У книжной полки. Святитель Тихон Задонский. Духовный посох. Избранные места из трудов архипастыря

25 августа 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

Котомка через плечо да дорожный посох в руке. Вот и всё, что брал с собой в дальнюю дорогу странник, когда отправлялся в паломничество по святым местам. Зачастую путь ему предстоял трудный, но в духовном подвиге укрепляла его молитва и чтение Евангелия, которое лежало среди немногочисленных вещей в его котомке. Не последнюю роль в этом многокилометровом пути играл посох. Это простое приспособление облегало путь странника, и являлось незаменимым, когда он поднимался в гору. На этой земле мы все странники, и наши устремления должны возноситься горе, поэтому и в духовной жизни нам требуется посох, такой, на который всегда можно опереться, и он нас не подведет. Это «Духовный посох». Именно так называется книга, вышедшая в свет в Издательстве Свято-Троицкого Ионинского монастыря и занявшая сегодня место на нашей книжной полке.

***

Незаменимой опорой, духовным посохом, для нас на пути в Царство Небесное является чтение святоотеческих творения. По словам святителя Игнатия Брянчанинова, «Чтение писаний отеческих — родитель и царь всех добродетелей. Из чтения отеческих писаний научаемся истинному разумению Священного Писания, вере правой, жительству по заповедям евангельскому, глубокому уважению, которое должно иметь к евангельским заповедям. Словом сказать, — спасению и христианскому совершенству. Чтение отеческих писаний, по умалении Духоносных наставников, соделалось главным руководителем для желающих спастись и даже достигнуть христианского совершенства».

«Отныне, - говорит святитель, - во время краткой земной жизни, которую Писание не назвало даже жизнию, а странствованием, познакомься со святыми. Ты хочешь принадлежать на небе к их обществу, хочешь быть участником их блаженства? отныне поступи в общение с ними». Так святой отец советует каждому из нас, и обращает наше внимание на то, что должно выбирать чтение Отцов, непременно соответствующее нашему образу жизни. Так, например, отшельнику он советует читать труды тех Отцов, что писали о безмолвии; иноку, живущему в общежитии,— «Отцов, написавших наставления для монашеских общежитий». Ну а христианину, живущему посреди мира,— «святых Отцов, произнесших свои поучения вообще для всего христианства». Одним из таких Отцов является святитель Тихон Задонский.

Выходец из простой семьи, сам переживший в детстве ужасную нищету, святитель Тихон хорошо знал русский народ, знал его нужды, печали и радости. И поэтому, уже, будучи архипастырем, всегда заботился о людях: он шел в больницы, богательны, тюрьмы, раздавал все свои деньги. Как говорится в житии святителя, «вспоможение бедным и утешение скорбящих были самым приятным делом для его чувствительного сердца». Но не только материально помогал святитель: он всегда беседовал с людьми, наставлял их в православной вере. Снова в житии мы читаем: «В своих поучениях он раскрывал истину Евангельского учения, излагал жизнь, страдания и смерть Господа Иисуса Христа и, показывая образ нашего спасения, изъяснял различие между ветхим плотским и новым духовным человеком. Убеждал к постоянному бодрствованию среди опасностей нас окружающих. Возбуждал к покаянию, к любви Богу и ближним, учил о слове Божием, о вере».

Уйдя на покой, святитель всецело посвятил свое время богослужению, молитве и письменным трудам. Но не забывал и о тех, кто нуждался в его поддержке и утешении: он принимал посетителей и каждому говорил именно то, что тому было важно и нужно. А сегодня, эти слова вразумления, наставления, утешения, - мы можем найти в сохранившемся духовном наследии святого отца – в его многочисленных творениях. У кого есть возможность, он обязательно обратится к полному собранию сочинений святителя Тихона Задонского. У кого же нет пока такой возможности, он может взять книгу «Духовный посох», в которой представлены избранные места из трудов святого архипастыря. Поучения в ней расположены по алфавиту и раскрывают такие понятия христианской жизни, как например: благодарение, благочестие, Бог, вечность, власть, гнев, гордость, дружба, зависть, свобода, Священное Писание и многое-многое другое.

Так, открывают книгу наставления о бдительности. По словам схиархимандрита Иоанна (Маслова), «в духовной брани святитель советует христианину иметь в виду самое важное – не ослаблять усилий в борьбе с искушениями, какими бы они ни казались трудными или непреодолимыми. Эта бдительность с помощью Божией непременно приведет к победоносному концу». Постоянная бдительность по отношению к своему внутреннему миру, по словам святителя, должна быть насущной задачей христианина. «Богу молиться, - говорит святой отец, - надобно всегда, чтобы напасти вражией не подвергнуться. Бдите и молитесь, да не внидите в напасть, - говорит Христос ученикам, поскольку сатана всячески ищет человека уловить в погибель».

Размышляя над евангельскими словами: «Бдите на всяко время молящееся» (Лк. 21, 36), святитель отмечает: «Видишь, что часы, заведенные непрестанно идут. И хотя спим или бодрствуем, делаем или не делаем, непрестанное движение имеют. И приближаются к пределу своему. Такова и наша жизнь – от рождения до смерти непрестанно течет и убавляется. Успокаиваемся или трудимся. Бодрствуем, или спим. Беседуем с кем-то или молчим. Непрестанно время течение свое совершает и к концу своему приближается. И уже к концу ближе жизнь стала ныне, чем вчера и позавчера. С этого часа, нежели прошедшего. Так нечувствительно наше житие сокращается! Так проходят часы и минуты! А когда окончится цепочка, и перестанет ударять маятник, не знаем того. Промысел Божий скрыл от нас это, да всегда готовы будем к исходу, когда ни позовет нас к себе Владыка наш Бог. Блажен тот, его же Господь найдет бодрствующим (Лк. 12.37). Окаянен тот, кого Он в греховном сне погруженным обрящет!»

Что еще говорит святитель о бдительности, которая необходима каждому христианину, вы прочитаете сами на страницах книги. А мы перейдем к следующему понятию – «благодарение». Как пишет отец Иоанн (Маслов), «постоянное памятование любящего сердца о Боге заключается, по мысли Задонского чудотворца, в непрерывном благодарении за Его бесконечные милости к грешному человеку в молитвенной беседе с Ним и богомыслии. Пример сердечной благодарности, по словам святителя Тихона, нам показал Сам Христос, Сын Божий, «егда возрадовася духом и рече: исповедаютися, Отче, Господи небесе и земли!» (Лк. 10, 21). Показала пример и Пресвятая Матерь Его, Пречистая Дева Мария, когда радостным духом воспела эту песнь: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей», — и прочее (Лк. 1, 46-55).

Святой Давид во многих псалмах радостным духом и благодарным сердцем и устами воспевает благость Божию и других к этому пресладкому ликованию созывает: «Возвеличьте Господа со мною, и вместе превознесем имя Его». И еще: «Вкусите и видите, как Благ Господь» (Пс. 33, 4, 9). Ибо свойство благодарного сердца, - говорит святитель, — не только самому благодетеля своего прославлять, но стараться, чтобы и другие славили его». «Как далее показывает святитель Тихон, чувство благодарности рождается от размышлений о Божиих благодеяниях; так как эти благодеяния «не только неисчислимы, но и умом непостижимы», то и чувство благодарности у любящего человека никогда не должно иссякнуть. «Куда ни посмотрим, – говорит святой отец, – куда ни обратим очи и ум наш, везде имеем довольные случаи благость Божию прославить». И эта благодарность со стороны человека есть богоугодное средство, привлекающее в его душу благодатные струи Божественной жизни». Более подробно о благодарении, а также о других духовных проявлениях души, о добродетелях и страстях, о Таинствах и Священном Писании, и о многом другом говорит святитель Тихон со страниц этой книги.

***

Святитель Тихон Задонский отошел ко Господу 26 августа 235 лет назад. Не смотря на прошедшие века духовные творения святого архипастыря, по-прежнему служат человеку, ищущему спасения, духовным руководством на всех путях его жизни. Наставления святого отца утешают в скорбях, отвращают от грехов, учат добродетельной жизни, объясняют христианские обязанности человека, как в отношении к своей семье, так и к обществу в целом. Живое слово доброго пастыря, проникнутое любовью к Богу и грешному человеку, является также духовным посохом, помогающим пройти нелегкий и тернистый путь к Царству Небесному.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать