У книжной полки. Николай Дмитриевич Тальберг. Русская быль. От Екатерины II до Николая II. Очерки истории Императорской России

22 июля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

Николай Дмитриевич Тальберг - видный духовный писатель, историк и публицист, принадлежащий к той части русской эмиграции, которая вынуждена была после Октябрьского переворота 1917 года покинуть Россию. Свою жизнь за границей он посвятил сохранению исторической правды о России. Будучи знатоком русской церковной истории, используя труды известных историков, разыскивая сведения из забытых записок и воспоминаний, он создавал общую картину развития государства Российского. Эта картина в некоторых чертах разворачивается и на страницах книги, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве Правило веры и называется «Русская быль. От Екатерины II до Николая II. Очерки истории Императорской России». ***

В этот сборник включены интереснейшие очерки Николая Дмитриевича Тальберга о жизни и деятельности русских государей - от императрицы Екатерины II до царя-страстотерпца Николая II. По мнению издателей, несомненна заслуга этого писателя в том, что он восстановил в своих трудах подлинный облик наших государей, очистив их лики от лжи и клеветы, которой на протяжении многих десятилетий отравляли умы и души россиян. В книгу включены также очерки о Константине Петровиче Победоносцеве - крупном государственном деятеле, 25 лет состоявшем обер-прокурором Святейшего Синода, и о церковном деятеле князе Алексее Александровиче Ширинском-Шихматове, сведения о которых мало известны современному читателю.

В предисловии автор-составитель Сергей Фомин пишет, что «имя Николая Дмитриевича Тальберга несомненно известно ныне всякому человеку, интересующемуся русской духовной литературой. В последние годы в разных издательствах увидели свет три его основные книги: «История Христианской Церкви», «Святая Русь» и «История Русской Церкви». Тем не менее, творчество этого даровитого и плодовитого историка (в полноте своей), да и сама его биография, все еще остаются неведомы, не только для отечественного, но и в какой-то мере для зарубежного русского читателя. Поэтому вкратце обратимся к жизнеописанию самого Тальберга, не зная которого, по мнению составителя, вряд ли возможно вполне понять и оценить все сделанное этим талантливым и трудолюбивым человеком. В книге его жизнеописание занимает не одну страницу, но в рамках нашей программы мы познакомимся лишь с отдельными вехами жизни русского историка.

Николай Дмитриевич Тальберг родился 22 июля 1886 года в семье профессора Киевского университета, доктора уголовного права. Немало переживаний выпало в детстве на долю Николая. В раннем возрасте он лишился сначала отца, а через два года матери. Детство его прошло под кровом брата его отца Владимира Германовича Тальберга, а потом сестры матери в Подольской губернии. Учился он сначала в Киевском Екатерининском реальном училище, а с 1898 г. - в Императорском училище правоведения. Именно в этом закрытом привилегированном учебном заведении юноше впервые пришлось столкнуться с разруши­тельным духом революции. Дело в том, что группа учащихся, наслушавшись крамольных речей на митингах 1905 г., решила и в своем училище произвести коренную ломку традиционного строя. Николай Тальберг, собрав вокруг себя благонамеренное большин­ство, сумел пресечь крамольный замысел. То было первое столкновение с враждебной реальностью, пер­вая победа. Именно в эти годы он сформировался как безкомпромиссный государственник, горячий сто­ронник сохранения Российской державности.

Как отмечает автор-составитель, свое призвание Тальберг видел в живом служении Отечеству, России и народу. Поэтому, окончив в 1907 году «Училище правоведения» с золотой медалью, Николай Дмитриевич поступил на службу в ведомство, которое стояло в то время на страже сохранения устоев Российской Империи, - Министерство внутренних дел. За 10-летний период пребывания на Императорской государственной службе, Тальберг явил себя человеком Чести и Долга. После революции, не желая быть соучастником беззакония, Тальберг подал в отставку. После большевистского переворота участвовал в деятельности монархических организаций на родине. В 1920 году, будучи эвакуирован в Берлин, стал первым управляющим делами выбранного Высшего Монархического Совета. Защищая монархические идеи в печати, Николай Димитриевич к этому времени выдвинулся как передовой и даровитый публицист и историк.

Он много работал с 1920 г. в журнале «Двуглавый Орел» берлинского и парижского изданий и принимал большое участие в издании труда Сергея Сергеевича Ольденбурга «Царствование Императора Николая II». Итогом осмысления отечественной истории стала книга «Святая Русь», вышедшая в Париже в 1929 г. Во вступлении автор привел слова Н.В. Гоголя: «...владеем сокровищем, ко­торому цены нет, и не только не заботимся о том, чтобы это почувствовать, но не знаем даже, где поло­жили его. У хозяина спрашивают показать лучшую вещь в его доме, а сам хозяин не знает, где лежит она. Эта Церковь, которая, как целомудренная дева сохрани­лась одна только от времен апостольских в непороч­ной первоначальной чистоте своей, эта Церковь, которая вся со своими глубокими догматами и ма­лейшими обрядами наружными как бы снесена пря­мо с неба для русского народа.

Она одна в силах разрешить все узы недоумения и вопросы наши, ко­торая может произвести неслыханное чудо в виду всей Европы, заставить у нас всякое сословие, звание и должность войти в их законные границы и пределы и, не изменив ничего в государстве, дать силу России, изумить весь мир согласною стройностью того же само­го организма, которым она доселе пугала, — и эта Церковь нами незнаема! И эту Церковь, созданную для жизни, мы до сих пор не ввели в нашу жизнь!..» Эту мысль русского писателя Тальберг и положил в основу своих исследований, присовокупив к ней суждение архиепископа Черниговского Филарета (Гумилевского, 1805—1866), согласно которому «зна­ние истории Русской Империи — необходимое посо­бие для историка Русской Церкви». Историю, изло­жение которой зиждется на таких основаниях, вполне можно именовать историей воцерковленной.

Как отмечает Сергей Фомин, в основе всех сочинений Тальберга лежали всем давно доступные источники, общеизвестные факты. По словам протопресвитера Михаила Помазанского, Николай Дмитриевич выбирал, суммировал и предлагал читателям «самое ценное, удачное, характерное, что он находил у наших самостоятельных и, в большинстве, лучших историков Церкви... Такой способ изложения в усло­виях нашего времени ценен тем, что здесь подводится итог историческим изысканиям и в то же время мы знакомимся с точками зрения и с характером изло­жения целой плеяды русских историков». Но, как говорит Фомин, вся отечественная историческая наука того периода была направлена на то, чтоб «уложить нашу историю в рамки западноевропейской историософии». Тогда как «история, Россия на страницах книг Тальберга были совсем другие. То была Россия в ее подлинной глубине, широте и высоте. Взгляд на нее был не со сторо­ны, не через очки с европейскими линзами, не с точ­ки зрения общечеловеческих ценностей».

О нашей стране того периода архимандрит Константин (Зайцев) писал: «Рос­сия, историческая Россия, Императорская, закатную красоту которой мы еще помним, встает пред нами, прежде всего, как Великая Россия. Но возникла и вы­росла эта Россия как Святая Русь, в которой жизнь государства и общества, жизнь отдельной личности и семьи, от Царя до крестьянина, была неотрывна от жизни Церкви. … Пока во главе Великой России стоял Царь, Россия не только содержала в себе отдельные элементы Святой Руси, но и в целом продолжала быть Святой Русью, как организованное единство. Но … чем явственней сказывалось расхождение с Цер­ковью русской общественности, русской государствен­ности, русского народа, тем явственнее в личности Царя обозначались черты Святой Руси. Уже Импера­тор Александр III был в этом отношении очень показательным явлением. Еще в гораздо большей степени выразительной в этом же смысле была фигура Им­ператора Николая II.

В этом, по мнению отца Константина, «объяснение той трагически-безысходной отчужденности, которую мы наблюдаем между ним и русским обществом. Великая Россия в зените своего расцвета радикально отходила от Святой Руси, но эта последняя как раз в это время в образе последнего Русского Царя получила необыкновенно сильное, яркое, прямо-таки светоносное выражение». Мало кому доверявшие (из-за непонимания не толь­ко общества, но часто и ближайшего окружения), Русские Самодержцы, сочетая в себе европейскую об­разованность с даром русскости, искали способы осуществления ее в современной им жизни. Однако, наталкиваясь на полное непонимание, с одной стороны, чиновничества, а с другой — слоя, мнившего себя мозгом нации, мешавших соединению с народом, не смогли все это осуществить. Восстановить это понимание, на которое когда-то безуспешно рассчитывали наши Венценосные Прави­тели, — все это и пытался в меру отпущенных Госпо­дом сил осуществить Николай Дмитриевич Тальберг.

 

*** Николай Дмитриевич Тальберг 50 лет стоял на страже бескомпромиссного служения интересам России. «В своих исторических трудах, - по словам епископа Митрофана (Зноско-Боровского), - Николай Дмитриевич выступает убежденным сторонником «симфонии власти», раскрывая в глубоких истоках российской истории следы извечного тяготения материального к духовному, обоюдное стремление и Церкви и Государства - совместить заботу о народе, о нации в целом. Статьи и книги Николая Дмитриевича, посвященные прошлому России, это гимн Прекрасному, которое неиз­бежно открывается пред каждым историком, беспристрастно анализирующим прошлое Императорской России».

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать