У книжной полки. Монахиня Таисия. Русские святые

30 мая 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Монахиня Таисия (Карцева). Русские святые.

 

На Руси с первых времен после святого Крещения при равноапостольном святом князе Владимире была воспринята церковная традиция почитания святых, показавших и реально осуществивших различные пути и способы стяжания благодати Святого Духа. Еще апостол Павел говорил: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13,7). Согласно этой заповеди, Святая Церковь всегда тщательно сохраняла память о своих святых: апосто­лах, мучениках, пророках, святителях, преподобных и праведных, их имена внесены в церковный Диптих на вечное поминовение. Мученические акты, патерики, лимонарии, синаксари, прологи, Четьи-Минеи, переведенные с греческого и латинского языков, пришли на Русь вместе с принятием христианства и стали любимым чтением русского человека. В наши дни «Жития святых» вновь востребованы, они переиздаются и доступны широкому кругу читателей. Так и на нашей книжной полке сегодня находится житийный сборник, выпущенный в свет Издательством «Пальмира» под названием – «Русские святые». ***

В эту книгу вошли краткие «Жития русских святых», собранные во второй половине XX века монахиней Таисией (Карцевой) для духовного чтения. По словам издателей, уникально то, что эти «Жития», оставаясь верными церковной письменной традиции, идущей от древних патериков, отвечают духу нашего времени. История создания книги отражает духовное единство русских православных христиан вне зависимости от государственных границ и церковных юрис­дикции. Ведь составитель сборника - монахиня Таисия (в миру Татьяна Георгиевна Карцева) родилась в Рос­сии, но жизнь ее прошла в эмиграции, во Франции, где в 1944 г. она стала послушницей, а в 1946 г. приняла иноческий постриг с наречением имени Таисия в право­славном Казанском скиту под Парижем.

С 1952 г. и до конца своих дней ма­тушка Таисия была насельницей Покровской женской обители, состоящей, как и Казанский скит, в юрисдикции Константинопольского Патриархата. В свободное от монастырского послушания и богослужений время русская монахиня собирала из доступных ей источников свидетельства о святых, в земле Российской просиявших, и собственноручно переписывала их. Созданная ее трудами книга была напечатана по благословению преосвя­щенного Лавра, архиепископа Сиракузского и Троицкого, в типографии Свя­то-Троицкого монастыря (США) Русской Православной Церкви Заграницей. Когда стало возможным издавать духовную литературу в России, труд матушки Таисии был переиздан в Троице-Сергиевой лавре. Так живое предание о русской святости было услышано всеми чадами Рус­ской Православной Церкви как в рассеянии и изгнании, так и в самой России. А сама матушка Таисия умерла на девяносто девятом году жизни.

При подготовке к первой публикации в светском издательстве состав кни­ги был значительно расширен за счет внесения агиографических дополнений и историко-географического комментария. Исторический комментарий по­могает читателям, воспитанным на гражданской истории, лучше ориенти­роваться в тех реалиях, среди которых проходили свой путь подвижники благочестия. Географический комментарий отражает административно-тер­риториальные изменения, имевшие место в России, и приблизительно ука­зывает на нахождение святых мест, где подвизались и нашли упокоение угод­ники Божий. Комментарий непосредственно примыкает к житиям, в тексте которых поясняемые реалии выделены курсивом. Агиографические дополнения, внесенные в книгу, служат той же задаче духовного просвещения, что и тексты монахини Таисии.

Как говорится в предисловии книги, «Жития святых были и остаются животворящим источником, многосодержательным чтением для всех и каждого, а не застывшим памятником цер­ковной литературы. В них перед взором читателя вереницей проходят при­меры поистине великого благочестия: что ни страница в собрании житий святых, то новая добродетель, самоотверженный подвиг ради Господа; об­разцы смирения и послушания, терпения в напастях житейских, глубокого сокрушения в грехах и искреннего покаяния. Припав к духовному житийно­му источнику не как к церковной литературе, а как к святоотеческому пре­данию, каждый поучается укрепляющей вере, утешается в горестях, радует­ся и обретает путь к спасению». Стоит отметить, что «агиографическое наследие Руси и России непосредственно отражает этот путь восхождения к Богоподобию. В Диптих Русской Православной Церкви внесены имена многих ее духовных чад, явивших каждый в своем чи­не особый вид духовного подвига, особый путь восхождения к святости».

История канонизации в Русской Православной Церкви имеет начало в прославлении святых князей страстотерпцев Бориса и Глеба. За ними на протяжении веков мы можем наблюдать целый ряд «князей и княгинь, канонизированных к общему или местному почитанию». Среди них равноапостольные князь Владимир и княгиня Ольга, святые князья Александр Невский, Михаил Тверской, Даниил Московский, Димитрий Угличский, Петр Муромский и другие. Среди святых жен – княгини Евфросиния Московская, София Слуцкая, Иулиания Ольшанская, Иулиания Вяземская, Феврония Муромская и другие. Можно сказать, что святые благоверные князья и княгини «составляют особый, весьма многочисленный чин святых в Русской Церкви». А кроме них, не менее малочисленный сонм мучеников, преподобных, праведных, блаженных, страстотерпцев. О многих из них рассказывает эта книга.

Для примера прочитаем фрагмент жития преподобной Евфросинии, в миру Евдокии, великой княгини Московской. Память ее совершается сегодня, 30 мая в день ее пострига в монашество, 20 июля в день ее преставления, а также 6 июля вместе с Собором Владимирских святых. Как рассказывает монахиня Таисия, «Св. княгиня Евдокия была дочерью благочестивого и ученого князя Димитрия Константиновича Суздальского. Для него инок Лаврентий написал самый древний из дошедших до нас списков Летописи (так называемая Лаврентьевская летопись). Дочь свою, княжну Евдокию, он выдал замуж за вел. князя московского Димитрия Иоанновича в 1366 году. Многие испытания пришлись на это время: чума, пожар Москвы, литовское нашествие, опасное путешествие вел. князя в Орду и, наконец, нашествие Мамая.

Вел. князь стал собирать войска. Весь народ пришел в волнение: кто не мог носить оружие, усилили молитвы и милостыни. Во главе их была вел. кня­гиня. 8 сентября 1380 г. вел. князь Димитрий Иоаннович одержал победу над татарами на Куликовом поле на Дону. Но эта победа стоила таких жертв, была настолько кровавой, что она равнялась настоящему бедствию. Из 150 тысяч человек, составлявших русское войско, полегло 110 тысяч. Когда вскоре после того хан Тохтамыш совершил набег на Москву, она не имела защитников, была сожжена и вынуждена опять платить дань, а старший сын вел. князя Василий был взят в Орду заложником. Первого июня 1389 г. вел. князь Димитрий Иоаннович умер от ран, полученных на Куликовом поле: ему не было еще сорока лет. После его кончины вдова его, вел. княгиня Евдокия, устроила во дворце своем женский Вознесенский монастырь.

Но монашество она приняла не сразу. За малолетством своих сыновей вел. княгиня стала управлять государством вместе с боярами. Одетая в роскошные одежды, как повелевал ее сан, она принимала участие в их советах и пирах. Вокруг нее стала создаваться клевета. Она достигла слуха ее сыновей, и они осмелились сказать об этом матери. Тогда она открыла перед ними на груди одежду свою, и они увидели плоть ее, изнеможденную постом, удрученную тяжелыми веригами. Глубоко потрясенные князья бросились в слезах к ее ногам, прося у нее прощения, но она только кротко заметила им: «Дети, не верьте никогда внешнему!» Потому что все подвиги свои, молитвы и мило­стыни княгиня Евдокия хранила в тайне. Перед смертью, чувствуя, что последние дни ее приближаются, она пожелала постричься и провести их в затворе и молитве. Через месяц после своего удаления в монастырь святая скончалась: в постриге было ей наречено имя Евфросиния».

 

*** Собрания чисто русских житий стали появляться на Руси с 16 века в связи с ростом национального сознания и накопленным духовным опытом в Русской Православной Церкви. Затем бесценный фонд русской духовности на протяжении столетий с любовью собирался и переписывался. Для верующих людей, почитающих святых, ценность представляют не только литературно переработанные житийные сборники, но и краткие, бедные и риторикой, и фактическими подробностями, житийные записи. Жития, и краткие, и пространные, — памятник духовной жизни и уже по одному этому — поучительное чтение. Поэтому и «Жития русских святых», собранные монахиней Таисией и посвященные 1000-летию русской святости, по словам издателей, являются истинно духовным чтением. Содер­жательность этого собрания отводит ему заметное место в кругу житийной литературы.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы