У книжной полки. Русский патерик. Жития великих русских святых

24 июля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
 

Наша страна – оплот Православия – за свою более чем тысячелетнюю историю подарила христианскому миру немалое количество святых мужей и жен, в веках прославившихся своей праведной жизнью, подвигами и благочестием. Они основывали монастыри, защищали рубежи Русской земли, исцеляли больных помогали нуждающимся и наставляли людей на праведный путь. Смиренно терпя гонения, преследования и удары судьбы, стойко принимая мученическую кончину, святые стали для православных людей примерами праведной и доброжелательной жизни, теми оплотами надежды, вознося молитвы к которым верующие надеются получить помощь и духовную поддержку на их земном пути. Узнать больше об этих достойных сынах и дочерях нашей Родины поможет книга, которую мы сегодня предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в Издательстве Дар и называется «Русский патерик. Жития великих русских святых». ***

Книга «Русский патерик» знакомит читателя с житиями самых известных русских святых, рассказывает об их жизни и героических подвигах, о мужестве и стойкости перед лицом бед и несправедливостей, об их смиренном служении Богу и людям. Как говорит архиепископ Аверкий (Таушев), «почти нет дня в году, когда бы не славилась память того или другого из этого славного сонма духовных питомцев Святой Руси». И «нет такого уголка в России, нет крупного города, который не имел бы в своих пределах светильников и молитвенников за Землю Русскую». Это благоверные князья и княгини, святители и преподобные, мученики и стратотерпцы, святые жены и блаженные, Христа ради юродивые. Как же разнообразны жития наших русских святых!

Открывает книгу житие великого князя Владимира и великой княгини Ольги. По словам святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Франциского, «это история князей, просиявших как угодники Божии. Почему они святые? Потому что, хотя они исстари имели в руках своих власть, имели в руках своих большие богатства, они не пленялись богатством, не были им порабощены. То богатство и та власть служили или для того, чтобы делать добро, или для того, чтобы другим людям дать возможность жить по заповедям Божиим». Так, святая Ольга, ««мудрейшая всех человек», как именует ее летописец, по смерти своего мужа князя Игоря, управляла Русской Землей. Видя жизнь христиан, бывших в ее время в Киеве, она своим проницательным умом поняла, что язычество не может воспитать таких людей, каковы были христиане, а беседа ее с христианскими учителями открыла ей всю небесную чистоту и высоту Христова учения, и сердце ее пленилось Евангельской истиной.

Желая ближе познакомиться с христианством, княгиня Ольга в 954 году отправляется в Константинополь. «Здесь, как пишет автор книги, - происходит духовное перерождение княгини. Ее сердце открывается Православию, и она решает стать христианкой. Таинство Крещения совершил над нею патриарх Константинопольский Феофилакт, а восприемником был сам император Константин Багрянородный. В Крещении ей было наречено имя Елена в честь святой равноапостольной Елены, матери святого Константина, обретшей Честное Древо Креста Господня. В русской летописи сохранились рассказы о том, как решительно и на равных разговаривала Ольга с императором, удивляя греков духовной зрелостью и государственной мудростью, показывая, что русскому народу под силу воспринять и умножить высшие свершения греческого религиозного гения, лучшие плоды византийской духовности и культуры. Святая Ольга, став христианкой, ревностно предавалась подвигам христианского благовестия среди язычников и церковного строительства».

Вернувшись в Киев, княгиня «пыталась обратить ко Христу сына своего Святослава, но тот слишком любил воинскую славу и думал только о битвах. Но все же он не препятствовал желающим принимать Христову веру. А она, по словам летописца, «молилась за сына и народ свой день и ночь». Прожив после крещения своего 12 лет, Ольга почила 24 июля 969 года. Мощи ее были обретены нетленными при внуке ее св. кн. Владимире, который положил их в Десятинном храме». Но это было уже после крещения самого князя и всего нашего государства. Как известно, «в 988 году Русь стараниями князя Владимира приняла Православное Христианство. Всюду по Святой Руси, от древних городов до дальних погостов, повелел святой Владимир ниспровергнуть языческие требища, иссечь истуканов, а на месте их рубить по холмам церкви, освящать престолы для Бескровной Жертвы. Храмы Божии вырастали по лицу земли, на возвышенных местах, у излучин рек, на старинном пути «из варяг в греки» – словно путеводные знаки, светочи народной святости.

Эпоха святого Владимира была ключевым периодом для государственного становления православной Руси. Объединение славянских земель и оформление государственных границ державы Рюриковичей происходили в напряженной духовной и политической борьбе с соседними племенами и государствами. Крещение Руси от православной Византии было важнейшим шагом ее государственного самоопределения. Креститель Руси скончался 28 июля 1015 года. Он правил Русским государством тридцать семь лет, из которых двадцать восемь лет прожил во Святом Крещении. Празднование святому равноапостольному Владимиру было установлено святым Александром Невским после того, как 15 мая 1240 года, помощью и заступлением святого Владимира, была им одержана знаменитая Невская победа над шведскими крестоносцами. Но церковное почитание святого князя началось на Руси значительно ранее. Митрополит Иларион, святитель Киевский, в «Слове о законе и благодати» называет его «во владыках апостолом», «подобником» святого Константина, и сравнивает его апостольское благовестие Русской земле с благовестием святых апостолов.

По словам святителя Иоанна Шанхайского, «св. князь Владимир дал русскому народу новый смысл жизни и новую жизненную силу». Поэтому несмотря на то, святые были людьми всех родов и занятий, их основное понимание, и стремление, и смысл жизни было - стяжание Царствия Божия, причастность ему. Например, «святой Александр Невский всю жизнь провел в военных и государственных подвигах, проехал на коне через всю Сибирь к татарскому хану, чтобы устроить мир в России, прославился военными победами, но, - как отмечает святитель Иоанн, - когда князь заболел и пришла смерть, он принял ее как освобождение от трудов земной жизни и отдался тому, что было дороже всего - его душе, и принял постриг, чтобы войти в вожделенное Царство Божие уже воином не земным, но Христовым.

А другие угодники Божии уходили в пещеры, удалялись в дремучие леса, пустыни, однако там они, - по словам святителя, - делались магнитами, которые духовно привлекали искавших укрепление душ своих. И те преподобные, которые уходили и старались быть неизвестными, – их неизвестность становилась известной, и к ним устремлялись люди. Они сияют нам из глубины веков в наши времена. Господь прославил их дела, прославил их святые мощи чудесами, и поныне они являются проповедниками во славу Божию. Преподобный Сергий – сколько лет он прожил один в дремучем лесу, где не было никого, кроме зверей. По сей день святая Троице-Сергиева Лавра привлекает верующих со всех концов не только Руси, но, можно сказать, со всех концов и пределов вселенной. И ничем другим она не славится, как подвигом преподобного Сергия и тех святых, которые его учением спасались».

А на севере нашей страны прославились такие святые, как преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, Герман и Сергий Валаамские, чудотворцы. В пределах Новгородских и Вологодских - преподобные отцы Кирилл Белоезерский, Кирилл Новоезерский, Нил Сорский, Ферапонт Можайский и многие другие. Рязань красуется прославленным своим святителем Василием Рязанским, мучеником Романом. Переславль имеет своими светильниками преподобных Даниила и Никиту Переславльских. Москва имеет своих покровителей и молитвенников в лице первосвятителей - святых Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена. Города Ярославль, Смоленск, Вологда, Казань, Астрахань, Муром, Ростов, Владимир - все имеют своих заступников и молитвенников пред Престолом Божиим. Даже далекая Сибирь и та сияет такими светильниками, как, например, Иннокентий и Софроний Иркутские, Симеон Верхотурский, Иоанн Тобольский. О многих из них рассказывает книга – «Русский патерик».

 

*** Православная вера воспитала многих великих русских святых, богато молитвенниками наше Отечество. Имена этих угодников Божиих дороги не только для православных русских людей, но с любовью почитаются они и далеко за пределами нашей страны. По словам архимандрита Кирилла, «имея столь великое множество святых, просиявших в нашей Русской земле, мы должны радоваться и утешаться, что мы не одни, но имеем на Небесах своих старших братьев, наших покровителей и ходатаев, которые видят все наши нужды и слышат все наши молитвы и воздыхания». А чтобы обращаться к святым с молитвами, нужно познакомиться с их житием и подвигами, которые в частности изложены в этой книге. Она, по словам издателей, адресуется всем интересующимся Православием, историей и культурой нашей страны.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать