Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Село без праведника не стоит - это свидетельство православного русского народа до последнего времени было живо и подтверждалось повсеместно, по всем концам нашей родной земли. Одно из многих свидетельств о святой жизни наших русских праведников, чей подвиг, во многом сокрытый от нас, жив у Бога, вы найдете в книге, которую мы сегодня предлагаем вашему вниманию. Она рассказывает о жизни сестёр-подвижниц, простых русских женщин-крестьянок, ничем не приметных на первый взгляд, но показавших всей своей жизнью образец истинной веры и благочестия, победы правды Божией над грехом, жизни над смертью. Эта книга вышла в свет в издательстве Новоспасского монастыря и называется «Сёстры. Очерк жизни сестёр-подвижниц Анисии, Матроны и Агафии».
***
Эта книга посвящена удивительной, духовно насыщенной жизни трёх русских праведниц, живших в Рязанской области в большом селе Ялтуново, которое раскинулось по берегу реки Цны аж на 4 километра. Простые женщины, всю жизнь тяжело трудившиеся, претерпевшие все невзгоды, которые выпали на долю русского человека в XX веке. А вместе с тем, истинно воины Христовы, тайно выполнявшие свой духовный подвиг. Только теперь нам приоткрыта их внутренняя жизнь, являющаяся для каждого образцом благочестия, смирения и любви Христовой. Автор книги - иеромонах Иаков (Тупиков), насельник Новоспасского мужского монастыря в Москве, собрал поистине уникальный материл: книга снабжена редкими фотографиями из личного архива стариц, их родственников и духовных учеников.
В предисловии книги автор пишет: «Наши святые - это наша опора и наша надежда. Они живее живых и роднее родных. Знаемые и незнаемые, прославленные и сокрытые от нас своим смирением, они все непрестанно о нас заботятся, взирая на наш жизненный путь. Они наши сродники по духу и плоти. Близкие не только духовно, но и по закону естественного родства, во время своей земной жизни они готовы были быть отлученными от жизни вечной ради нас. А теперь, получив великое дерзновение, просят Господа, чтобы и нам быть с ними в Его святых обителях. Именно о таких людях и рассказывается в этой книге. Совсем небольшой срок отделяет нас от земной жизни трех сестёр: Анисии, Матроны и Агафии - девиц-праведниц, проживших свою жизнь, не расставаясь со Христом в своем сердце ни на минуту.
Для большинства их подвиг не был заметен и известен. Сами сестры, скрывая себя, никогда о себе и о своей святости не свидетельствовали. Но для людей, близких им духовно и прикоснувшихся к сокрытой от человеческих глаз святыне их веры, они остаются самыми дорогими и родными. По рассказам и свидетельствам этих людей и составлена, главным образом, настоящая книга. Но эта книга не только о сестрах. Она и о тех подвижниках, чья жизнь и чей подвиг были связаны с жизнью и подвигом сестёр-праведниц. Почти в одно время более двадцати угодников Божиих подвизалось в Шацком районе Рязанской епархии, тех, о ком что-либо сейчас известно. А жизнь скольких сокрыта от нас непостижимым Божественным Промыслом? А сколько подобных им людей жило, да и поныне живет повсеместно на нашей многострадальной и святой земле?
Семья Петриных, в которой родились три сестры-подвижницы, была большая. У Алексея Филипповича и Анны Дмитриевны родилось десять детей, но в живых из них осталось всего четверо: три дочери и сын, остальные умирали в младенческом возрасте, как нередко это случалось в те времена в крестьянских семьях. Дочерей, как уже отмечалось, звали Анисия, Матрона и Агафия, все они сохранили свое девство, посвятив себя Богу. Как и их родители, сестры за свою жизнь много потрудились для Господа, претерпевая ради Него страдания и гонения. Их брата звали Михаил, из детей он был самый младший. Впоследствии Михаил работал на строительстве мостов. Великая Отечественная война застала его в Москве, откуда он и был призван на фронт в саперные войска. В 1942 году, защищая Родину, Михаил погиб вместе со своими товарищами под обломками обрушившейся на них переправы.
Род Петриных, из которого происходил Алексей Филиппович, отличался особым благочестием и строгостью жизни. Дед Алексея имел большую семью. Рассказывают, что он вел жизнь настоящего подвижника. Когда все семейство усаживалось за обеденным столом, он, распоряжаясь обедом, как бывало в старину, сидел с кружкой воды и луковицей, приговаривая: «Ешьте, ешьте». Ласково за всеми наблюдая, он делал вид, что и сам ест, а в конце обеда облизывал ложку. Одним из его детей был Филипп - отец Алексея. Сам Алексей родился в 1870 году. Когда ему исполнилось двадцать лет, он решил жениться и привел в дом отца невесту Анну.
Семья Анны была не так благочестива, как семья Петриных, и поэтому в первое время ей было тяжело в доме мужа, где строго соблюдались все правила христианской жизни. К тому же у Анны было слабое здоровье, часто болела голова, и в те дни, когда Петрины подолгу не вкушали пищи, ей приходилось особенно трудно. Но вскоре Анна втянулась в новую жизнь. Потекли дни и годы семейных забот и напряженного труда. Ее смиренное и доброе сердце постепенно впитывало в себя глубокую мудрость и вместе с тем простоту народного деревенского благочестия. Но Господь предопределил этой женщине путь более узкий и трудный, чем просто жизнь семейная. С течением времени Анна, возрастая и укрепляясь духом, стала старицей высокой жизни, получила от Бога дар прозорливости и необыкновенной мудрости, так что все близко знавшие ее люди рассказывали, что Анна была человек необыкновенный и удивительный. Господь даровал ей великих наставников, воспитавших ее, а впоследствии и трех ее дочерей, таким образом, что все они, обладая дарами святого Духа, сами воспитывали и наставляли других.
Анна Дмитриевна была для своих дочерей матерью в самом полном смысле этого слова. Родив детей для Бога, она воспитывала их таким образом, что те не мыслили своей жизни без Него, Ему служили и жили ради исполнения Его воли. Для девиц мама была старицей, матерью и самым дорогим человеком. После ее смерти в 1956 году они остались втроем в родительском доме. Годы последующей совместной жизни Анисии, Матроны и Агафии были для многих верующих самыми счастливыми. Это было радостное время, когда сестры, трудясь вместе, могли оказывать духовную помощь обращавшимся к ним за поддержкой, могли, помогая друг другу, направить, утешить и молитвенно помочь всем, кто им верил и искал в них опору.
Девицы так удивительно дополняли друг друга, что ни у кого не возникало и мысли как-то их разделять. Они были одним единым и неразрывным целым. Их взаимная любовь, духовная дружба, послушание друг другу делали это единство на удивление красивым. Сам Господь соединял сестёр и был посреди них. Именно Он являлся причиной такой духовной гармонии в семье стариц. Но все же, несмотря на это единство, матушки были очень разные. Каждая имела свой неповторимый облик, свой характер и устроение, свой внутренний мир. Нужно добавить, что и дарования от Бога имели старицы различные. Об этом упомянула как-то их мама: «У моих дочерей разные дары, у каждой свой, - сказала она тогда, имея в виду разное действие Одного и Того же Духа Божия в девицах.
Первой отошла ко Господу старшая из сестер – Анисия. Для Матроны и Агафий она была неотъемлемой частью их самих, частью их жизни здесь на земле и в будущем, в Небесных обителях. Господь соединил сестёр навеки. Поэтому с кончиной Анисии, Матрона и Агафия не потеряли ее. Девицы знали, что приобрели в лице сестры богатство некрадомое - молитвенницу и помощницу, уже не обремененную узами плоти, болезнями и страданиями. Им же еще предстояло донести свой крест до конца, предстояло исполнить меру своего подвига, прежде чем увидеться со своей сестрой вновь и соединиться с ней навсегда. Похоронив Анисию, Матрона и Агафия прожили совместно еще тринадцать лет. Срок же, разделявший кончины младших сестёр, был настолько незначительным, что казалось, будто они, не разлучаясь при жизни, не захотели быть разлученными надолго и после смерти Матроны. Всего один год оставалась мать Агафия на этой земле одна. И последней отошла ко Господу.
***
В 1998 году на месте упокоения сестер и их родителей была возведена часовня. Она увековечила память семьи Петриных и обозначила для всех место их упокоения. Удивительно красивая, со сводом внутри, с фигурными окнами и входом, эта часовня порадовала всех верующих округи и всех приезжающих почтить память матушек. Надпись на ней гласит: «Часовня Трех сестёр девиц Анисии, Матроны, Агафии и их родителей Алексия и Анны Петриных, на месте сем погребенных, всю свою жизнь посвятивших служению Богу и ближним». В этих кратких последних словах, как говорит автор, заключены история и смысл их жизни. История, более подробно описанная в этой книге, составленной в силу обстоятельств, которые были сами по себе также во многом чудесными.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Читаем Апостол. 26 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!