У книжной полки. П.Ю. Малков. Рождество Пресвятой Богородицы. Антология святоотеческих проповедей

21 сентября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

Сегодня Святая Церковь празднует один из самых светлых и радостных праздников - Рождество Пресвятой Богородицы. Это событие, по мысли свя­тителя Андрея Критского, знаменует конец ветхоза­ветных преобразований, установлений и начало са­мой новозаветной истины. Оно — новая точка отсчета в истории спасения человеческого рода. Потому цер­ковный праздник Рождества Богородицы и соверша­ется в самом начале календарного богослужебного года. Он есть, по выражению святителя Андрея, «начало [всех] праздников». Сегодня, как и в древние времена, сердцевиной богослужебного круга и кладезем духовных смыслов остаются двунадесятые праздники, значение и догматическое содержание которых раскрывают святоотеческие проповеди или иначе - гомилии. Познакомиться с избранным гомилетическим наследием святых отцов, посвященным тому или иному празднику, нам помогут книги из серии «Святые отцы. Богословие праздников». Одну из них мы и предлагаем сегодня вашему вниманию.  Она называется – «Рождество Пресвятой Богородицы. Антология святоотеческих проповедей».

***

Как отмечают издатели, хорошо начинать знакомство с наследием святых отцов через их слова и мысли о праздниках — ведь это свидетельство о ра­дости веры и живое богословие, обращенное к каждо­му из нас. Антология святоотеческих творений на Рождество Пресвятой Богородицы включает произведения разных тра­диций и эпох, византийских, русских и сербских авторов - от святителя Андрея Критского и преподобного Иоанна Дамаскина до святителя Иоанна Шанхайского и преподобного Иустина (Поповича). Издание предваряет вводная статья автора-составителя книги Петра Юрьевича Малкова, призванная в ясной и доступной форме познакомить читателя с важнейшими богословскими и нравственными особенностями святоотеческого учения о собы­тии Рождества Пресвятой Богородицы.

В частности, в этой статье автор пишет: «Когда наступает Новый год? Конечно же, — ответим мы, — он приходит в нашу жизнь вместе с нашим ра­достным, пусть и бессонным, полночным переходом от декабря к январю. Он вступает в свои права по­среди холодной снежной зимы — во время уютного семейного торжества, сопровождаемый светом горя­щих на елках праздничных огоньков, долгожданны­ми подарками, теплыми взаимными пожеланиями... Однако так было далеко не всегда. В Византии (с VII века) и на Руси (с конца XV столетия) новый год наступал 1 сентября, потому что люди верили: мо­ментом сотворения Богом нашего мира было имен­но начало осени. Так когда же Господь сотворил небо и землю? — спрашивали себя византийцы. Ну, конеч­но же в сентябре!

Начало нового года являлось для византийцев, так же как и для всех нас, важной точкой отсчета: в их де­лах, в их надеждах, в их планах на будущее. Правда, сегодня при наступлении нынешнего январского Новолетия современный человек прежде всего думает о земном, ожидая от наступающего года домашнего благополучия, материального достатка, успехов в ра­боте. Для византийцев же наступавший осенний — сентябрьский — Новый год был в первую очередь судьбоносным духовным рубежом, воспринимался ими как значимая веха в их личном духовном обнов­лении, творческом христианском пересозидании са­мих себя. Они были убеждены: раз Бог создал небо и землю именно 1 сентября, то и мы, верующие христиане, — подражая Его творческой созидательной си­ле, — также призваны, вместе с наступлением Новолетия, к твор­ческому усилию по преображению и обновлению се­бя во Христе. Так, наступавший Новый год виделся православным византийцам, прежде всего, как важная точка отсчета в их борьбе со страстями и грехом, в их устремленности к свету Христовой Истины, в стяжа­нии духовных даров Божественной благодати...

Первым по порядку праздником церковного года, следующим за празднованием сентябрьского Новолетия — как прославления Творца за созданный Им мир, — как раз и оказывается двунадесятый (то есть один из двенадцати важнейших) праздник Рождества Пресвятой Богородицы. И это не случайно. Рожде­ние от престарелых родителей долгожданной ма­ленькой Девочки — будущей Богоматери — виделось православным богословам, церковным проповедни­кам как вполне сопоставимое по своей духовной зна­чимости с сотворением Богом мира и человека. Ведь именно в этот момент — в миг Рождества Пречистой Девы — полагается начало нашему спасению. Вместе с Рождением Марии начинается обновление всего, поврежденного последствиями грехопадения Адама и Евы, мироздания; для самого же людского рода от­крывается путь к скорой победе над грехом и смертью, к благодатной богопричастности в грядущем Христе.

Празднику Рождества Пресвятой Богородицы посвя­щен целый ряд прекрасных святоотеческих гомилий (проповедей). Все они, по словам автора-составителя, помогают нам постичь не толь­ко духовный смысл самого чуда Рождения Марии от  престарелых и бесплодных родителей. Но также проник­нуть в догматические глубины церковного богослов­ского учения о Пресвятой Богородице, о Ее Приснодевстве, о значении Ее Личности в истории спасения человеческого рода. Кроме того, эти святоотеческие проповеди вдохновенно прославляют огромную ме­ру Ее святости, Ее высочайшего духовного подвига, ярко повествуют о предельном нравственном совер­шенстве Богоматери, возвышенно говорят о беззавет­ной материнской любви Пречистой Девы к Ее Боже­ственному Сыну.

Проповеди на Рождество Богородицы не столь многочисленны, как, например, святоотеческие гомилии на Рождество, на Пасху, на Крещение Господне или же на Пятидесятницу. И это не удивительно. Ведь несмотря на то что праздник Рождества Пресвятой Богородицы часто именуется «началом праздников» — ведь он хронологически (сюжетно) открывает череду двунадесятых новозаветных торжеств, — по времени своего появления в Церкви он один из позднейших. Нужно заметить, что двунадесятые Богородичные праздники начали совершаться позднее, чем Господ­ские. Вполне вероятно, что они выделились из древ­нейшего общего праздника — Собора Богородицы. А поскольку праздник Рождества Богородицы по сво­ему происхождению гораздо более поздний, чем все выше перечисленные церковные торжества, то и посвященные ему церковные гомилии и начали произноситься, ве­роятно, лишь с VII-VIII столетий.

Кроме того, сле­дует признать, что в отличие от упомянутых празд­ников Рождество Богородицы все же не дает мысли проповедников того богословского простора, как, на­пример, важнейшие события земной жизни Господа Иисуса Христа. Однако все это не помешало стать ав­торами замечательных гомилий на Рождество Пресвя­той Богородицы целому ряду древних святых отцов: святителю Андрею Критскому, преподобному Иоанну Дамаскину, преподобно­му Феодору Студиту, святителю Фотию, патриарху Константинопольскому, святителю Георгию Никомидийскому, святителю Клименту Охридскому, святителю Григорию Паламе, святому правед­ному Николаю Кавасиле и другим. Некоторые из этих пропове­дей публикуются в настоящей книге. Также прекрас­ные слова на Рождество Богородицы принадлежат святым нового и новейшего времени. Среди них мож­но назвать произнесенные в прошлом XX столетии проповеди священномученика Сергия Мечёва, архи­епископа Шанхайского и Сан-Францисского святи­теля Иоанна (Максимовича), преподобного Иустина (Поповича), также предлагаемые вниманию читате­лей этого издания.

Конечно же в этой книге собраны далеко не все из перечисленных слов. Ограниченный объем антоло­гии попросту не позволил бы собрать их все под од­ной обложкой. Но все же читателя этой книги ожидает собрание ярких, догма­тически глубоких, духовно прекрасных святоотече­ских гомилий, являющих нам всю спасительную зна­чимость события Рождества Богородицы. В каждой из публикуемых здесь святоотеческих проповедей раскрываются различные аспекты бого­словского значения праздника Рождества Пресвятой Богородицы, изъясняется его особое место в истории спасения человеческого рода, предлагается глубокое нравственное наставление. Проповеди эти произноси­лись в разных странах, на разных языках, в различные эпохи. Однако в Боге Слове, во Христе и в Его Церкви все эти временные и пространственные ограничения отступают, уходят. И пусть даже внешняя литературная форма этих проповедей может показаться нам архаичной; вместе с тем ка­ждое произнесенное святоотеческое слово — благодатно живое, любая выраженная в них богослов­ская мысль — непреходяще современная.

***

В книге «Рождество Пресвятой Богородицы. Антология святоотеческих проповедей», по словам П.Ю. Малкова, нам открывается тот высочайший личный опыт богопознания, которым обладали авторы гомилий — святые проповедники. Им-то и делятся теперь они — щедро и настойчиво — со всеми христианами, по­средством своего обращенного к нам живого слова. Этот богодарованный опыт можно уподобить неко­ему не престающему потоку благодати, полноводной реке Христовой Истины, исходящей и текущей из свя­щенных глубин Церковного Предания. И все мы при­званы припасть к этому потоку духовной сладости как к животворному и никогда не иссякающему во Хри­сте святому источнику Воды Живой, готовому утолить душевную жажду каждого из нас.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать