Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Протоиерей Михаил Труханов 15 лет провел в лагерях, тюрьмах и поселениях как исповедник православной веры. Будучи глубоко церковным человеком, он не мог не попасть под молох уничтожения. Господь дал ему стезю быть бескровным мучеником за веру, свидетелем страшных мучений людей в сталинских лагерях и участником не менее страшной жизни на свободе, когда он был приходским священником. Что закаляло его дух, что делало его веру столь совершенной, что он выходил победителем из «пещи вавилонской»? Сам отец Михаил, не задумываясь, ответил бы: «Господь». Прожив без малого 90 лет, он всего себя посвятил Христу, и никогда не ослабевал в своем исповедническом подвиге. Обо всем этом рассказывает книга протоиерея Михаила Труханова, вышедшая в свет в издательстве Лучи Софии. Она называется - «Воспоминания: первые 40 лет моей жизни».
***
В книгу «Воспоминания: первые 40 лет моей жизни» вошли рассказы о. Михаила о его ближайших родственниках, детстве, студенчестве, которые сменяются свидетельствами о 15 годах, проведенных им в тюрьмах, лагерях и на принудительном поселении. В предисловии книги говорится, что вера мальчика Михаила Труханова с юных лет укреплялась в семье. Его отец - священник Василий Труханов, разделил в 1938 г. участь многих тысяч православных священнослужителей, окончив свои земные дни на Колыме. Именно с него начинается путь сознательного крестного служения Богу в их роду.
Как известно со слов о. Михаила, его отец, окончив Киевскую семинарию, пришел за благословением на будущее рукоположение в священство к великому киевскому старцу Ионе. Тогда же старец благословил и будущую мать о. Михаила - Акилину Ивановну на брак с Василием, хотя они не были даже знакомы. Акилина являлась воспитанницей киевского Введенского монастыря 8 лет. По окончании срока мать игуменья Клеопатра направляла всех взрослых воспитанниц к старцу решать, кому из них остаться в монастыре, а кому выйти в мир. Жизнь родителей в святости послушания Матери Церкви, во всяком благочестии и чистоте и стала основой для формирования личности будущего пастыря.
Родился отец Михаил 14 сентября 1916 года. Пора его детства и юности пришлась на тяжелейшее для Русской Православной Церкви время - 1920-1930-е годы, период жесточайших массовых репрессий, когда в обществе повсеместно гнездились страх и отчаяние. Православных христиан в то время сберегали от уныния и растерянности страх Божий, трезвость и сосредоточенность, молитва и упование на Бога. Так и юный Михаил впитывал в себя не страх и отчаяние окружающего мира, а любовь к Богу, которой горел его отец-исповедник. Прощальное благословение своего отца, протоиерея Василия, батюшка хранил в сердце всю жизнь. Провожая сына на учебу в Ташкент, отец сказал: «Мы - бедны, потому и тебе в дорогу ничего не даем, кроме хлеба и трешки денег». И вручил сыну Святое Евангелие со словами: «Читай, размышляй и исполняй! Тогда Господь будет с тобою и тогда у тебя будет всё, что Ему угодно».
Дальнейший путь Михаила к горячей и твердой вере был продолжением исповедничества и мученичества за веру протоиерея Василия Труханова. Сам батюшка не раз подчеркивал значение отца в своем духовном становлении, и даже в том, как складывались обстоятельства его жизни, он видел молитвенное водительство своего родителя. С юных лет Михаил знал цену молитве, посту и священническому благословению. В три годика он уже усердно крестил свою пищу и питие со всей серьезностью верующего человека, в девять лет по его молитве исцелился смертельно больной отец, а в двадцать лет в пустыне Туркестана он узнал присутствие рядом Бога. Всю свою жизнь отец Михаил нес глубоко в сердце такую любовь к Богу, которая может быть дарована только одним Богом и дана Своим избранным за их решимость свято верить и жить по евангельскому Слову.
Но как считал батюшка, сама по себе жизнь ребенка в православной семье не спасает его от ошибок. «Ибо хотя с самых детских лет я познал и страх Божий, и получил христианское воспитание в родительском доме, и позже был наставляем евангельским словом, но все эти, несомненно, весьма положительные данные в человеке еще не дают ему гарантии устоять и противостоять личными волевыми усилиями перед заманчивым услаждением соблазняющего греха». Его самого спасала предваряющая жизненные события молитва. Он рано узнал эту силу молитвы, которая помогает человеку в трудные моменты, когда и молиться нет сил. Любовь Божию батюшка ощущал и тогда, когда в трудный для него час искушения (физического изнеможения в лагере, телесных соблазнов и т.д.) Господь не оставлял и буквально спасал его за прежние молитвы.
Так, прежде всего, в юности он испил горькую чашу отвержения сверстниками только за то, что принадлежал к сословию «врагов народа». Тем не менее, учился старательно и настойчиво, молитвой смирял свое сердце от негодования на сверстников и несправедливости тех, кто имел власть давать учебу и работу или не давать. Горечь обид порой была столь велика, что, казалось, не хватит веры, чтоб ее побороть. Например, он, будучи еще студентом Института геодезии и картографии, был арестован в 1941 году «за организацию кружка по изучению Библии». После своего ареста Михаил Труханов испытывал чувства непонимания происходящего. Он писал об этом так: «Первые три дня в одиночной камере Бутырской тюрьмы я вопрошал Бога: «Как же так, Господи, я старался быть настоящим христианином, исполнял заповеди, постился, причащался - и я не понимаю, Господи, почему Ты так со мной поступил?».
Но на третий день вдруг все прояснилось. И я уже стал благодарить Бога: «Господи, благослови новую страницу в моей жизни!». Это тайна Божия... Было благодатное осенение... Я понял: ТАКИЕ вещи не бывают по прихоти человеческой. Это воля Божья. А раз так, то я стал просить: «Благослови, Господи, грядущие в неволе годы...». Я уже почувствовал, что тремя днями дело не ограничится, что я проведу в неволе целые годы. Так оно и случилось. И уже там, в 212-й камере Бутырок, я просил у Бога, чтобы Он укрепил меня, чтобы я с РАДОСТЬЮ шествовал по тому пути, который определяет мне Его святая воля. И я всегда с радостью принимал все то, что мне пришлось пережить. Многих это изумляло, ибо с нами в камерах были и большевики, посаженные в застенки своими же «товарищами по партии».
Внутреннее чувство радости пострадать за Бога согревало батюшку все многотрудные годы его заточения. В книге воспоминаний ясно прослеживается эта сторона его жизненного пути. Образ святителя Филиппа, как твердого исповедника, всегда был для о. Михаила образцом дерзновенного Церковного служения. Но со временем для батюшки стало выясняться и другое. Единовременное мученичество и исповедничество - это одно, а растянувшиеся на долгие десятилетия, на всю длинную жизнь, они требуют от человека других усилий, другой оценки, другой стратегии и тактики поведения. Наверное, не случайно, что среди апостолов Христа батюшка с особым вниманием относился к «апостолу любви» Иоанну Богослову, который дожил до глубокой старости и умер, хотя и не мучеником, но свидетелем Христовой истины. Трепетное, благоговейное отношение о. Михаила к св. Иоанну Богослову во многом объясняет истоки сокровенного в самом отце Михаиле.
Одной из самых важных сторон его священнической деятельности была проповедь. В те годы апостольское служение священства было крайне занижено, люди мало слышали Слово Божие. Это и запрещалось, и священники порой просто боялись произносить вдохновенные слова перед прихожанами, зная, что могут лишиться регистрации в любую минуту. Отец Михаил пренебрегал этой «условностью», в результате чего постоянно находился в немилости у начальства. Но пройдя горнило лагерных испытаний и, зная цену молитве «Боже, будь со мною», он уже ничего не опасался, он пережил свой страх перед смертью не раз, его ревность нести Слово Божие людям исходила из молитвенной близости к Богу, которую он приобрел в неволе. Обо всем этом свидетельствует книга отца Михаила - «Воспоминания: первые 40 лет моей жизни».
***
При жизни отец Михаил Труханов подготовил и опубликовал воспоминания о первых сорока годах своей жизни и не торопился писать и готовить к печати «вторые» сорок лет. Он благословил опубликовать материалы, которые не попали в первое прижизненное издание, только после своей кончины. Эти воспоминания отличаются от мемуаров других заключенных тем, что написаны глубоко верующим человеком, все восприятие которого пронизано сознанием величия Промысла Божия. Издание рассчитано на самый широкий круг читателей: историков, богословов, духовенство, а также на всех, идущих по пути духовного возрастания и интересующихся историей своей Родины.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 18 апреля
День ангела. 18 апреля
Церковный календарь 18 апреля. Четверток Великого канона. Преподобная Феодора Солунская (Фессалоникийская)
Евангелие 18 апреля. Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять
Читаем Апостол. 18 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!