Аудио |
|
Скачать .mp3 |
25 октября 1962 года исполнилось 50 лет со дня монашеского пострига епископа Афанасия (Сахарова). Незадолго до юбилея он стал говорить, что ему пора умирать, а келейница в ответ на эти слова заметила, что не перенесет этого. Но владыка Афанасий ей строго сказал: «Разве можно так привязываться к человеку? Этим нарушаешь свою любовь к Господу. Не одна, а с Господом останешься!» И вот, 28 октября скорбная весть о смерти владыки облетела Петушки, Владимир, Москву – всю Россию, всех православных людей, которые знали и чтили святителя Афанасия. Скорбной она была оттого, что смерть похитила у верующих людей того, кто был мил и дорог их сердцу. А между тем была и радость, ведь по своем преставлении святитель Афанасий стал скорым помощником в различных нуждах всем, с верою обращающимся к нему с молитвой. О его жизни рассказывает книга, которая вышла в свет издательстве Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Она называется – «Святитель Афанасий (Сахаров), исповедник и песнописец».
***
Жизненный путь святителя Афанасия (Сахарова), исповедника и песнописца, неразрывно связан со Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой. От крещения носил он имя преподобного Сергия Радонежского. Впоследствии учился в Московской Духовной академии, где в Покровском храме был пострижен в монашество, рукоположен во иеродиакона и иеромонаха. Будущий святитель окормлялся у духовника лаврской пустыни старца иеромонаха Серапиона. И всегда считал себя иноком Лавры. Находясь под покровительством святого Сергия, епископ Афанасий перенял от печальника земли Русской неистощимую любовь к Богу, Православной Церкви и Святой Руси. Он сохранил эту любовь и среди тяжких многолетних страданий за Христа, претерпев их от безбожной власти.
По слову апостола, никто не мог разлучить святителя Афанасия от любве Божия больше того, любовь о Господе он простирал на своих гонителей, соузников, неверующих и отпадших в расколы. Кроме дара страдати за Христа, епископ Афанасий имел дар проповедания слова Божия и особенно — литургический дар. Исповедничество он соединял с исповеданием, с хвалою Богу. Воистину, преосвященный Афанасий мог сказать вместе с псалмопевцем: «Пою Богу моему, дондеже есмь», ибо литургическая жизнь была воздухом его души.
Во всех обстояниях он не только неизменно хвалил и благодарил Бога, не только стремился к совершению богослужения, но и фундаментально исследовал дух богослужебного устава, незамедлительно откликался на нужды Церкви и Отечества, составляя новые богослужебные последования и редактируя уже существующие. Литургическим памятником любви епископа Афанасия к Святой Руси, духоносной молитвой его об «исцелении ея сокрушения», а также архипастырским призывом к такой любви и молитве стала Служба Всем святым, в земле Российской просиявшим. Темница не смогла утаить свет исповеднического подвига преосвященного Афанасия. В последние же годы жизни, когда он назидал и утешал как письменно, так и лично множество обращавшихся к нему людей со всех концов России, а также и из иных стран, раскрылся его дар старчества.
Глубокое смирение сочеталось в нем со строгим аскетическим подвигом. Милующее сердце епископа Афанасия, по слову апостола, было расширено для всех, не исключая врагов, оно всех обнимало любовью, всем желало спасения, молилось за весь мир. Отдавая дань любви и почитания святителю-исповеднику Афанасию (Сахарову), Свято-Троицкая Сергиева Лавра издала его жизнеописание, составленное игуменией Сергией (Ежиковой) на основе обширных архивных, опубликованных и неопубликованных материалов, в том числе принадлежащих самому исповеднику Божию, проведшему в тюрьмах, лагерях и ссылках более тридцати лет жизни. В книге рассказывается и о литургических трудах святителя, составителя Службы Всем святым, в земле Российской просиявшим, и других гимнографических текстов, автора фундаментального исследования «О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви».
По словам архимандрита Матфея (Мормыля), «в церковных кругах имя епископа Афанасия (Сахарова) прежде всего связано с его литургической деятельностью и подвигом исповедничества. Владыка Афанасий был литургистом от Бога, литургистом-харизматиком. Можно сказать, с молоком своей благочестивой матери он впитал любовь к богослужению и с раннего детства особенно прилежал ему. Еще в Шуйском Духовном училище он пытался составить особый тропарь Шуйской-Смоленской иконе Богоматери. Во время учебы в Московской Духовной академии любимыми предметами будущего святителя были литургика и гомилетика. Он явился достойным преемником известных литургистов, профессоров Московских Духовных школ Ивана Даниловича Мансветова и Александра Петровича Голубцова. Кандидатское сочинение епископ Афанасий писал на тему «Настроение верующей души по Триоди постной», в котором он рассматривает христианство как постоянный подвиг покаяния и делает вывод, что Триодь постная представляет интерес не для одного только времени Великого поста.
По окончании академии епископ Афанасий, будучи иеромонахом, преподавал литургику и гомилетику в Полтавской, а затем во Владимирской Духовной семинарии. Его вдохновенные лекции о красоте и величии, о духовной силе православного богослужения оставляли незабываемое впечатление в душах воспитанников. Ученики сравнивали его преподавание с ангельским пением хвалы Богу. Быв избран членом Священного собора Православной Российской Церкви 1917/18 годов, епископ Афанасий трудился там и в Отделе о богослужении, проповедничестве и храме. В связи с восстановлением Собором праздника Всех святых, в земле Российской просиявших, в 1918 году он вместе с академиком Борисом Александровичем Тураевым составил службу на этот праздник. Почти всю последующую жизнь, до 1955 года, большей частью в заключении, епископ Афанасий работал над усовершенствованием этой службы. И не случайно полюбились православному русскому народу духоносные слова из этой службы: «Русь Святая, храни веру православную, в нейже тебе утверждение».
Служение прославлению русских святых и русских святынь занимало особое место в жизни преосвященного Афанасия. Всю жизнь он собирал службы русским святым, которые вошли в богослужебные Минеи, изданные Московской Патриархией в 1970-1980-х годах. На Священном соборе 1917/18 годов епископом Афанасием был прочитан доклад «О внесении в церковный месяцеслов всех русских памятей», который был одобрен Собором. В феврале 1923 года епископ Афанасий в Таганской тюрьме освятил антиминс для своего келейного походного храма в честь Всех святых, в земле Российской просиявших. Для этого храма им был составлен синодик о упокоении, содержащий всего около трех тысяч имен «подвижников благочестия земли нашей... за веру православную и за Русь Святую подвизавшихся, архипастырей и пастырей, строителей и правителей ея» с XI по XX век.
С 1922 года, в течение почти 30-ти лет, жизнь епископа Афанасия проходила в заключении, ссылках и «горьких работах» в лагерях. Но и там, в невероятно тяжелых условиях, иногда едва живой, он неизменно стремился совершать богослужение, хотя бы и кратко, на память. Он говорил о себе, что его отрадой было богослужение, и именно его избрал Господь в жертву. А после окончательного освобождения с марта 1955 года до самой кончины ежедневное уставное совершение суточного богослужебного круга вновь стало основным правилом епископа Афанасия. Только глубокая скорбь преисполняла его сердце при совершении служб русским святым, мощи многих из которых были осквернены, а обители, где они подвизались, разорены. Вспоминая о намоленных предками храмах и святынях, святитель плакал с псалмопевцем: «Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя...» (Пс. 136, 5). Последними словами его были: «Молитва всех вас спасет».
***
В 1962 году, в день именин преподобного Сергия, превозмогая болезнь, святитель Афанасий совершал молебен игумену земли Русской и мученикам Сергию и Вакху. По окончании молебна он удостоился чудного видения и попросил келейницу, петь вместе с ним: «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны, Сыне Божий, во святых дивен сый, поющия Ти: Аллилуиа», а затем тропарь и кондак русским святым. Из этого, по словам автора, можно заключить, что в день памяти печальника земли Русской аввы Сергия, преосвященному Афанасию явились Сам Господь с сонмом русских святых, прославлению которых он посвятил всю свою жизнь. В 2000 году Владыка сам был прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских. Обратимся и мы к теплому предстательству святителя Афанасия и напишем в сердцах наших его завет, запечатленный исповедническим подвигом: «Русь Святая, храни веру православную, в нейже тебе утверждение».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 20 мая
День ангела. 20 мая
Церковный календарь 20 мая. Обретение мощей преподобного Нила Мироточивого, Афонского
Евангелие 20 мая. Иисус говорит ему: пойди, сын твой здоров. Он поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошел
Читаем Апостол. 20 мая 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!