У книжной полки. Старец-мирянин Феодор Соколов и его окружение

14 декабря 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

«Без праведника не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша». Испокон веков сохраняет Господь род человеческий по молитвам святых людей, простых, иногда незаметных. Но при встрече с ними люди, сами того не замечая, становятся добрее, лучше, чище. Как при ярком свете становится заметнее пыль, так при приближении к человеку Божию, становится заметнее наша беззаконная жизнь, противоречащая заповедям Господним. Общение же с праведником помогает внимательнее взглянуть на себя и начать очищать свою душу от греховной пыли. Книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию, знакомит читателя с праведником 20 века, необыкновенным русским человеком, кре­стьянином, старцем Феодором Соколовым. Об этой книге, вышедшей в свет в издательстве Свято-Троицкой Сергиевой Лавры – далее в нашей программе.

***

Книга «Старец-мирянин Феодор Соколов и его окружение» по словам издателей, проливает свет на малоизвестные страницы истории церковной жизни Вологодского края в послере­волюционные годы. Основное внимание сосредоточено на личности крестьянина-подвижника Феодора Соколо­ва, простого крестьянина, не обученный грамоте, но между тем человека больших духовных дарований, к которому за молитвенной помощью обращались верующие в пери­од массового закрытия храмов и репрессий против свя­щеннослужителей. Феодор Соколов — один из старцев-мирян, которые своими наставлениями помогали в пери­од гонений на Церковь сохранять и укреплять в народе православную веру.

Первая часть книги, подготовленная доктором фило­логических наук Гелианом Михайловичем Прохоровым, вышла в свет в 2002 г. и стала библиографической редкостью. В предлагаемом издании она перепечатывается с небольшой редактор­ской правкой и сокращениями. Вторая часть книги, со­ставленная монахиней Даниилой (Никитиной), публику­ется впервые. В эту часть вошли дневник духовной дочери старца Феодора, Антонины Александровны Волковой, (ее рукопись охватывает период с января 1965 года по октябрь 1970-го), а также другие материалы, при­мыкающие к дневнику по тематике. Открывает книгу вводная статья Гелиана Михайловича под названием «Деревенский старец советской эпохи».

В этой статье составитель отмечает, что о старце Феодоре и его судьбе известно из двух его жизнеописаний, составленных хорошо знавшими его людьми. Первое из них по времени сочинения написано еще до Второй мировой войны, более чем за тридцать лет до смерти старца Феодора, его другом детства и сотрудником, Михаилом Ипатовичем Носыревым. Михаил Ипатович, в отличие от Федора Степановича, учился гра­моте; он написал также ряд «бесед», одиннад­цать из которых сохранились в автографе. Они датированы 1926-1958 годами, стало быть, чи­тались на проводимых совместно со старцем Феодором беседах с паствой. Эти беседы опубликованы в приложении книги. Михаил Ипатович работал печ­ником; печи клал, говорят, изумительно, так что они до сих пор не дымят; делая перерывы в работе, читал Евангелие, которое всегда носил с собой; умер в 1961 году, перетрудившись.

Второе жизнеописание — коллективно-авторское, составлявшееся на протяжении двадцати лет после смерти старца его духовными детьми, главным образом Павлом Михайловичем Лебедевым, проживавшим в городе Кириллове (около Кирилло-Белозерского монастыря) Во­логодской области. Автобиографию этого замечательного деревенского писателя также можно найти в приложении. Авторы обоих жизнеописаний ни в какой мере профессиональными литераторами не яв­ляются и взялись за перо, только отчетливо со­знавая необычность, исключительность старца Феодора как человека, видя в нем чудотворца и просто любя его. Михаил Ипатович Носырев озаглавил свое произведение: «Житие старца Феодора, исполнителя великих тайн Господа Бога», прямо показывая, что он ставил перед собой задачу создания не биографии, а имен­но агиографии подвижника.

Несомненно, - отмечает Гелиан Михайлович, - что старец Феодор был нео­быкновенным человеком и именно своим при­жизненным делам, как святитель Стефан Перм­ский, просветитель коми-зырян в XIV веке, обязан тем, что окружавшие его о люди признали в нем святого. Но, в отличие от ученого изобре­тателя зырянской азбуки Стефана Пермского, уроженец Вологодской деревни XIX века Фе­дор Степанович Соколов оставался всю жизнь практически неграмотным. Это не помешало ему — благодаря прекрасной памяти и необыкновенной одаренности — стать учителем хри­стианства, религии книжной, для окружавших его, в том числе впоследствии писавших о нем грамотных людей. Как же это произошло? Ответить на этот вопрос читатели смогут, прочитав настоящую книгу.

Мы остановимся лишь на нескольких моментах биографии Федора Степа­новича. В двух жизнеописаниях, представленных в издании, расходятся даты рождения старца, но как вспоминает его духовное чадо, родился Федор в декабре 1879 года, а день его именин праздновался в феврале. Этим и объясняется разночтение. Родители его были «добрые и благочестивые», «добродетельные и глубоко верующие». Важно, конечно, то, что маль­чик родился умным, добрым и восприим­чивым к религии. Михаил Ипатович Носырев пишет: «Кроткий, развитой и удивительный по временам мальчик проявлял великие способ­ности разума. Даже соседям скоро стал заметен разум мальчика Федора. Один мудрый стари­чок, сосед Никита, не раз говорил: «Но, Маревьяна Савельевна, не знаю, чего будет из твоего Феди: больно бойкой! Я не пророк, а все-таки именитой человек будет, предприимчивый»».

Согласно воспоминаниям, собранным Павлом Михайловичем Лебедевым, «избранным сосудом Божиим» назвал Федора блаженный Николай, по прозвищу Кошечник: он юродствовал Христа ради и носил с собой в корзине несколько кошек. Как-то Федор был с матерью в Никольском Торжке, и они встретили там Николая. И тот, показывая пер­стом на Федора, сказал матери несколько раз: «Гряда золота!» Но мать в то время ничего не поняла, к чему он это сказал. Разумеется, важна была и роль роди­тельского воспитания в формировании лич­ности Федора. Христианские традиции в де­ревне тогда еще были живы. Михаил Ипатович Носырев так воспроизводит родительское по­учение детям: «Слушайте отца и мать. Ни с кем не ссорьтесь. Всех любите. Чужого не берите. Любите ходить в церковь. Богу молитесь. Вста­нете утром, умывайтесь и Богу помолитесь. Вечером спать без молитвы не ложитесь. А вот молитвам я вас, сколько знаю, научу».

Павел Михайлович Лебедев пишет: «Благочестивые родители всеми силами прививали детям лю­бовь к Богу и людям / благочестивыми расска­зами и примером, воспитывали в православной вере. Поэтому Федор любил ходить в храм Божий». Он вырос трудолюбивым и благочестивым человеком. Два раза женился (первая жена умерла при ро­дах); кроме портного дела и сезонных земляных работ, занимался крестьянским хозяйством. С женой «жили они дружно, было у них семеро детей… воспитывали их в страхе Божием, по запо­ведям Господним, чтобы имели любовь к Богу и к людям, чтобы были сострадательны, добро­детельны и трудолюбивы. Примерно в 38 лет с Федором Степановичем что-то случилось, что круто из­менило его жизнь. Именно с этого момента он, совместно с двумя друзьями, начал вести по дерев­ням беседы на темы Писания, причем грамот­ные друзья читали что-нибудь из Нового Завета, а Федор Степанович комментировал, применяя к жизни. Люди его любили, а власти преследовали. Но он не оставлял своего благого дела, и до конца жизни проповедовал Слово Христово тем, кто желал его услышать и жить по заповедям Божиим. 

***

В целом собранные в этой книге тексты знакомят читателя не только со старцем Феодором. деревенским подвижником благочестия, нестяжателем и целителем, напо­минавшим людям о жизни вечной, когда вла­сти заставляли о ней забыть. Но также и с дру­гим удивительным явлением - с настоящей, хорошей деревенской литературой XX века - не горожан - «деревенщиков», а самих деревенских жителей, сохранивших где-то глубоко внутри себя живое, бьющееся сердце Древней Руси. Естественно, что эта литература — не ху­дожественная выдумка, а правда — агиография и гомилетика с которых русская литература более тысячи лет назад вместе с русским наро­дом начинала свое бытие.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы