У книжной полки. Л.В. Филимонова. Святая Наталия

8 сентября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

«Христианская вера с самого начала была нелегким выбором для всех ее исповедников. Господь, Которому служили христиане, умер на Кресте, будучи осужден как как преступник. С самых ранних периодов церковной истории, описанной в книге Деяний святых апостолов, мы видим примеры гонений и примеры торжества христианского духа. К христианам апостольских времен соплеменники всегда относились как к предателям и еретикам. Они считали, что христианство - это опасная ересь. Поэтому первыми гонителями христиан были их соплеменники - иудеи. Факт принятия Христа как Господа и Спасителя был важнейшим шагом в жизни каждого верующего и требовал от него настоящей жертвы». О святых мучениках, сделавших этот важный шаг и отдавших свои жизни за веру Христову, рассказывает книга, которая вышла в свет в издательстве Сибирская Благозвонница и называется «Святая Наталия».

***

В этой небольшой по формату книге представлено житие святых Адриана и Наталии, верных Богу и любящих супругов, которых почитают не только как мучеников, но и как покровителей семейной жизни. Поэтому и имена их, как святых Петра и Февронии, обычно упоминаются в неразрывной связке. В издании содержится канон и акафист мученикам, собраны материалы, раскрывающие подвиг мученичества за Христа, как в первые века христианства, так и прошлого столетия. За двадцать веков жизни Церкви мученической кончины удостоились многие тысячи христиан. Но самый большой сонм мучеников и исповедников дала Россия в XX веке. Поэтому в этой книге рассказано и о других святых Наталиях - новомученицах российских.

Для начала вкратце вспомним Житие святых Адриана и Наталии, в котором говорится, что Наталия была верующей христианкой, Адриан же придерживался эллинской религии - религии многобожия. Мы не знаем подробностей заключения их брака. Можем только догадываться, как молодой жене было трудно скрывать свою веру от самого близкого ей человека - своего мужа. Из Жития известно, что Адриан был знатным человеком, занимал высокий пост, являясь одним из начальников судебной палаты, куда доставляли арестованных христиан. Он стал свидетелем терпеливого и мужественного страдания мучеников за веру Христову, которые, даже зная, что их жестокие пытки будут продолжаться, не соглашались отказаться от своей веры в Истинного Бога.

Адриан стал их расспрашивать об этом до­селе неведомом ему Боге, ради Которого они так страдают. После ответов мучеников он сказал судебным писцам: «Запишите и мое имя с этими святыми, так как теперь и я - христианин и вместе с ними умру за Христа!» Писцы записали его имя в число осужденных, а разгневанный царь повелел заковать Адриана в железные цепи и заключить в темницу. Когда Наталии сообщили о том, что ее муж в тюрьме, сначала, охваченная ужасом, она горько заплакала. Но услышав от одного из слуг Адриана, что ее супруг объявил себя христианином, она возрадовалась духом и перестала плакать. Какое облегчение испытала эта молодая женщина, когда поняла, что ее муж теперь тоже христианин и ей больше не надо таиться от него. Она твердо решила последовать его примеру и тоже объявить себя христианкой. Наталия пошла за своим мужем в темницу и помогала ему и другим пленникам, перевязывая их раны.

Христианство учит, - читаем мы на страницах сборника, - что брак - это союз двух людей на всю жизнь. При этом, христианство осмысляет брак не только как основание здешнего земного бытия, но и как возможный путь духовной жизни, путь, ведущий в Царство Небесное. Житие святых мучеников Адриана и Наталии дает нам понять: христианская вера супругов настолько сделала их едиными, что страх смерти не смог разъединить их и заставить отступить ни от Бога, ни друг от друга. Как говорится в данном издании, тело мученика Адриана было погребено неподалеку от Византии вместе с телами других мучеников, которые были увезены из Никомидии благочестивыми христианами, дабы уберечь их от осквер­нения. Там же, недалеко от его могилы, поселилась и в молитве провела остаток своих дней и его супруга Наталия. После мученической кончины мужа, она прожила еще несколько лет, после чего мирно отошла ко Господу. Но за перенесенные ею бескровные страдания святую прославили в лике мучеников вместе со святым Адрианом. Ее муки были особые, и может быть, самые тяжелые: она видела пытки и страдания мужа, она подбадривала его, она просила его предпочесть смерть в вере жизни без Христа.

В 4 веке святитель Митрофан, епископ Византии, построил церковь во имя Адриана и Наталии, где хранились мощи святых. Позже мощи были перенесены из Константинополя в Рим, где папа Гонорий I построил на форуме (в бывшем здании сената) посвященный им храм. Храм этот был снесен между 1930 и 1936 годами, чтобы восстановить более древнее здание римского форума. В настоящее время рака, где покоятся мощи святой мученицы Наталии, находит­ся в соборе святого Лаврентия в Милане. Каждую неделю там служится акафист на мощах святой. Этот храм является одной из самых древних церквей христиан­ского мира, построенной еще святым равно­апостольным Константином. В нашей стране также в честь благочестивых супругов Адриана и Наталии издревле освящались приделы в церквях, возводились храмы. Впоследствии, как и многие другие церкви, почти все они были разрушены большевиками.

Один из таких храмов - приходской храм Адриана и Наталии в Мещанской слободе, построенный в 1672 году и освященный по именинам царицы Наталии Кирилловны Нарышкиной, только что обвенчавшейся с царем Алексеем Михайлови­чем. Храм пал жертвой социалистической реконструкции Москвы, уцелела лишь ико­на святых Адриана и Наталии, переданная в Знаменскую церковь в Переяславской слободе. Другой храм - во имя святых мучеников Адриана и Наталии в Бабушкине (на Ярославском шоссе), - счастливо избежал разрушения и действует в Москве до настоящего времени. Также возродился из пепла и разрушения храм во имя святых мучеников Адриана и Наталии в Одессе. Историю этих церквей читатель найдет на страницах книги.

Как далее отмечает автор-составитель, с самых ранних периодов церковной истории, описанной в книге Деяний святых апостолов, мы видим примеры гонений и примеры торжества христианского духа. Верующие ранней Церкви почитали мучеников как совершенных христиан и именовали их святыми, поскольку те явили высшее доказательство любви, отдав свою жизнь за Христа; поэтому первые христиане обращали к мученикам молитвы о заступничестве. Место и время гибели мученика, а также его мощи и гробница почитались священными не только его родственниками, но и всей Церковью, а день его смерти вносился в церковный календарь.

Как я уже отмечала, за двадцать веков мученическую кончину приняли многие христиане, но больше всего пострадало верующих людей в России в XX веке. Всех их ныне мы величаем как новомучеников и исповедников Церкви Русской. Никогда еще в истории христианства не было такого жестокого и длительного гонения. Никогда еще богоборческая и антихристианская власть не совершала столь массовых злодеяний и столь явного излияния ненависти к Православию и Церкви Христовой. В годы красного террора миллионы людей были умучены. Тысячи и десятки, а может, и сотни тысяч – этого мы, к сожалению, не узнаем уже никогда – умерли с верой, молитвой и покаянием на устах и в сердце. Часто только из-за веры люди считались неблагонадежным элементом для неверующей власти и подвергались гонениям. Но они не только не озлоблялись в этих нечеловечески страшных условиях, но еще и помогали другим, укрепляли в людях веру, мужество, утешали, защищали.

В этой книге рассказывается о святых Наталиях, святых уже нашего времени – о новомученицах. Назовем лишь их имена. Наталия Ивановна Сундукова, Наталия Тихоновна Силуянова, Наталия Васильевна Васильева – они были расстреляны в Карлаге. Инокиня Наталия (Бакланова) и Наталия Лукьяновна Сивакова - скончались в заключении. Акмолинские мученицы - Наталия Федоровна Копытина и Наталия Семеновна Карих. Среди Бутовских мучеников - погребенные в безвестной общей могиле послушница Наталия Ульянова и церковная староста Наталия Скопинская (Козлова). Подробнее о них рассказывает данная книга.

***

По словам издателей, Русская Церковь благоговейно хранит святую память о тех, кто засвидетельствовал во время гонений свою веру, надежду и любовь ко Христу и Его Святой Церкви даже до смерти и оставил о себе грядущим поколениям христиан свидетельство о том, что живем ли - для Господа живем; умираем ли - для Господа умираем. Претерпев великие скорби, они сохранили в сердце мир Христов и стали светильниками веры, как для соприкасавшихся с ними людей, так и для последующего поколения.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать