охватить их все в этой книге, автор остановился лишь на самых значимых момен­тах истории Исхода и жизни пророка Моисея, уделяя пристальное внимание тем прообразам, которые в них видели церковные писатели пер­вых веков христианства. Кроме того, автор выражает надежду, что этот скромный труд прольет еще больший свет на жизнь и значение пророка Моисея как почитаемого Православной Церковью святого.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы