Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Николай Дмитриевич Тальберг - видный духовный писатель, историк и публицист, принадлежащий к той части русской эмиграции, которая вынуждена была после Октябрьского переворота 1917 года покинуть Россию. Свою жизнь за границей он посвятил сохранению исторической правды о России. Будучи знатоком русской церковной истории, используя труды известных историков, разыскивая сведения из забытых записок и воспоминаний, он создавал общую картину развития государства Российского. Эта картина в некоторых чертах разворачивается и на страницах книги, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве Правило веры и называется «Русская быль. От Екатерины II до Николая II. Очерки истории Императорской России». ***
В этот сборник включены интереснейшие очерки Николая Дмитриевича Тальберга о жизни и деятельности русских государей - от императрицы Екатерины II до царя-страстотерпца Николая II. По мнению издателей, несомненна заслуга этого писателя в том, что он восстановил в своих трудах подлинный облик наших государей, очистив их лики от лжи и клеветы, которой на протяжении многих десятилетий отравляли умы и души россиян. В книгу включены также очерки о Константине Петровиче Победоносцеве - крупном государственном деятеле, 25 лет состоявшем обер-прокурором Святейшего Синода, и о церковном деятеле князе Алексее Александровиче Ширинском-Шихматове, сведения о которых мало известны современному читателю.
В предисловии автор-составитель Сергей Фомин пишет, что «имя Николая Дмитриевича Тальберга несомненно известно ныне всякому человеку, интересующемуся русской духовной литературой. В последние годы в разных издательствах увидели свет три его основные книги: «История Христианской Церкви», «Святая Русь» и «История Русской Церкви». Тем не менее, творчество этого даровитого и плодовитого историка (в полноте своей), да и сама его биография, все еще остаются неведомы, не только для отечественного, но и в какой-то мере для зарубежного русского читателя. Поэтому вкратце обратимся к жизнеописанию самого Тальберга, не зная которого, по мнению составителя, вряд ли возможно вполне понять и оценить все сделанное этим талантливым и трудолюбивым человеком. В книге его жизнеописание занимает не одну страницу, но в рамках нашей программы мы познакомимся лишь с отдельными вехами жизни русского историка.
Николай Дмитриевич Тальберг родился 22 июля 1886 года в семье профессора Киевского университета, доктора уголовного права. Немало переживаний выпало в детстве на долю Николая. В раннем возрасте он лишился сначала отца, а через два года матери. Детство его прошло под кровом брата его отца Владимира Германовича Тальберга, а потом сестры матери в Подольской губернии. Учился он сначала в Киевском Екатерининском реальном училище, а с 1898 г. - в Императорском училище правоведения. Именно в этом закрытом привилегированном учебном заведении юноше впервые пришлось столкнуться с разрушительным духом революции. Дело в том, что группа учащихся, наслушавшись крамольных речей на митингах 1905 г., решила и в своем училище произвести коренную ломку традиционного строя. Николай Тальберг, собрав вокруг себя благонамеренное большинство, сумел пресечь крамольный замысел. То было первое столкновение с враждебной реальностью, первая победа. Именно в эти годы он сформировался как безкомпромиссный государственник, горячий сторонник сохранения Российской державности.
Как отмечает автор-составитель, свое призвание Тальберг видел в живом служении Отечеству, России и народу. Поэтому, окончив в 1907 году «Училище правоведения» с золотой медалью, Николай Дмитриевич поступил на службу в ведомство, которое стояло в то время на страже сохранения устоев Российской Империи, - Министерство внутренних дел. За 10-летний период пребывания на Императорской государственной службе, Тальберг явил себя человеком Чести и Долга. После революции, не желая быть соучастником беззакония, Тальберг подал в отставку. После большевистского переворота участвовал в деятельности монархических организаций на родине. В 1920 году, будучи эвакуирован в Берлин, стал первым управляющим делами выбранного Высшего Монархического Совета. Защищая монархические идеи в печати, Николай Димитриевич к этому времени выдвинулся как передовой и даровитый публицист и историк.
Он много работал с 1920 г. в журнале «Двуглавый Орел» берлинского и парижского изданий и принимал большое участие в издании труда Сергея Сергеевича Ольденбурга «Царствование Императора Николая II». Итогом осмысления отечественной истории стала книга «Святая Русь», вышедшая в Париже в 1929 г. Во вступлении автор привел слова Н.В. Гоголя: «...владеем сокровищем, которому цены нет, и не только не заботимся о том, чтобы это почувствовать, но не знаем даже, где положили его. У хозяина спрашивают показать лучшую вещь в его доме, а сам хозяин не знает, где лежит она. Эта Церковь, которая, как целомудренная дева сохранилась одна только от времен апостольских в непорочной первоначальной чистоте своей, эта Церковь, которая вся со своими глубокими догматами и малейшими обрядами наружными как бы снесена прямо с неба для русского народа.
Она одна в силах разрешить все узы недоумения и вопросы наши, которая может произвести неслыханное чудо в виду всей Европы, заставить у нас всякое сословие, звание и должность войти в их законные границы и пределы и, не изменив ничего в государстве, дать силу России, изумить весь мир согласною стройностью того же самого организма, которым она доселе пугала, — и эта Церковь нами незнаема! И эту Церковь, созданную для жизни, мы до сих пор не ввели в нашу жизнь!..» Эту мысль русского писателя Тальберг и положил в основу своих исследований, присовокупив к ней суждение архиепископа Черниговского Филарета (Гумилевского, 1805—1866), согласно которому «знание истории Русской Империи — необходимое пособие для историка Русской Церкви». Историю, изложение которой зиждется на таких основаниях, вполне можно именовать историей воцерковленной.
Как отмечает Сергей Фомин, в основе всех сочинений Тальберга лежали всем давно доступные источники, общеизвестные факты. По словам протопресвитера Михаила Помазанского, Николай Дмитриевич выбирал, суммировал и предлагал читателям «самое ценное, удачное, характерное, что он находил у наших самостоятельных и, в большинстве, лучших историков Церкви... Такой способ изложения в условиях нашего времени ценен тем, что здесь подводится итог историческим изысканиям и в то же время мы знакомимся с точками зрения и с характером изложения целой плеяды русских историков». Но, как говорит Фомин, вся отечественная историческая наука того периода была направлена на то, чтоб «уложить нашу историю в рамки западноевропейской историософии». Тогда как «история, Россия на страницах книг Тальберга были совсем другие. То была Россия в ее подлинной глубине, широте и высоте. Взгляд на нее был не со стороны, не через очки с европейскими линзами, не с точки зрения общечеловеческих ценностей».
О нашей стране того периода архимандрит Константин (Зайцев) писал: «Россия, историческая Россия, Императорская, закатную красоту которой мы еще помним, встает пред нами, прежде всего, как Великая Россия. Но возникла и выросла эта Россия как Святая Русь, в которой жизнь государства и общества, жизнь отдельной личности и семьи, от Царя до крестьянина, была неотрывна от жизни Церкви. … Пока во главе Великой России стоял Царь, Россия не только содержала в себе отдельные элементы Святой Руси, но и в целом продолжала быть Святой Русью, как организованное единство. Но … чем явственней сказывалось расхождение с Церковью русской общественности, русской государственности, русского народа, тем явственнее в личности Царя обозначались черты Святой Руси. Уже Император Александр III был в этом отношении очень показательным явлением. Еще в гораздо большей степени выразительной в этом же смысле была фигура Императора Николая II.
В этом, по мнению отца Константина, «объяснение той трагически-безысходной отчужденности, которую мы наблюдаем между ним и русским обществом. Великая Россия в зените своего расцвета радикально отходила от Святой Руси, но эта последняя как раз в это время в образе последнего Русского Царя получила необыкновенно сильное, яркое, прямо-таки светоносное выражение». Мало кому доверявшие (из-за непонимания не только общества, но часто и ближайшего окружения), Русские Самодержцы, сочетая в себе европейскую образованность с даром русскости, искали способы осуществления ее в современной им жизни. Однако, наталкиваясь на полное непонимание, с одной стороны, чиновничества, а с другой — слоя, мнившего себя мозгом нации, мешавших соединению с народом, не смогли все это осуществить. Восстановить это понимание, на которое когда-то безуспешно рассчитывали наши Венценосные Правители, — все это и пытался в меру отпущенных Господом сил осуществить Николай Дмитриевич Тальберг.
*** Николай Дмитриевич Тальберг 50 лет стоял на страже бескомпромиссного служения интересам России. «В своих исторических трудах, - по словам епископа Митрофана (Зноско-Боровского), - Николай Дмитриевич выступает убежденным сторонником «симфонии власти», раскрывая в глубоких истоках российской истории следы извечного тяготения материального к духовному, обоюдное стремление и Церкви и Государства - совместить заботу о народе, о нации в целом. Статьи и книги Николая Дмитриевича, посвященные прошлому России, это гимн Прекрасному, которое неизбежно открывается пред каждым историком, беспристрастно анализирующим прошлое Императорской России».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Беседы с батюшкой. Священник Петр Мангилев. 24 апреля 2024
Этот день в истории. 25 апреля
Церковный календарь 25 апреля. Преподобная Афанасия Эгинская
Евангелие 25 апреля. Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют
День ангела. 25 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!