У книжной полки. Преподобный Ефрем Сирин. Псалтирь или Богомысленные размышления

10 февраля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

Преподобный Ефрем Сирин, память которого Святая Церковь совершает сегодня, оставил после себя весьма много сочинений. В одних он предстает пред читателем как толкователь Священного Писания; в других – как обличитель ересей и песнопевец Церкви, а в иных - как учитель христианской жизни и в частности проповедник сокрушения сердечного. Пребывая в непрестанной молитве, пощении, бдении и богомыслии, он приобрел знание духовной природы человека, проник в тайны человеческого сердца. И поэтому многие люди, ищущие спасения, обращались к нему за наставлением. А преподобный Ефрем от беседы с людьми всегда обращался к сладкому собеседованию с Богом, или молитве. На основе молитвенных сочинений преподобного Ефрема Сирина, которые своим покаянным содержанием особенно душеспасительно воздействуют на душу христианина, святитель Феофан Затворник составил книгу, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве Сибирская Благозвонница и называется – «Псалтирь или Богомысленные размышления».

***

«Псалом да будет непрестанно в устах твоих. Где псалом с сокрушением, там и Бог с Ангелами... Псалом из каменного сердца источает слезы... Псалом просвещение душ, освящение тел. Псалом - привлечение Ангельской помощи, оружие против страха ненужного, упокоение от дневных трудов, безопасность младенцев, украшение пожилым, утешение старцам. ... Псалмопение и молитва при смиренном помысле возвышают ум над недозволенными страстями...», - так говорил о Псалтири Давидовой преподобный Ефрем Сирин, великий и богоносный учитель покаяния, живший в IV веке Христианства. ...Удивительно - но и сегодня, по прошествии почти семнадцати столетий, так же возвышенно и с такой же духовной любовью мы говорим и о «Псалтири» самого Ефрема Сирина.

Эта книга была составлена святителем Феофаном Затворником из богомысленных размышлений и молитвословий преподобного Ефрема, и затем издана в начале прошлого века Афонским Русским Пантелеимоновым монастырем. После книга выдержала еще несколько переизданий. Название «Псалтирь или Богомысленные размышления» - дано ей потому, что она заключает в себе избранные молитвенные к Богу возношения св. Ефрема Сирианина, ибо Псалтирь и есть книга Богохвалений, - молитвенных к Богу возношений. Святой Ефрем исполнен был благодати Божией, и ею движимый изливал пред Богом сердечные молитвы свои.

Как говорится в предисловии книги, возгревать в себе дух благодатный есть долг всякого христианина. Главное средство к тому - молитва. В ком возгрета благодать, тот и сам молится как должно, - когда благодатная сила в нем в движении; но кто не дошел еще до того, тому необходимо саму молитву воспитывать в себе.  Воспитывается же она духодвижимыми молитвами, излившимися из пламеневших благодатью душ. Вот почему Святая Церковь дает в руки православным христианам молитвословы: тому же способствовать может и настоящее издание избранных молитв. Как между пророками св. Давид - есть по преимуществу Псалмопевец, так между святыми отцами прп. Ефрем - есть по преимуществу молитвенник. Душа его ни одного Божественного предмета не могла коснуться без того, чтобы не восторгаться горе в молитвенных излияниях чувств. Оттого писания его преисполнены молитв.

По словам издателей, святого Ефрема по справедливости можно назвать христианским Псалмопевцем. Мерою числа выбранных статей послужило число псалмов Богодухновенной Псалтири, а указателем содержания их - содержание псалмов. В псалмах кроме молитв есть догмат о Пресвятой Троице и о воплощении Бога Слова, есть история, есть нравоучение. Такого же содержания статьи внесены и в настоящее издание из писаний св. Ефрема. История в псалмах - это история народа Божия. История в молитвах св. Ефрема - это история всякого христианина, которая внешне определяется рождением, житием на земле, смертью, воскресением и вечною участью, а внутренне состоит преимущественно из борьбы с грехом, из восстаний и падений, из светлых состояний в добре и из мрачных пребываний во зле. В писаниях св. Ефрема все это изображено в самых тонких оттенках и в самых разнообразных подробностях. Это преимущественная часть настоящего издания.

Итак, раскроем книгу богомысленных размышлений великого подвижника... В соответствии с первым псалмом пророка Давида, где говорится о судьбе праведных и нечестивых, и о том, что праведник получает награду на суде Божием, т. е. духовное блаженство, небесное, святитель Феофан предлагает и нам те молитвословия святого Ефрема, где говорится о блаженствах. В частности, он пишет: «Блажен, кто о Господе стал совершенно свободен от всего земнаго в этой суетной жизни и возлюбил единаго благаго и милосердаго Бога. Блажен, кто стал делателем добродетелей и, как плодоносная нива, приносит великое обилие плодов жизни о Господе. Блажен, кто, стоя у Божией службы на молитве и всякий час, как Ангел небесный, имеет чистые помыслы и не дает доступа к себе лукавому, чтоб не взял он в плен душу его и не отвел ея от Бога Спасителя».

Как уже говорилось в начале, в духовно-нравственных творениях прп. Ефрем является, по преимуществу, проповедником сокрушения сердечного. Ни о чем так много не говорил и не писал он, как о сокрушении сердечном, о необходимости непрестанно проливать слезы покаяния, потому что и сам он был проникнут чувством глубочайшего сокрушения. Святитель Григорий Нисский говорит, что «непрестанно плакать для Ефрема было то же, что для других дышать воздухом. Кто будет читать его писания, – прибавляет святитель Григорий, – тот увидит, что он не тогда только плачет, когда говорит о покаянии, но и в похвальных словах, где другие обыкновенно выражают радость». Ни днем, ни ночью не отступала от него мысль о грехах. И одна из глав этой книги говорит «о руководящей благодати и слезах».

Святой Ефрем в частности пишет: «Благий Человеколюбец, принявший две лепты и похваливший произволение вдовицы, приими моление раба Твоего, умножь молитву мою и даруй просимое мною, да соделаюсь храмом благодати Твоей; да вселится она во мне, и сама да научит меня, как благоугождать ей; сама, ударяя в гусли мои, да взыграет песни умиления, исполненныя веселия; сама да свяжет ум мой как бы уздою, чтобы мне не погрешить пред Тобою, заблудившись, и не быть изринутым из онаго света. Услыши, Господи, услыши моление мое и даруй, чтоб я, нечистый, сделался чистым, я, безумный, умудрился, я, непотребный, стал благопотребен в стаде избранных Твоих подвижников и всех святых, благоугодивших Тебе - и был принят в Царство Твое».

Полный сокрушения сердечного, преподобный Ефрем, когда желал и других расположить к смиренному сознанию своих грехов, всегда старался сначала поставить на вид свое собственное недостоинство. «Воспомянул я день кончины - и возстенал, увидев, как многочисленны вины мои, как тяжки беззакония мои, и размыслив, что неправды мои будут открыты взору всякаго. Нет там места покаянию, слезам и молитвам; но каждый получит награду по трудам своим, воздаяние по деланию своему, и праведнаго Судию не преклонят на милость ни плач, ни страдания. Умилосердись надо мною, Человеколюбец! Суд без милости ожидает при конце тех, которые согрешили - и не покаялись в лукавых делах своих, а творившие правду и хранившие заповеди Господа своего приимут от Него небесныя блага, наследуют вечную жизнь».

***

Итак, «Псалтирь преподобного Ефрема Сирина» — это сборник молитвословий для стяжания благодати, составленный святителем Феофаном Затворником. В письме к редактору журнала «Душеполезное чтение» протоиерею В. Нечаеву святитель Феофан писал, что ему «пришло на мысль выбрать из святого Ефрема Сирианина Псалтирь. Нашлось 150 статей — больше молитвенных, несколько нравоучительных и догматических». Подражая Богодуховенной Псалтири в числе и содержании статей, святитель подражал ей и в разделении, какое дается ей в церковном употреблении - 150 статей разделены на 20 отделений, как Псалтирь - на 20 кафизм, и каждое отделение на три части, славы, как и там каждая кафизма на три. В начале почти каждого из 20 отделений помещается догмат, а в конце нравоучение - уроки жизни. А сопровождает святитель Феофан эту Псалтирь желанием искренним, чтобы всякий, раскрывающий ее, всегда находил в ней для себя нужное по состоянию своего духа, то вразумление, то сокрушение, то воодушевление, то утешение.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать