Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Великий подвижник Востока и Запада, преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, широко известен как аскетический писатель. О его трудах с уважением отзывались многие столпы Православия. Например, преподобный Иоанн Лествичник говорил, что преподобный Кассиан “прекрасно и весьма высоко любомудрствует”, и патриарх Фотий считал его писания “назидательными, весьма полезными для благочестивой жизни”. В России к произведениям святого подвижника также относились с большим почтением. Интерес к его трудам особенно усилился в начале ХХ века и не ослабевает до сих пор, т.к. эти труды принадлежат общему богословскому наследию Отцов единой неразделенной Церкви, одним из которых был преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. Творения этого святого, вышедшие в свет в издательстве Сибирская Благозвонница, мы и предлагаем вашему вниманию.
***
Издательство Сибирская Благозвонница предлагает вниманию читателей одиннадцатый том серии «Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе». Он посвящен богословскому и нравственно-аскетическому наследию преподобного Иоанна Кассиана Римлянина. Книга содержит догматико-полемическое сочинение под названием «О Воплощении Господа, против Нестория» и аскетические творения - «Установления общежительных монастырей» и «Собеседования». Открывает настоящее издание предисловие митрополита Омского и Таврического Владимира. К этому предисловию мы сейчас и обратимся.
«Постом предочистився, премудрости постигл еси разумение, от пустынных же богоносных отец научился еси страстей обузданию... преподобен быв, Богу возложился еси, и просвещая добрыми виды, Кассиане, яко солнце облистал еси сиянием Божественных твоих учений, сердца всех чтущих тя всегда просвещая». Так возносит хвалу в тропаре и кондаке преп. Иоанну Кассиану Римлянину Православная Церковь. Через опытное прохождение подвижничества (в частности, пост), постижение аскетической и богословской премудрости (в том числе от святых подвижников, имея личное с ними собеседование), молитвенное богообщение преп. Кассиан достиг духовного совершенства (бесстрастия и святости) и «облистал» своими учениями сердца других.
Уроженец Западной Римской империи, где в те времена говорили на латинском, преп. Иоанн Кассиан немалую часть своей жизни провел на христианском Востоке — в Палестине, Египте, Константинополе. Здесь он познакомился с великими подвижниками Востока (прежде всего Египта), и со свт. Иоанном Златоустом, в тот момент архиепископом Константинопольским. От них преподобный воспринял бесценный опыт и теорию христианской подвижнической жизни, которые затем перенес на западную почву, написав цикл важных произведений. Тем самым он, по словам владыки Владимира, существенно обогатил западное монашество и духовность, в первые века христианства несколько отстававшие от Востока, чем оказал западному христианству великую услугу, и «творения преподобного Кассиана вошли в сокровищницу святоотеческой литературу, представив западному монашеству полнейшее изложение аскетики в духе воззрений подвижников Востока».
Но что не менее важно - он в своих сочинениях отразил в достаточно систематическом виде восточно-христианское духовное учение, полученное им из первых рук. Поэтому его произведения, как отмечает владыка Владимир, обладают великой ценностью и для восточно-христианского Православного Предания. А по ясности и завершенности их можно поставить в один ряд с творениями таких великих восточных авторов 4-7 веков, как преп. Макарий Великий, авва Евагрий Понтийский, преп. Иоанн Лествичник, преп. Максим Исповедник, преп. Исаак Сирин и др. А вот составить представление о личности преп. Иоанна Кассиана, по словам владыки Владимира, достаточно сложно.
В отличие от некоторых других представителей западного христианства, например блж. Августина, много и откровенно писавшего о себе в «Исповеди» и других сочинениях, или блж. Иеронима Стридонского, личность которого ярко отразилась в обширной переписке, о преп. Иоанне Кассиане известно очень мало. Сведения о жизни преподобного, встречающиеся в его собственных трудах и у других церковных авторов, скупы и отрывочны. Если же говорить о его сочинениях, то преп. Иоанн Кассиан написал только три крупных произведения: два аскетических — «Установления общежительных монастырей» (около 420-424 годов) и «Собеседования» (425-429 годы) и один догматико-полемический — «О Воплощении Господа, против Нестория» (около 429-430-х годов).
Трактат «О Воплощении Господа, против Нестория» был написан по просьбе римского архидиакона Льва. Это произведение — один из самых первых святоотеческих трактатов, направленных против неосторианской ереси. Труд «Установления общежительных монастырей» преп. Иоанн Кассиан посвятил епископу Апатскому Кастору. Это сочинение, где объясняется сущность, цели и правила монашеского подвига. Оно состоит из двенадцати книг и разделено на две части. В первой - говорится о внешнем устроении монашеского жития и о добродетелях, приличных ему. Во второй - речь идет о пороках и страстях, с которыми монах должен бороться, чтобы стяжать совершенную чистоту сердца. Целью «Установлений» «было руководство к деятельной жизни, то есть жизни аскета, который стремится к высшей по уровню созерцательной жизни».
Труд «Собеседования» был задуман как дополнение к «Установлениям», завершение их. Сочинение состоит из 24 книг и делится на три части, даже три сочинения, которые одновременно самостоятельны и связаны между собой. В отличие от деятельно-аскетического характера «Установлений», «Собеседования», «наоборот, посвящены именно созерцательной жизни, хотя включают в себя также и наставления относительно деятельной жизни». И если «Установления» «были написаны Кассианом как наставление для общежительных монастырей, то "Собеседования" — для отшельнической жизни».
При публикации трудов преп. Иоанна Кассиана издатели посчитали нужным, изменить хронологический порядок сочинений на ценностно-тематический: на первом месте поместили учение о Воплощении Сына Божия, а учение аскетическое и сотериологическое — на втором. Кроме того, издатели руководствовались и принципом новизны: трактат «Против Нестория» еще никогда не переводился на русский язык целиком, в то время как «Установления» и «Собеседования» уже издавались.
***
В приложении издания помещена работа иеромонаха (впоследствии архиепископа) Феодора Поздеевского, мученически пострадавшего в годину гонений за Христа, под названием - «Аскетические воззрения преподобного Иоанна Кассиана (пресвитера Массилийского)». Тексты трудов преп. Иоанна Кассиана даны в новом переводе и снабжены богословскими, церковно-историческими и текстологическими комментариями. В конце книги помещен указатель цитат из Священного Писания, а также именной, предметный и географический указатели. Редакция надеется, что это издание привлечет к себе внимание преподавателей и студентов духовных учебных заведений и просто вдумчивого православного читателя, неравнодушного к святоотеческому наследию и его неотъемлемой составляющей — творениям преп. Иоанна Кассиана.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Читаем Добротолюбие. «Мудрость в деле вопрошания». Священник Константин Корепанов
Льюис. Аскетические перевертыши. Часть 40. Священник Константин Корепанов
Чистый образ. Депутат Законодательного Собрания Калужской области Сослан Токаев и министр внутренней политики Калужской области Олег Калугин
Литературный квартал. Анна Ревякина
Православная азбука. Что такое Церковь. Беседа с протоиереем Владимиром Пархоменко. Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!