Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Часто на богослужениях мы слышим имена святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, произносимые вместе. И поэтому, когда произносится одно имя, сразу вспоминаются имена и двух других отцов. Каждый из них являет собою пример жизни во Христе, пример для всех верующих. Но было время, когда верующие люди разделились в своем почитании и спорили, кто из святителей выше по достоинству и ближе к Богу. Продолжалось это до тех пор, пока сами святители не явились местному архипастырю и не повелели прекратить распри. С тех пор появился особый день празднования Трех святителей, который отмечается сегодня. О жизни и трудах трех великих иерархов можно сказать многое, но мы сегодня остановимся на трудах одного из них и предложим вашему вниманию «Избранные беседы» святителя Иоанна Златоуста.
***
Святителя Иоанна Златоуста последующие святые Отцы именуют «устами Христовыми, светилом всемірным, вселенским учителем». Церковь прославляет его в своих молитвах: «От небес приял еси Божественную благодать и твоими устами всех учишь покланяться в Троице Единому Богу, Иоанне Златоусте всеблаженный, преподобный, достойно хвалим тебя, наставника, являющего нам Божественное». Кроме богодухновенных молитв Божественной литургии, святитель оставил нам изъяснения и толкования почти всего Священного Писания, а также свои многочисленные проповеди и письма. Святой Иоанн родился в христианской семье, в середине 4 века в Антиохии, где в то время всё отчётливее звучала христианская проповедь. Стремление к знаниям, благочестию привила ему мать, которой пришлось в одиночку после смерти мужа поднимать двоих детей. С малых лет настольной книгой Иоанна было Священное Писание, много времени он посвящал молитве.
В двадцатилетнем возрасте он принял Святое Крещение, подойдя к этому осознанно и вдумчиво под влиянием своего наставника — епископа Мелетия. Будущий святитель укрепился в мысли выбрать монашеский путь, что стало возможным после смерти матери. Новопостриженный монах начал вести чрезвычайно аскетическую жизнь, что негативно отразилось на его здоровье. В 381 году состоялось его рукоположение во диакона, а через пять лет он стал священником. Две главные задачи, которые были на него возложены: это забота о неимущих и страждущих и проповедь слова Божия. С обеими задачами святитель Иоанн справлялся блестяще: его усилиями в 388 году удалось утихомирить жителей Антиохии, недовольных чрезмерным налоговым бременем. Не последнюю роль в этом сыграли его пламенные речи о милосердии к ближнему, которые разошлись на цитаты, а его прозвали Златоустом.
В 397 году в Константинополе решался вопрос, кто займёт епископскую кафедру — несмотря на козни высшего света, епископом был избран святой Иоанн. Ему пришлось нелегко: высшие слои общества, обладающие материальными благами, ненавидели его, так как он обличал их в своих проповедях, крайнюю неприязнь к нему испытывала римская императрица Евдоксия. И как следствие: в 404 году святителя арестовали и отправили в ссылку в Армению, но и оттуда ему удавалось через письма поддерживать своих последователей. Последние годы жизни святителя Иоанна Златоуста прошли в лишениях и болезнях, в начале осени 407 года он со словами «Слава Богу за всё» отошел ко Господу. Память святого отца почитается несколько раз в году, а его сочинения читаются, изучаются, переиздаются и на протяжении веков не теряют своей актуальности. А всё потому, что время идет, одни столетия сменяют другие, но не меняются духовные проблемы человека, что явственно видишь, читая сочинения святителя.
Этот замечательный сборник, являющийся подлинной популярной энциклопедией христианского нравоучения, был составлен в 1876 году иноком Оптинского Иоанно-Предтеченского скита Стефаном Дерябиным. И вот уже более столетия он неизменно пользуется успехом у православных читателей. Из более чем 800 бесед святого Златоуста в сборник включены 150, и сами эти выбранные беседы приводятся не полностью (за исключением одной), а дается лишь часть каждой из них, касающаяся той или иной темы. Здесь читатель сможет найти ответы на многие вопросы, волнующие человека, вступающего на путь христианской жизни: как можно молиться непрестанно, почему действительно не надо осуждать других людей, какой вред мы наносим своей душе, завидуя другим, гневаясь, злословя других, упиваясь вином, предаваясь развлечениям, посвящая свой досуг зрелищам, общаясь с порочными людьми.
Читая наставления святителя Иоанна, вы узнаете, почему нельзя клясться, говорить о других что-либо плохое, мстить за себя, как относиться к богатству, роскоши и бедности, как переносить скорби, болезни и страдания, смерть близких, как научиться прощать обиды, как полюбить своих врагов и многое другое. Рассмотрим для примера некоторые беседы, представленные в этом сборнике. В первой из них святитель говорит о беспечности людей относительно духовной жизни, а ведь эта беспечность мешает нам наследовать Царство Небесное. «Для чего мы, - говорит святитель, - навлекаем на себя столько забот, кроме естественных, причиняем себе так много беспокойств и возлагаем на себя столь великие бремена? Разве не довольно нам забот о желудке, об одежде и о доме? Разве не довольно попечений о (вещах) необходимых?
Между тем Христос удаляет от нас и эти (заботы): «не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться» (Мф.6:25). Если же не должно пещись о необходимой пище и одежде, и даже о наступающем дне, то будут ли когда-нибудь в состоянии воспрянуть те, которые налагают на себя столь великое бремя и под ним погребают себя? Разве вы не слышали, что говорит Павел: «никакой воин не связывает себя делами житейскими» (2Тим.2:4)? А мы предаемся роскоши, объедению и пьянству, сильно трудимся над предметами посторонними, а касательно предметов небесных оказываемся слабыми». Далее святой отец увещевает слушающих его, а вместе с ними и нас, не заботиться о приобретении богатств земных, но собирать сокровища духовные.
В одной из следующих бесед святитель Иоанн сокрушается о том, что мало христиан в храме. «Когда посмотрю на вашу малочисленность, - говорит архипастырь, - и вижу, что наше стадо уменьшается в каждое собрание, то и скорблю, и радуюсь: радуюсь из-за вас, которые здесь теперь; скорблю из-за тех, которых здесь нет». Святитель хвалит тех, кто пришел в храм Божий, называя их «счастливыми и блаженными», и порицает тех, кто предался беспечности, кто оставил «единое на потребу». Слушающим его он напоминает слова пророка, который говорит: «желаю лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия» (Пс.83:11). Те же, кто не пришел на церковное собрание, предались житейским заботам, которые хоть и бывают необходимы, но не извинительны, когда нас призывает Бог. «Сперва, - наставляет святитель, - честь Богу, а потом уже забота о прочем».
«Увещеваю вас, внимать и вразумляться», - постоянно взывает святитель к своим собеседникам. Увещевает не гордиться, потому что, все мы однажды предстанем пред Судом Божиим и увидим, что хвалиться нам не чем. Увещевает всегда призвать имя Божие и за все благодарить. Где бы не были мы, везде должно молиться и благодарить Господа. «Ешь ли, пьешь ли, женишь ли, отправляешься ли в путь – все делай во имя Божие, - то есть призывая Бога на помощь. Берись за дело, прежде всего помолившись Богу». Увещевает святитель избегать людей порочных, потому как, говорит он, «тела часто погибают от заразы испорченного воздуха, так точно и душа часто терпит вред от общения с людьми порочными». Он увещевает людей от смертных грехов: гордыни, тщеславия, высокомерия, гнева, зависти, алчности, сребролюбия. Обо всем этом говорит святой отец со своими собеседниками, призывая «внимать и вразумляться».
***
После смерти святителя Иоанна Златоуста стали появляться «Эклоги» — сборники его бесед на самые разные темы: о любви, о душе, о молитве, о счастье и несчастье, о болезни и врачах, о высокомерии и тщеславии, о терпении и великодушии, о зависти и так далее. Эти сборники его бесед стали распространяться в христианском мире и стали любимейшим чтением христиан всех времен, подлинной усладой их жизни. Сколько веков прошло, как умолкли златоустые уста, но его богодухновенное слово продолжает возжигать человеческие сердца, призывая их к истинной христианской жизни. В чем же тайна святого Иоанна Златоуста, этого великого и дивного учителя нравственности, озарившего всю вселенную светом православного учения? Для того чтоб ответить на этот вопрос, нужно читать сочинения святого отца. А начать можно с этой книги, в которой собраны «Избранные беседы» святителя Иоанна Златоуста.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Читаем Апостол. 26 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!