У книжной полки. Протоиерей Григорий Дьяченко. Самоиспытание христианина по плану обязанностей его к Богу, ближним и самому себе

18 августа 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

В дни поста, когда все располагает христианина к истинному покаянию, весьма полезно обратиться к своей душе и заняться внимательным самоиспытанием, чтобы яснее видеть, насколько он или удалился от совершенства христианской жизни, или приблизился к нему. Увидев же вследствие такого самоиспытания бедность своей души и сознав все безмерно - великое несчастие свое в жизни без Бога, всякий истинный христианин непременно почувствует крайнюю потребность в покаянии и исправлении своей жизни, как единственном пути, чрез который он, как блудный сын, «в себя пришед», может возвратиться в дом своего небесного Бога и Отца. Как начать это самоиспытание? Об этом еще в 19 веке подробно объяснял, быть может своим прихожанам, известный в то время духовный писатель - протоиерей Григорий Дьяченко. Его книгу, которая в прошлом году вышла в издательстве Общество памяти игумений Таисии, мы и предлагаем сегодня вашему вниманию. Она называется – «Самоиспытание христианина по плану обязаннос­тей его к Богу, ближним и самому себе».

***

Скажем несколько слов об авторе. Известный проповедник, выдающийся духовный писатель и публи­цист, протоиерей Григорий Дьяченко родился в 1850 году в Витебской губернии в семье диакона. В 1877 году окончил Московскую духовную академию. В 1885 году был рукоположен во иерея. В том же году защитил магистерскую диссертацию на тему «О приготовлении рода человеческого к принятию христианства». Был удостоен степени магистра богословия. В 1899 году был возведён в сан протоиерея и назначен настоятелем московской церкви святого Трифона. Имел репутацию талантливого проповедника. Протоирей Григорий Дьяченко написал за свою жизнь многочисленные труды о самых разнообразных предметах христианской веры и нравственности. Это сборники проповедей и поучений, книги художественной и миссионерской направленности, пособия для родителей по воспитанию и обучению детей, труды, разъясняющие смысл церковных богослужений и таинств, а также работы, посвящённые пастырям и законоучителям при преподавании Закона Божия.

Данная книга представляет собой репринтное воспроизведение издания 1897 г., принадлежащее перу протоиерея Григория Дьяченко. Оно составлено на осно­ве Священного Писания и творений святых отцов. Книга является незаменимым руководством в деле самоиспытания христианина, стремящегося к действенному очищению души и украшению ее добродетелями для наследования Царства Небесного и вечной жизни. Написанный в вопрос­но-ответной форме, данный труд, по словам издателей, поможет каждому про­никнуть в самые глубокие тайники своей души, увидеть свое подлинное состояние и, примирившись с Богом через таинство покаяния и при помощи благодати Божией, поло­жить начало новой духовной жизни.

В предисловии автор пишет: «Если человек, пия грехи, как воду, ни разу не заглянул в свою душу, ни однажды со вниманием и серьезно не прислушался к голосу своей совести и не проверил своей духовной жизни при свете слова Божия, он далек еще до начала нравственного обращения. Даже если он, повинуясь обы­чаю или иным внешним условиям, и приходит однажды на исповедь, он в большинстве случаев не приносит с собою истинного покаяния и, воз­вращаясь опять к обычному течению жизни, возвращается к прежним грехам. Для того, чтобы покаяние его сопровождалось сердечною скорбью о грехах, отвращением к ним и намерением исправить свою жизнь в надежде на милосердие Божие и помощь свыше, он предварительно должен сознать весь ужас греха, свое рабское служение ему. Только одно искреннее, сердечное испытание себя, или что тоже — самоиспытание при свете слова Божия может содействовать ему в этом.

Велико значение самоиспытания в деле истинного покаяния человека! – говорит отец Григорий. - Вот почему и слово Божие, и св. отцы и учители Церкви, и подвижники благочестия, и все философы и моралисты так настойчиво говорят о необходимости самоиспытания, как такого нравственного действия, за которым почти неизбежно должно следовать улучшение духовной жизни человека. Слово Божие так учит о необходимости самоиспытания: «Внемли себе». «Всяцем хранением блюди свое сердце». «Прежде суда испытай себе, и в час посещения обрящеши очищение». Чадо, искуси в животе твоем душу твою, и виждь, что ей зло есть, и не даждь ей». А вот что говорит апостол: «Себе искушайте, аще есте в вере, себе искушайте», «Дело свое да искушает кийждо и тогда в себе точию хваление да имать, а не во ином» «Да искушает же человек себе».

По словам автора, в Священном Писании мы находим разительные образцы для подражания в ежедневном самоиспытании. Так, например, «праведный Иов не только сам испытывает себя непрестанно, - не прогневал ли чем и когда-либо Господа, но и других — домочадцев своих убеждает, да рассмотрит каждый совесть свою испытно, не согрешил ли что словом, или помышлением против Господа. Или, царь и пророк Давид, как бы не ощущая бремени царственного управления, посвящает известные часы дня и ночи на строгое и сокрушенное испытание своей совести, ибо что значат слова его: измыю на всякую нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу (Псал. 6. 7)? Или что выражает беседа его с Самим Богом: полунощи востах  исповедатися Тебе о судьбах правды Твоея, и еще: седмерицею днем хвалих Тя о судьбах правды Твоея (118, 62. 164 ст.).

А вот и святоотеческие свидетельства о необходимости самоиспытания. Духовные писатели и отцы церкви, как отмечает автор, предписывают всем и каждому испытывать себя ежедневно утром и вечером, по­казывая сам образ такого самоиспытания. «Люди каждый день, поутру и ввечеру, говорит св. Нистерий (друг прп. Антония Великого), должны размышлять сами с со­бою, что сделали они, и чего не сделали угодного Богу».  Преп. Дорофей, в звании духовного руководителя, так бедует с учениками своими: „отцы сказали нам, как каждый должен мало-помалу очищать себя, т. е. чтобы вечером каждый испытывал себя, как он провел день, и опять утром, как провел ночь, и чтобы, если в чем случилось согрешить, приносил в том Богу раскаяние», и т. д. Подобным образом поучает еще св. Ефрем Сирин: «каждый вечер входи в сердце твое, размышляй и спрашивай самого себя: не оскорблял ли я чем Бога? Не говорил ли праздного слова? Не был ли нерадив? Не ос­корблял ли брата своего? Не осуждал ли кого-нибудь? Когда уста мои открывались на славословие, душа моя не рассеивалась ли по миpу? Когда чувственность пробуждалась во мне, не услаждался ли я ею? не был ли увлечен земными забо­тами? Если во всем этом ты понес убыток: то старайся вознаградить его, воздыхай, плачь, чтобы снова не потерпеть убытка. Поутру опять рассуждай и спрашивай себя: как я провел ночь свою? Вместе с телом бодрствовал ли ум мой» и пр.

Но самые драгоценные указания относительно самоиспытания мы, по словам автора, находим в сочинениях известного подвижника благочестия и чтимого всеми духовного писателя, святителя Феофана Затворника, епископа Тамбовского. Автор приводит его советы относительно самоиспытания или познания своей греховности. Вот один из этих советов: «Всякий войди в себя самого и займись, прежде всего, рассмотрением жизни своей и всего, что в ней было неисправного». Ко­нечно, - отмечает святитель, - каждый говорит о себе, что он грешен, и не только говорит, а нередко и чувствует себя таковым; но эта греховность наша представляется нам в виде смутном и неопределенном. Этого мало. Истинное покаяние и должная исповедь требует определенно разъяснить себе, что именно в нас нечисто и грешно и в какой мере, — узнать свои грехи ясно и раздельно, как бы численно».

«Для этого, - говорит святитель Феофан, - вот что советуют сделать: поставь, с одной стороны, закон Божий, а с другой — собственную жизнь и смотри, в чем они сходны и в чем не сходны. Вследствие такого пересмотра жизни откроется – в числе наших дел, слов, чувствований, помышлений, желаний – множество или прямо противоположных закону, или полузаконных, то есть таких, в коих нечисты намерения, хоть они внешно сообразны с законом; или опущенных, коим следовало бы быть, но мы не хотели их выполнить; соберется всего этого многое множество, и – может быть – вся жизнь окажется составленною из одних дел недобрых, как непрерывная цепь, или непрерывный ряд, изделий безобразных и отвратительных. Внешнее в покаянии сделано. Но на этом не должно останавливаться. Надобно идти далее по пути познания своей греховности – входить глубже в греховное сердце».

***

Не приводя других советов о самоиспытании, автор говорит, что для христианина, желающего во дни поста примириться с Богом чрез таинство покаяния и при помощи благодати Божией положить начало новой духовной жизни, всего лучше произвести самоиспытание по плану наших обязанно­стей к Богу, ближним и самим себе. Но одних вопросов, как бы они ни были подробны и в каком бы систематическом порядке они ни были расположены, для христианина недостаточно: для него нужны ответы на эти вопросы, которые могут получиться далеко не всегда из голоса совести, часто грехом обессиленной и даже сожженной, но из слова Божия и учения св. отцов церкви и подвижников благочестия. Руководясь этими соображениями, протоиерей Григорий и составил настоящую книгу, которая, как надеялся автор, принесет пользу многим читающим ее христианам.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать