Аудио |
|
Скачать .mp3 |
14 августа 1836 года, т.е. 183 года назад, в селе Егорье на Березе Смоленской губернии появился на свет Божий будущий просветитель Японии - Иван Дмитриевич Касаткин. Он родился в семье бедного сельского диакона, и когда пришло время для поступления в семинарию, ему пришлось пройти 150 верст пешком, т. к. денег на подводу не было. Да и после поступления он годами терпел лишения и голод. Получив духовное образование в Петербургской Духовной Академии, и приняв монашеский постриг с именем Николай, он решил посвятить себя апостольскому служению в Японии. В стране восходящего солнца святитель Николай прожил 50 лет. И не было человека в Японии, после императора, который пользовался бы такой известностью. О жизни и апостольских трудах великого миссионера рассказывает книга, вышедшая в свет в Издательстве Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Она называется - «Святитель Николай Японский в воспоминаниях современников».
***
Смоленский уроженец, будущий святитель Николай, впервые ступил на Японскую землю 2 июля 1861 года. Молодой иеромонах, только что окончивший со степенью кандидата богословия Санкт-Петербургскую Духовную академию, прибыл в небольшой порт Хакодатэ на место настоятеля церкви при открывшемся русском консульстве. Подвиг монашества и апостольские труды предстояли отцу Николаю в условиях страны, следовавшей политике самоизоляции, где уже более двух веков действовал запрет на исповедание христианской веры, где, по его словам, «на иностранцев смотрели как на зверей, а на христианство - как на злодейскую секту». Свое служение он начал с глубокого изучения языка, истории, культуры, религии, быта японского народа.
Почитая святым долгом «влагать сердце и душу» в проповедь Православия в Японии, он непреложно верил в успех дела, начатого по воле Божией: «Мой единственный смысл жизни и радость — просвещение Японии Православием, и я верю, что сие будет, верю так же твердо, как верю в Бога...», - говорил владыка. В 1870 году стараниями святителя Николая была учреждена Русская Духовная миссия в Японии, которую он и возглавил в соответствии с определением Священного Синода. Более полувека, до дня и часа блаженной кончины, продолжалось его подвижническое служение на Японской земле. За эти годы, пройдя через тяготы отчуждения, недоброжелательства, вражды и Русско-японской войны, миссионеру удалось с Божией помощью создать Поместную Церковь.
Пятидесятилетие апостольского служения святителя Николая торжественно отмечалось в Японии и России в июле 1911 года. Всеобщее признание и доверие выразилось в словах юбилейной речи губернатора Токио: «...великие заслуги, какие оказал нашему государству маститый учитель Николай, не ограничиваются успехами одного только миссионерства, но также заключаются в том, что он содействовал развитию цивилизации в нашей стране». Последнюю литургию архиепископ Николай отслужил, будучи уже тяжело больным, в день Рождества Христова 1912 года. «Я всю свою жизнь отдал Японской Церкви, - говорил Владыка. - А теперь пришла пора отдать ей и тело. Мое тело обратится в японскую землю. Пусть будет оно залогом, что моя душа всегда будет с Японскою Церковью. И там я буду за нее молиться...».
16 февраля 1912 года неутомимый святитель Божий тихо предал дух свой Господу. Проститься с почившим архипастырем и проводить его в последний земной путь на кладбище Янака собрались десятки тысяч японцев. Император Японии прислал на гроб святителя великолепный венок из живых цветов с иероглифами: «Высочайший дар». Отпевание совершалось по-японски. Перед гробом несли Смоленскую икону Пресвятой Богородицы, с которой владыка никогда не расставался, - память и благословение Родины. 10 апреля 1970 года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил прославить святителя Николая в лике святых для общецерковного почитания. В тот же день был подписан Томос об автокефалии Японской Православной Церкви.
По словам Галины Бесстремянной, автора-составителя этой книги, «к настоящему времени издано и продолжает издаваться творческое наследие равноапостольного святителя, опубликованы его творения, увидели свет его письма и дневники. В той книге собраны публиковавшиеся век тому назад в малодоступных теперь периодических изданиях отклики на кончину святителя Николая Японского его современников — русских и японцев - свидетелей жизни и апостольских трудов великого миссионера. Читатель сможет яснее представить себе, каким был в повседневной жизни святитель Николай, в каких условиях приходилось жить и работать ему и его ближайшим сотрудникам, как создавались основания новой духовной семьи японских первохристиан, как строились человеческие отношения в младенствующей Японской Православной Церкви.
Среди представленных в книге материалов составитель отмечает следующие: рассказ протоиерея Петра Синявского, родственника святителя Николая, о детских годах и семье архипастыря. Подробнейшее описание жизни Русской Духовной миссии, принадлежащее известному ученому-востоковеду Дмитрию Матвеевичу Позднееву. Взволнованное дневниковое повествование епископа Сергия (Тихомирова) о последних днях и преставлении архиепископа Николая. Обстоятельный очерк преподобномученицы монахини Анастасии (Платоновой) о жизни апостола Японии; трогательные рассказы о равноапостольном учителе его японских воспитанников.
Впервые публикуются два письма владыки: известному благотворителю московскому купцу Алексею Михайловичу Полежаеву, ставшему крестным отцом одного из японцев, и катехизатору Пимену Усуи. В книгу включено также собрание удивительных, полных отеческого попечения о Японской Церкви писем, адресованных святителем Николаем однокласснику, другу и соратнику протоиерею Николаю Благоразумову. Вместе со статьей «Япония и Россия», где святитель размышляет о судьбах этих родных для него стран, печатаются воспоминания архиепископа Никона (Рождественского) о взглядах просветителя Японии на будущее России и кончину мира.
Кроме того, эта книга знакомит читателя с редкими фотографиями, собранными ее составителем доктором экономических наук Галиной Бесстремянной в годы учебы и научной работы в Японии. В их числе — уникальный фотоальбом 1912 года, запечатлевший чин погребения апостола Японии, снискавшего всенародное признание и в просвещенной им стране, и в России. Автор альбома - профессиональный фотограф, православный христианин Иоанн Мидзутани Тэйдзиро — документально запечатлел все события погребения великого миссионера.
***
Нерукотворным памятником святителю Николаю стала Японская Православная Церковь, выстоявшая во время всех невзгод и испытаний. Это революция 1917 года и потеря контактов с Россией; разрушительное землетрясение 1923 года и восстановление Токийского собора; тюремное заключение митрополита Сергия (Тихомирова) в последние месяцы Второй мировой войны и его кончина сразу после выхода на свободу; наконец, трагические события последнего времени, связанные с Великим землетрясением 11 марта 2011 года. Ныне православных христиан в Японии не меньше, чем во время святителя Николая. Японская Православная Церковь продолжает быть церковью апостольских времен и сеет семя учения среди язычников. О ней автор-составитель Галина Бесстремянная также рассказывает на страницах данной книги.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Всенощное бдение 18 мая 2024 года
Этот день в истории. 18 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!