Аудио |
|
Скачать .mp3 |
«Необходимостью дать отчет в земной жизни Богу связана душа моя. Поэтому мысли часто обращаются к протекшим дням, начиная с первых проблесков сознания, и выискивают ошибки поведения, по моим представлениям, огорчавшие Бога». Такими словами начинается дневник инока Вениамина (Милова), ставшего впоследствии епископом и разделившего судьбу Русской Церкви в один из самых тяжелых периодов ее истории. Архипастырь, пострадавший за веру, но не сломленный духом, оставил после себя сочинения, раскрывающие нравственно-христианские воззрения, посвященные Божественной любви, лекции по литургике, статьи, касающиеся различных аспектов церковной жизни. И сегодня это духовное наследие архипастыря, вышедшее в свет в издательстве Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, мы предлагаем вашему вниманию.
***
В это трехтомное собрание сочинений епископа Вениамина (Милова) вошли дневники, проповеди, письма, воспоминания. Наиболее полно представлены в нем богословские исследования этого замечательного подвижника благочестия, на долю которого выпали жесточайшие гонения, лагеря, ссылки. В 1999 году Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой были изданы дневники и проповеди епископа Вениамина. С течением лет появились новые материалы, уточняющие факты биографии владыки, выявлены неизвестные ранее письма, в лаврском архиве были обнаружены его неопубликованные работы. Все это и побудило подготовить расширенное и дополненное издание трудов епископа Вениамина, которое, думается, привлечет внимание не только ученых богословов, но и широкий круг читателей, интересующихся историей Церкви, судьбами священнослужителей, подвизавшихся на ниве пастырства во времена притеснений и репрессий.
Жизненный путь владыки Вениамина, епископа Саратовского и Балашовского, - как пишут издатели, - укладывается в русло тех событий, потрясений и свершений, что выпали на долю Русской Православной Церкви в первой половине XX века. Происхождением он был из духовного сословия, детские и юношеские годы провел в благочестивой русской провинциальной среде, стремился к монашеству... По его собственным воспоминаниям, он рос впечатлительным, пугливым, самолюбивым ребенком, сильно привязанным к матери. «Без матери я просто жить не мог», — признается он в своем «Дневнике». Но любовь к Богу оказалась сильнее. Один из его духовных чад свидетельствует, что после монашеского пострига владыка отказался от встреч с матерью, не виделся с ней до самой ее кончины. «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня», — говорит Господь в Евангелии, которое читается в чине монашеского пострига. Владыка Вениамин исполнил этот завет буквально.
Постриг он принял на Благовещение 1920 года с именем Вениамин в честь священномученика Вениамина Персидского. В этом же году был рукоположен в сан иеродиакона, а затем и иеромонаха. Много скорбей пришлось претерпеть молодому монаху. Но самым трудным испытанием стало наместничество. Несмотря на то что сана архимандрита отец Вениамин был удостоен в 1923 году, приступить к обязанностям наместника, из-за первого ареста владыки Гурия, он вынужден был уже в 1920-м и исполнял их непрерывно вплоть до дня своего ареста и закрытия монастыря в 1929 году. Состояние братии Покровского монастыря к моменту прихода нового наместника было плачевным: духовная жизнь в упадке, дисциплина разболтана. Одной из причин такого положения дел были церковные нестроения.
Отцу Вениамину пришлось приложить немало усилий, чтобы обитель все же походила на монастырь, а не на общежитие. Отголоски тех распрей глухо доносятся со страниц «Дневника». Наместнику постоянно приходилось терпеть нападки и «справа» и «слева». Но были и отрадные переживания. С первых дней служения в Покровском монастыре ярко раскрылся пастырский дар отца Вениамина, проявились его удивительная способность и готовность близко к сердцу принимать каждого человека, отеческое попечение о церковном народе (об этом тоже рассказывает «Дневник»). Он много служил и регулярно проповедовал, лично управлял им же созданным народным церковным хором, проводил ежедневные спевки. Сумел привлечь к себе детей. И это, конечно, вызвало ответные чувства в сердцах покровских прихожан. Некоторые из них оставались духовными чадами отца Вениамина до конца его дней и оказывали ему помощь и поддержку в дальнейших испытаниях.
Богоборческая власть в лице так называемых органов — ЧК, ГПУ, НКВД — с самого начала своего существования поставила перед собой задачу полной ликвидации Православной Церкви и прежде всего — духовенства и священноначалия. Эта задача решалась тремя способами: физическим уничтожением, моральной компрометацией и поощрением ересей и расколов. Все эти трагические события отец Вениамин обходит в своем «Дневнике» молчанием. Поэтому некоторые брошенные вскользь замечания по поводу осложнившихся отношений с теми или иными людьми могут вызвать недоумения у читателей. Однако такое замалчивание животрепещущих проблем объясняется тем, что наместник Покровского монастыря, подчинившись митрополиту Сергию, никого не хотел осуждать, не говоря уже о том, что опасался, как бы «Дневник» не попал в «чужие» руки и не послужил косвенным доносом на кого-либо из «непоминающих».
И сам «Дневник» — это не записи, сделанные, что называется, по свежим следам текущих событий, а исповедь, строгое, без тени самооправдания, подведение итогов своего жизненного пути от младенчества до зрелости. Поэтому и о биографических событиях архимандрит Вениамин упоминает выборочно, с рассмотрением, главным образом, их духовной сущности. Автор смог уделить «Дневнику» менее двух лет, начиная со 2 января 1928 года. 28 октября он был извещен о закрытии к тому времени уже разорившегося монастыря, а также об аресте. Наместнику было предъявлено обвинение в обучении на дому Закону Божию детей, посещавших богослужения в Покровском монастыре. Дальше все происходило, как и у десятков тысяч священников тех страшных лет русской истории: Лубянка, месяц допросов в Бутырской тюрьме, Соловки, Кемь. До отца Вениамина и после него этой дорогой прошли многие священнослужители, выжили и вернулись единицы.
Кратко описав ужасы тюрем, этапов и лагерей, отец Вениамин делает в «Дневнике» неожиданное заключение: «Я благодарю Бога: все испытания... были мне посильны... Господь научил меня — сибарита и любителя спокойной жизни — претерпевать тесноту, неудобства, бессонные ночи, холод, одиночество, показал степени человеческого страдания». Он всё пережил — революцию, гражданскую войну, кровавую смуту, в результате которой Церковь обрекалась на полное уничтожение. По милосердию Божию, единицы из представителей духовенства все-таки уцелели в тюрьмах, лагерях, ссылках и вернулись к своему служению. Среди них был и владыка Вениамин. Господь послал ему если не гибель в пропастех земных, то семнадцать лет тяжелейших испытаний. Однако дух воина Христова оказался несломленным, а потребность в интеллектуальном труде была настолько сильна, что в промежутках между арестами пока еще отцу архимандриту удалось написать несколько крупных богословских работ.
Некоторые из них впервые публикуются в нашем издании. И жизнеописание епископа Вениамина, которое открывает данное издание, впервые выходит с исправлениями и дополнениями, сделанными на основе подлинных документов, хранящихся в государственных архивах. В этот же том вошел упомянутый уже «Дневник инока», а также его письма из ссылки, и воспоминания. Во второй том собрания сочинений вошли проповеди епископа Вениамина за 1920-е, 1940-е гг., его кандидатское сочинение, посвященное жизни и учению преподобного Григория Синаита, а также статья конца 1940-х гг. «Троице-Сергиева Лавра как символ единения Руси». В третьем томе представлены богословские исследования архипастыря: библейское учение о христианской жизни, учение о грехопадении человеческой природы и ее восстании во Христе, по учению преподобного Макария Великого, а также лекции владыки Вениамина по литургическому богословию.
***
Владыка Вениамин прибыл на Саратовскую и Балашовскую кафедру в праздник Сретения Господня. С этого времени он служил постоянно — не только в праздничные дни, но и по будням. Неизменно проповедовал за каждой литургией. Благоговейное, сосредоточенное архиерейское служение не осталось не замеченным саратовцами: храмы, где служил владыка, всегда были переполнены молящимися. А 2 августа 1955 года — в день празднования в честь святого пророка Божия Илии — владыка Вениамин скоропостижно скончался. Со дня его кончины прошло шесть десятилетий, и уже осталось совсем немного людей, которые знали его лично. Но можно утверждать, что в Саратовской епархии существует особое почитание этого подвижника: из всего сонма пастырей и архипастырей, несших свое служение на Саратовской земле, владыка Вениамин — самый известный и любимый. Узнать больше о нем поможет это трехтомное собрание сочинений, вышедшее в свет в издательстве Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Литургия Преждеосвященных Даров 24 апреля 2024 года
Этот день в истории. 24 апреля
Церковный календарь 24 апреля. Мученики Прокесс и Мартиниан
Евангелие 24 апреля. Воскреснет брат твой
День ангела. 24 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!