У книжной полки. Ольга Рожнёва. Православные христиане в СССР. Голоса свидетелей

23 декабря 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

Христос говорит: «...Царство Мое не от мира сего», «...Если Меня гнали, будут гнать и вас: если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше». Исполнение этих слов Спасителя мы можем наблюдать на протяжении всей истории существования христианской Церкви. А особенно они исполнились в 20 веке, когда гонения на христиан приобрели невиданные до сих пор масштабы. Особенностью этих гонений стало то, что не только государство уничтожало верующий народ, на него восстали и те, кто еще вчера считались православными христианами. Таким образом, преследования за веру совершались повсеместно, где бы верующий человек ни находился. О том, как жили православные христиане, как исповедовали веру в атеистической стране, рассказывает книга Ольги Рожнёвой, выпущенная в свет издательством Сретенского монастыря. Она называется - «Православные христиане в СССР. Голоса свидетелей».

***

В книге «Православные христиане в СССР» звучат голоса людей, которые прожили долгую и прекрасную жизнь. Семинаристы Сретенской духовной семинарии, по благословению наместника Сретенского монастыря епископа Егорьевского Тихона (Шевкунова) (ныне митрополита Псковского и Порховского), проделали огромный и уникальный труд. Они опросили десятки людей, родившихся в первой и второй половине XX века, — тех, кто помнит Великую Отечественную войну, голод и разруху, помнит наши победы и поражения, гонения на Церковь, возрождение послевоенной России, подвиги муче­ников и исповедников православной веры, а также возрождение Православия в конце 80-х - на­чале 90-х годов.

Эта книга рассказывает о простых верующих прошлого столетия -  того времени, когда открыто проповедовалось и насаждалось безбожие, когда жизнь в лоне Церкви становилась подвигом, мученичеством. Но ничто не останавливало христиан. С опасностью для себя и для своих близких, они продолжали жить под покровом Церкви, полностью доверившись Богу. Как и прежде, ходили они на церковные службы, причащались Святых Христовых Таин. В их воспоминаниях интересно все: и быто­вая, и духовная, и церковная жизнь простых людей и священнослужителей того времени. Люди рассказывали то, о чем нельзя прочитать в справоч­никах и учебниках истории, а можно узнать толь­ко от живых свидетелей прошлого. Интересны описанные ими жизненные ситуации, в которых  проявлялись лучшие человеческие качества: до­брота, жертвенность, терпение, смирение и лю­бовь.

Открывают книгу воспоминания протоиерея Владимира Правдолюбова, почетного настоятеля храма святителя Николая в городе Касимове Рязанской области. «Я родился, - рассказывает отец Владимир, - в 1931 году в православной семье. В нашем роду несколько новомучеников и испо­ведников. Мой папа, протоиерей Сергий Прав­долюбов, был прославлен как исповедник. Кро­ме него, на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года прославлены замученные в 1937 году его отец, мой дедушка, протоиерей Анатолий Правдо­любов (память его совершается 23 декабря), дядя со стороны матери протоиерей Ми­хаил Дмитрев и двоюродный брат матери чтец (и воин) Евгений Федорович Дмитрев. До моего рождения отец уже дважды или, ка­жется, трижды был арестован. Три раза жизнь его подвергалась смертельной опасности. Я был шестым и последним ребенком в семье, в которой каждый был готов на лишения страдания и смерть за Христа. В этом смысле наша семья являлась островком единомышленников, что очень облегчало жизнь».

«Если говорить о Промысле Божием, - продолжает рассказ священник, - то глав­ным чудесным его проявлением в нашей семье считаю то, что мы не умерли с голоду, когда наши были в ссылке. Как любил повторять папа: «Уго­товал еси предо мною трапезу сопротив стужающим мне» (Пс. 22,5). В этом большая заслуга мамы, ее молитвы и труда. Когда арестовали отца Сергия, мне было че­тыре года, а когда он вернулся, мне исполнилось девять лет. В дальнейшем был еще арест, а по­том мобилизация на трудовой фронт. Так что воспитывала меня в основном мать. И главное, что она внушала нам, — что наш отец страдает за Христа, и мы должны не горевать, а радовать­ся: если приходится что-то терпеть, то мы становимся соучастниками его подвига. Воцерковленность всей семьи и участие в богослужениях тоже были заслугой мамы и мощным воспита­тельным фактором».

В семье, где отец Владимир был младшим, кроме него было три брата и две сестры. И о каждом из них батюшка вспоминает отдельно. Вот, например, он рассказывает о своем старшем брате, протоиерее Анатолии Правдолюбове, который прошел почти всю войну, с 1941 по 1944 гг. и свидетельствовал о том, что в окопах атеистов не бывает. В доказательство один эпизод из его жизни: «Пасхальная ночь. Анатолий сохранил субботний хлебный паек и над ним ночью в укромном месте прочитал Пасхальный канон и стихиры (как бывший псаломщик, он знал пасхальную службу наизусть). Оказывается, солдаты за ним следили, и когда он хотел съесть этот свой хлеб, они подошли и попросили: “Дай куличика!” — а потом каждый дал ему кусочек от своего хлеба, чтобы он не остался голодным». Еще много других рассказов отца Владимира о себе самом и о семье вошли в эту книгу, прочитать которые будет интересно многим нашим читателям.

А мы прочитаем еще несколько фрагментов, взятых из разных воспоминаний. Протоиерей Виктор Гнатенко, настоятель храма свт. Иоанна Златоуста города Астрахани рассказывает о послевоенной жизни: «Мне запомнилось духовенство тех лет, еще старой закалки. От настоятелей, которым я прислуживал еще в детстве, я очень многое почерпнул, и это мне пригодилось. Тогда это были горячие молитвенники, особенно старые священнослужители, которые с ревностью, с горением в сердце совершали богослужение, любили паству свою и служили, невзирая на свои немощи, на свои недуги, каждый день без всяких выходных. Христиане того периода были более воцерковленными, более духовно и нравственно устойчивыми. А сейчас христиане многие торгуются с Богом. Приходят в церковь свечку поставить: я тебе, Господи, — свечку, а Ты мне — работу хорошую, квартиру и т. д. А тогда такого не было. Тогда люди благодарили за все Бога и довольствовались тем, что имели. Война оставила на нравственном, моральном поведении людей отпечаток. А скорбь и страдание всегда объединяют. И тогда люди были более милостивые, жалостливые и приветливые, нежели сейчас».

Автор-составитель отмечает и то, как детям священников или просто из верующей семьи в школе было порой очень непросто. Их и дразнили, и избегали, и всячески «прорабатывали». Но часто со временем начинали уважать за верность своим убеждениям, доброе отношение, готовность помочь в учебе. Вспоминает монахиня Амвросия (Горбунова): «Меня все избегали и говорили, что я глупая, темная и отсталая, потому что в нашей семье мама ходила в церковь и нас приучала. Но все же как праздник какой церковный, так к маме всегда шли женщины из нашего дома и просили ее тайно подать записки — все боялись за своих мужей». «В большие церковные праздники в церковь заходили дружинники с красными повязками на рукавах и, увидев в храме школьника, записывали, в какой школе и в каком классе он учится. И меня записали. После этого на линейке в актовом зале меня ставили посреди зала и стыдили, что я хожу в церковь. Мама вздохнет и скажет на это: “Ну ладно, дочка, ведь за Христа пострадала!”»

Так, несмотря на все насмешки и нападки со стороны неверующего общества, православные христиане, и взрослые и дети, сохраняли веру во Христа. Они понимали, что жизнь без Бога не имеет вообще никакого смысла, что с Богом лучше, надежнее, и умирать не так страшно, что Промысл Божий всегда действует над человеком и ведет его по жизненному пути. Для России это было время испытания ее веры, время подвига за Христа. И как пишет автор, «низкий поклон людям, сохранившим веру православную в такие жестокие времена, выдержавшим все испытания, доверясь Богу. Именно об этом говорил известный старец, архимандрит Серафим (Тяпочкин): «Нужно больше доверять Богу, а то все сам да сам. Тяжело ведь самому».

***

На страницах этой книги оживает прошлое и рас­крывается таинственный и чудесный Промысл Бо­жий, действующий в человеческих судьбах. «Врата адова Церковь не одолеют», - говорит Христос. И это подпитывало людей, утешало, давало надежду, что гонения все временные, они уже были в истории Церкви, есть и будут. Жить с Богом в среде воинствующего атеизма – это одновременно трудный и благодатный путь. Трудный, потому что нужно противостоять всему миру, а благодатный, потому что рядом Господь, всегда любящий и ободряющий. Эту истину познали герои этой книги, и об этом они рассказывают сегодня нам. Возможно, многим из читателей их рассказы принесут и духовную пользу, и вразумление, и пример стояния в вере.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать