У книжной полки. Иеромонах Иаков (Тупиков). Сёстры. Очерк жизни сестер-подвижниц Анисии, Матроны и Агафии

31 июля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

Село без праведника не стоит - это свиде­тельство православного русского народа до последнего времени было живо и подтвержда­лось повсеместно, по всем концам нашей родной земли. Одно из многих свидетельств о святой жизни наших русских праведников, чей подвиг, во многом сокрытый от нас, жив у Бога, вы найдете в книге, которую мы сегодня предлагаем вашему вниманию. Она рассказывает о жизни сестёр-подвижниц, простых русских женщин-крестьянок, ничем не приметных на первый взгляд, но показавших всей своей жизнью образец истинной веры и благочестия, победы правды Божией над грехом, жизни над смертью. Эта книга вышла в свет в издательстве Новоспасского монастыря и называется «Сёстры. Очерк жизни сестёр-подвижниц Анисии, Матроны и Агафии».

***

Эта книга посвящена удивительной, духовно насыщенной жизни трёх русских праведниц, живших в Рязанской области в большом селе Ялтуново, которое раскинулось по берегу реки Цны аж на 4 километра. Простые женщины, всю жизнь тяжело трудившиеся, претерпевшие все невзгоды, которые выпали на долю русского человека в XX веке. А вместе с тем, истинно воины Христовы, тайно выполнявшие свой духовный подвиг. Только теперь нам приоткрыта их внутренняя жизнь, являющаяся для каждого образцом благочестия, смирения и любви Христовой. Автор книги - иеромонах Иаков (Тупиков), насельник Новоспасского мужского монастыря в Москве, собрал поистине уникальный материл: книга снабжена редкими фотографиями из личного архива стариц, их родственников и духовных учеников.

В предисловии книги автор пишет: «Наши святые - это наша опора и наша на­дежда. Они живее живых и роднее родных. Знаемые и незнаемые, прославленные и сокрытые от нас своим смирением, они все непрестанно о нас заботятся, взирая на наш жизненный путь. Они наши сродники по духу и плоти. Близкие не только духовно, но и по закону естественного родства, во время своей земной жизни они готовы были быть отлученными от жизни вечной ради нас. А теперь, получив великое дерзновение, просят Господа, чтобы и нам быть с ними в Его святых обителях. Именно о таких людях и рассказывается в этой книге. Совсем небольшой срок отделяет нас от земной жизни трех сестёр: Анисии, Матроны и Агафии - девиц-праведниц, проживших свою жизнь, не расставаясь со Христом в своем сердце ни на минуту.

Для большинства их подвиг не был заметен и известен. Сами сестры, скрывая себя, никогда о себе и о своей святости не свидетель­ствовали. Но для людей, близких им духовно и прикоснувшихся к сокрытой от человеческих глаз святыне их веры, они остаются самыми дорогими и родными. По рассказам и свидетельствам этих людей и составлена, главным образом, настоящая книга. Но эта книга не только о сестрах. Она и о тех подвижниках, чья жизнь и чей подвиг были связаны с жизнью и подвигом сестёр-праведниц. Почти в одно время более двадцати угодников Божиих подвизалось в Шацком районе Рязанс­кой епархии, тех, о ком что-либо сейчас известно. А жизнь скольких сокрыта от нас непостижимым Божественным Промыслом? А сколько подобных им людей жило, да и поныне живет повсеместно на нашей многострадальной и святой земле?

Семья Петриных, в которой родились три сестры-подвижницы, была большая. У Алексея Фи­липповича и Анны Дмитриевны родилось десять детей, но в живых из них осталось всего четверо: три дочери и сын, остальные умирали в младенчес­ком возрасте, как нередко это случалось в те вре­мена в крестьянских семьях. Дочерей, как уже отмечалось, звали Анисия, Матрона и Агафия, все они сохранили свое девство, посвятив себя Богу. Как и их родители, сестры за свою жизнь много потрудились для Гос­пода, претерпевая ради Него страдания и гонения. Их брата звали Михаил, из детей он был самый младший. Впоследствии Михаил работал на стро­ительстве мостов. Великая Отечественная война застала его в Москве, откуда он и был призван на фронт в саперные войска. В 1942 году, защищая Родину, Михаил погиб вместе со своими товари­щами под обломками обрушившейся на них пере­правы.

Род Петриных, из которого происходил Алексей Филиппович, отличался особым благочестием и строгостью жизни. Дед Алексея имел большую семью. Рассказывают, что он вел жизнь настояще­го подвижника. Когда все семейство усаживалось за обеденным столом, он, распоряжаясь обедом, как бывало в старину, сидел с кружкой воды и лу­ковицей, приговаривая: «Ешьте, ешьте». Ласково за всеми наблюдая, он делал вид, что и сам ест, а в конце обеда облизывал ложку. Одним из его детей был Филипп - отец Алексея. Сам Алексей родился в 1870 году.  Когда ему исполнилось двад­цать лет, он решил жениться и привел в дом отца невесту Анну.

Семья Анны была не так благочестива, как семья Петриных, и поэтому в первое время ей было тяжело в доме мужа, где строго соблюдались все правила хрис­тианской жизни. К тому же у Анны было слабое здоровье, часто болела голова, и в те дни, когда Петрины подолгу не вкушали пищи, ей приходи­лось особенно трудно. Но вскоре Анна втянулась в новую жизнь. Потекли дни и годы семейных забот и напряженного труда. Ее смиренное и доброе сер­дце постепенно впитывало в себя глубокую муд­рость и вместе с тем простоту народного деревенс­кого благочестия. Но Господь предопределил этой женщине путь более узкий и трудный, чем прос­то жизнь семейная. С течением времени Анна, возрастая и укрепляясь духом, стала старицей высокой жизни, получила от Бога дар прозорли­вости и необыкновенной мудрости, так что все близко знавшие ее люди рассказывали, что Анна была человек необыкновенный и удивительный. Господь даровал ей великих наставников, воспи­тавших ее, а впоследствии и трех ее дочерей, та­ким образом, что все они, обладая дарами святого Духа, сами воспитывали и наставляли других.

Анна Дмитриевна была для своих дочерей матерью в самом полном смысле этого слова. Родив детей для Бога, она воспитывала их таким образом, что те не мыслили своей жизни без Него, Ему служили и жили ради исполнения Его воли. Для девиц мама была старицей, матерью и самым дорогим человеком. После ее смерти в 1956 году они остались втроем в родительском доме. Годы последующей совместной жизни Анисии, Матро­ны и Агафии были для многих верующих самыми счастливыми. Это было радостное время, когда сестры, трудясь вместе, могли оказывать духовную помощь обращавшимся к ним за под­держкой, могли, помогая друг другу, направить, утешить и молитвенно помочь всем, кто им верил и искал в них опору.

Девицы так удивительно до­полняли друг друга, что ни у кого не возникало и мысли как-то их разделять. Они были одним еди­ным и неразрывным целым. Их взаимная любовь, духовная дружба, послушание друг другу делали это единство на удивление красивым. Сам Господь соединял сестёр и был посреди них. Именно Он яв­лялся причиной такой духовной гармонии в семье стариц. Но все же, несмотря на это единство, матуш­ки были очень разные. Каждая имела свой непов­торимый облик, свой характер и устроение, свой внутренний мир. Нужно добавить, что и дарова­ния от Бога имели старицы различные. Об этом упомянула как-то их мама: «У моих дочерей разные дары, у каждой свой, - сказала она тогда, имея в виду разное дейс­твие Одного и Того же Духа Божия в девицах.

Первой отошла ко Господу старшая из сестер – Анисия. Для Матроны и Агафий она была неотъ­емлемой частью их самих, частью их жизни здесь на земле и в будущем, в Небесных обителях. Гос­подь соединил сестёр навеки. Поэтому с кончиной Анисии, Матрона и Агафия не потеряли ее. Девицы знали, что приобрели в лице сестры богатство некрадомое - молитвенницу и помощницу, уже не обремененную узами плоти, болезнями и страданиями. Им же еще предстояло донести свой крест до конца, предстояло испол­нить меру своего подвига, прежде чем увидеться со своей сестрой вновь и соединиться с ней навсегда. Похоронив Анисию, Матрона и Агафия прожили совместно еще тринадцать лет. Срок же, разделявший кончины младших сестёр, был настолько незначительным, что казалось, будто они, не разлучаясь при жизни, не захотели быть разлученными надолго и после смерти Матроны. Всего один год оставалась мать Агафия на этой земле одна. И последней отошла ко Господу.

***

В 1998 году на месте упокоения сестер и их родителей была возведена часовня. Она увековечила память семьи Петриных и обозначила для всех место их упокоения. Удивительно красивая, со сводом внутри, с фигурными окнами и входом, эта часовня порадовала всех верующих округи и всех приезжающих почтить память мату­шек. Надпись на ней гласит: «Часовня Трех сестёр девиц Анисии, Матроны, Агафии и их родителей Алексия и Анны Петриных, на месте сем погребенных, всю свою жизнь посвятивших служению Богу и ближним». В этих кратких последних словах, как говорит автор, заключе­ны история и смысл их жизни. История, более подробно описанная в этой книге, составленной в силу обстоятельств, которые были сами по себе также во многом чудесными.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать