У книжной полки. Зиновий и Николай Чесноковы. "Сердцем моим страдаю о Вас..."

1 января 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

«Сердцем моим страдаю о вас и ежедневно молю Господа Бога о помощи и заступлении Вашем и об исцелении всех недугов Ваших», – так часто писал своим духовным чадам преподобный Серафим (Романцов). От юности избравший иноческий путь, будущий святой пришел в Глинскую пустынь в 1910 году. После закрытия обители в 1922 году преподобный подвизался в горах Кавказа, где в труднейших условиях молитвой и бдением возрастал духовно, укрепляя свой дух для будущих испытаний. И в ссылке, и в лагере молитва и благодать Божия поддерживали старца, учили видеть и понимать страдающее человеческое сердце. В 1947 году отец Серафим вернулся во вновь открытую Глинскую пустынь и был назначен духовником. Он помогал многим, пребывающим в скорбях и печалях, обрести радость о Господе и душевный мир. Земной путь старца окончился в Сухуми 1 января 1976 года, где до последнего дня продолжал он окормлять многочисленных духовных чад, помогая им советом и мо­литвенным предстоянием. О преподобном Серафиме (Романцове) рассказывает книга Зиновия и Николая Чесноковых, вышедшая в свет в издательстве Сретенского монастыря. Она называется – «Сердцем моим страдаю о Вас...».

***

Восьмого мая 2008 года решением Священного Синода Украинской Право­славной Церкви были причислены к лику святых тринадцать старцев Глинского монастыря. В основном это молитвенники, которые подвизались в оби­тели и прославились в 19-20 столетиях. 25 марта 2009 года было принято решение о канони­зации еще троих Глинских подвижников, подвизав­шихся в 20 столетии. К лику святых были причислены преподобные Серафим (Мажуга), Андроник (Лукаш) и Серафим (Романцов), о котором и рассказывает эта книга. На протяжении долгих лет старец Серафим исполнял послушание духовника Рождества Пресвя­той Богородицы Глинской пустыни. Его поучения неизменно основывались на Священном Писании и творениях святых отцов. Сила же наставлений преподобного Серафима заключается в том, что он в своей жизни неуклонно следовал истинам, которые проповедовал.

В этой книге подробно изложено житие преподоб­ного Серафима (Романцова), а также кратко упомя­нуты труды и подвиги некоторых его собратьев-под­вижников по Глинской пустыни. Важнейшим достижением книги является ком­плексное рассмотрение пастырского служения стар­ца-духовника, который духовно окормлял как глинскую братию и пустынножителей Кавказских гор, так и многих православных христиан в миру. Авторами подробно были изучены многие вопросы, не привле­кавшие ранее внимание исследователей. Были собраны свидетельства людей, лично знав­ших схиархимандрита Серафима, проанализированы письма старца и то богатое духовное наследие, кото­рое он оставил после себя будущим поколениям.

Как отмечают авторы, жизнь старца можно условно разделить на три периода: первый — обучение основам монашеской жизни в обители; второй — духовное возрастание вдали не только от разоренной обители, но и от храмов, без общения с единомышленными братиями; третий — возвращение к открытому служению Церкви в родном монастыре, а потом в Абхазии. Все три периода, по словам авторов, значимы и поучительны для нас, особенно теперь, когда почти не осталось живых но­сителей духовных традиций прошлого. Первый период заложил надежные основы духов­ной жизни, научив вниманию к себе, постоянной мо­литве и покаянию. Укоренялись эти основы в душе в обстановке духовного мира, царившего в обители, внимательного и ответственного отношения к каждому послушнику, а перед глазами послушников всегда были старцы — живые примеры искреннего богопочитания.

Второй период научил будущего святого предан­ности воле Божьей, непрестанной молитве и открыл радость благоговейного предстояния Богу в уедине­нии и безмолвии. Третий период жизни отца Серафима открыл всем, приходящим к старцу, что духовные плоды ре­альны и спасительны не для одного только человека, стяжавшего их, но и для всех, кто идет к нему с по­каянием и жаждой очиститься и возродиться душой. Пример деяний преподобного старца учит нас ис­креннему, чистосердечному смирению: никогда не думать о себе, нигде и ни в чем не видеть различия между собой и обычным прохожим на улице. В трудные годы общей разрухи, когда вся страна переживала страшные гонения на веру и Церковь, традиции и школа старчества Глинской пустыни не прерывались благодаря таким подвижникам, как схиархимандрит Серафим (Романцов).

В предисловии книги протоиерей Александр Чесноков пишет: «Преподобный Сера­фим Саровский учил, что цель нашей жизни заключается в стяжании благо­дати Святого Духа. «Эта благодать Святого Духа, по учению святого Макария Великого, и есть Царство Божие, которое обнаруживается в душе христианина своими дивными проявления­ми "правды мира и радо­сти" (см. Рим. 14, 17). К сей благодати, как к Царству Божиему, Господь и ве­лит нам прежде всего стремиться, когда гово­рит: Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6, 33)». «Памятуя великое зна­чение для нас благодати Святого Духа, сошедшей некогда на апостолов, а затем даруемой каждому из нас в таинствах Крещения и Миропомазания», святой преподобный Серафим (Романцов) поставил целью всей своей жизни приятие Святого Духа через крестный путь умерщвления страстей и исполнения заповедей Божиих.

Преподобный глинский старец пережил не толь­ко большие скорби, но и великие радости, подобные тем, которых удостоились святые апостолы и все угодники Божии. В наставлениях отца Серафима (Романцова) мы читаем: «Сама Святая Церковь, указуя нам путь к Царствию Божию, первым средством к достижению сего вечного блаженства поставляет всеобщую любовь и со всеми полное примирение». На заповеди любви к Богу и к ближнему зиждется все учение Церкви Христовой. Эта любовь не зави­дует, не гордится, верит всему (см. 1 Кор. 13, 4-8). Ради нее Бог Слово стал плотию, претерпел вольные стра­дания и был распят на Кресте, чтобы спасти челове­ка. Эта любовь горела в сердцах святых апостолов и передавалась от них всем верующим, когда они об­ходили с проповедью Слова Божия всю вселенную.

Только эта любовь могла воодушевить мучеников на их страдания за веру. Ради этой любви святые богоносные отцы несли аскетические подвиги и обере­гали учение Святой Церкви от еретических мнений и козней вражиих. Ради этой любви святые шли на смерть, чтобы жить в вечности со Христом. Схиархимандрит Иоанн (Маслов) пишет, что «в любви скрыт ключ и истинного боговедения христианского, и истинной христианской жизни... Святой апостол Иоанн, возлюбленный ученик Господа нашего Иисуса Христа - есть глашатай и проводник этой любви. Через все написанное им Евангелие и через все его три Посла­ния красной нитью проходит мысль о том, что без любви к Богу и человеку невозможно достичь спа­сения. В основе этой мысли святого Иоанна лежит высшая заповедь Иисуса Христа: Да любите друг друга (Ин. 13, 34)».

Что касается слов о полном примирении со все­ми — второй части условия пути к Царствию Божию, о котором говорит преподобный Серафим (Романцов), — то и у святого преподобного игумена Филарета (Данилевского) мы читаем такие слова: «Прощением согрешений ближнему скорее всего до­стигается очищение немоществующей души нашей, ибо искушение попускается нам Богом, как духовное врачевство». Благодать Божия дала отцу Серафиму «полнее вкусить сла­дость духовной жизни и тем пресекла вкус ко всему земному. Под руко­водством мудрых глинских старцев он терпели­во переносил искушения, приобрел навык полного послушания и смирения. Кроме стяжания христи­анских добродетелей, этот подвижник с усердием предался подвигу молитвы» и нес его до конца своих дней: «Горячая молитва ограждала меня во всех трудных обстоятель­ствах моей жизни», — впоследствии часто повторял старец.

***

«Это был великий угодник Божий и истинный пастырь, в жиз­ни которого действие Божественной благодати сочеталось с большим личным трудом, непрестан­ным контролем над собой, духовным бодрствованием и молитвенным подвигом. Поистине это был спутник, который духовно сопровождал людей в Царство Небесное», - говорит о прп. Серафиме (Романцове) исследователь старчества Николай Васильевич Маслов. При написании этой книги были использованы различные источники, содержащие сведения о жизни прп. Серафима: архивные материалы, периодические издания, а также воспоминания духовных чад старца. С Божией помощью удалось собрать немало поучительных и назидательных примеров, связанных с великим подвижником XX столетия, девизом всей святой жизни которого могут быть им же сказанные слова: «В спасении вся наша радость и цель жизни».

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать