Аудио |
|
Скачать .mp3 |
В издательстве Сретенского монастыря вышла новая книга, адресованная не только родителям маленьких детей и подростков, но и всем тем, кто участвует в воспитании детей: родственникам, преподавателям, священникам. Она называется «Родители и дети». Книга является сборником бесед известного греческого духовника архимандрита Симеона (Крайопулоса) со своей паствой. Преподаватель и проповедник, основатель двух монашеских общин, архимандрит Симеон обучался богословию в университете в Салониках и изучал психологию в Страсбурге. Несмотря на то, что беседы архимандрита Симеона состоялись в 1969–1970 годах, рассуждения автора, вопросы, которые он ставит, остаются актуальными и по сей день. Тем, кто желает в них разобраться, может начать с книги – «Родители и дети».
***
В этой книге тема «Родители и дети» рассматривается с двух точек зрения: психологической и духовной. Автор считает, что сама по себе психология или педагогика, не будучи освященными благодатью Божией, благодатью Святого Духа, не принесут никакой пользы, а могут даже навредить. Согласно современной психологии, фундамент характера человека закладывается в течение первых пяти-шести лет его жизни. Удивительным образом облик, приобретаемый ребенком в эти годы, опыт, переживаемый ребенком в это время, будет влиять на всю его жизнь до глубокой старости, до самой смерти. Если наблюдения психологии и педагогики верны, кажется, что это так (конечно, не в абсолютной мере), тогда мы, а также Церковь, заботящаяся о воспитании верующих, и в первую очередь маленьких детей, должны отнестись к этим наблюдениям с исключительным вниманием.
Поскольку в том возрасте, когда формируется фундамент человеческой личности, ребенок находится на руках родителей, и в основном на руках матери, необходимо сделать все возможное, чтобы родители были как можно лучше подготовлены, информированы, насколько возможно, уравновешенны, духовно живы и психологически здоровы, чтобы быть в состоянии помогать своим детям. Не только не навредить, не только не нанести травм (что очень часто случается), то есть не только уберечь от зла, но и помочь своим детям, рождающимся в этот мир с теми или иными наклонностями, избегать опасностей, которые им будут встречаться на жизненном пути; способствовать становлению детей как хороших и уравновешенных людей.
По словам автора, в ячейке, которая называется семьей, отец и мать удостаиваются от Бога стать сотворцами и родить детей. Не знаю, - говорит отец Симеон, - все ли отцы и матери осознают во всей глубине это свое сотворчество Богу, когда приводят в мир нового человека, еще не существовавшего вчера? Это событие — глубочайшая тайна. Конечно, мы к нему уже очень привыкли, поскольку видим его постоянно. Так же как мы привыкли к воздуху, который вдыхаем, не задумываясь о его существовании, и ко многим другим благам. Мы настолько привыкли к этому событию, что даже не стараемся углубиться, насколько возможно, и понять эту великую тайну человеческого сотворчества Богу. Родители, которые не осознали этого, не могут правильно вести себя с детьми, являющимися их общим творением с Богом. Следовательно, они не могут дать должного воспитания и вдохнуть в детей полноту жизни.
Как отмечает автор, главной составляющей брака, самым важным соединительным веществом (как в отношении мужа и жены к Богу, так и в отношениях супругов между собой и в отношении родителей к ребенку) является любовь. Не просто любовь, а любовь Божия, наделяющая человека созидательной силой. Другими словами, - говорит отец Симеон, - не может быть брака, семьи, не может это событие, эта великая тайна быть благословлена и выполнять свою цель и миссию, если отсутствует составляющая, называемая любовью. Автор подчеркивает, что именно любовь наделяет смыслом брак, семью; именно любовь разрешает все проблемы. Не просто любовь, а любовь Божия, наделяющая человека созидательной силой, любовь, заложенная в человеке Богом, с помощью которой человек обращен не к самому себе, а к Богу и людям.
Любовь во Христе, - не раз повторяет отец Симеон, - эта истинная любовь, разрешает все проблемы, возникающие с момента, когда человек решает создать семью, и в течение всего времени, когда он рожает и растит детей. Истинная любовь, заставляет человека не быть сосредоточенным только на самом себе, она не ищет своего, как говорит святой апостол Павел. Ребенок — плод брака, любви. Он начинает свое существование с момента зачатия. С этого момента появляется человек как тело и душа. Как телом, так и душой он пребывает девять месяцев во чреве матери; как телом, так и душой существует он от рождения до смерти, и также телом и душой он будет жить вечно после воскресения мертвых. Можно добавить, что только во время смерти с человеком что-то случается: происходит разделение души и тела, которое длится от смерти до дня общего воскресения.
С момента зачатия ребенка закладывается фундамент человека, который вскоре появится на свет. Именно с этого первого мгновения зарождается основа его внутреннего устроения, склада. Очень важно, - отмечает отец Симеон, - под знаком какой наследственности начинается бытие ребенка. Эта наследственность является основанием и фундаментом его бытия, она определяет это новое бытие, этого человека. Поэтому имеет огромное значение, какова наследственность ребенка, каков фундамент его личности, каков его склад, заложенный еще в период внутриутробного развития. Однако важно не только это. В течение девяти месяцев, которые ребенок находится во чреве матери, ему не так хорошо, как мы себе представляем. Многие страдания матери и даже отца передаются ребенку. И от этого тоже зависит, каким родится ребенок.
Автор обращает внимание своих собеседников и на то, что родители обязаны любить своего ребенка еще до его рождения и даже до его зачатия. Может, говорит батюшка, - этот вопрос покажется кому-то странным, как родители могут не любить своего ребенка (хотя и такое бывает). Но даже те из нас, которые считают себя любящими родителями, по мнению отца Симеона, не правильно понимают, как должно любить по-настоящему. Когда мы говорим о понятии «любовь», мы, - по словам автора, - не подразумеваем под ним все, что нам вздумается. Какие-нибудь отец или мать могут ожидать с нетерпением рождения ребенка в мир. Будет ли это ожидание от подлинной любви? С глубоким ли ощущением сотворчества Богу? С ощущением ли того, что в мире будет еще одно творение, в первую очередь творение Божие, и что это личность, свободный человек, а не их личная вещь, личная собственность, которая обязательно будет должна выполнять и удовлетворять их желания?
Часто бывает, что родители мечтают, чтобы ребенок научился тому, чему они не смогли научиться, получил образование и стал тем, кем они не смогли стать. Эта собственная их нереализованность — внутренняя рана, боль их души. Как часто родители испытывают чувство неполноценности, потому что у них было высокое мнение о себе, им хотелось добиться того или иного и у них ничего не получилось, и после неудачи они глубоко ранены! Супруги это тяжело переносят и нетерпеливо ждут, когда у них родится дитя, чтобы тут же за него взяться и начать его подготавливать, дабы у их ребенка вышло то, что не вышло у них. Но, как отмечает отец Симеон, ребенок не обязательно вырастет таким, каким хотят его видеть родители. Дети вырастают такими, какими они вырастают, в зависимости от их наследственности, данного им воспитания, от той атмосферы, какая царила в их доме, а также в зависимости от того, как они относились во время взросления к своей наследственности, окружению и жизни в целом. Обо всем этом и многом другом и говорит архимандрит Симеон со страниц книги «Родители и дети».
***
Беседы, составившие эту книгу, по словам автора, проводились в 1969-70 годах в основном по двум причинам. Первая – чтобы всем, кто связан с детьми (родителям, братьям и сестрам, дядям и тетям, учителям и даже дедушкам и бабушкам), помочь допустить как можно меньше ошибок в отношениях с детьми и таким образом принести им больше пользы. Вторая причина – дать нам возможность увидеть некоторые вещи, существующие внутри нас, которые появились в результате ошибок наших родителей. То есть, помочь взрослому человеку разобраться в себе, ведь многие наши проблемы родом из детства. Беседуя со своей паствой, архимандрит Симеон (Крайопулос) исследует глубинные причины того или иного поведения детей в различных ситуациях и приводит конкретные примеры того, как взрослые люди, в первую очередь отцы и матери, могут исправить свои взаимоотношения с ребенком и помочь ему развиваться гармонично. Сегодня эти беседы доступны более широкому кругу читателей.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 21 мая 2024 года
Читаем Добротолюбие. «Мудрость в деле вопрошания». Священник Константин Корепанов
Льюис. Аскетические перевертыши. Часть 40. Священник Константин Корепанов
Чистый образ. Депутат Законодательного Собрания Калужской области Сослан Токаев и министр внутренней политики Калужской области Олег Калугин
Литературный квартал. Анна Ревякина
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!