Аудио |
|
Скачать .mp3 |
В 2017 г. русская общественность отмечала знаменательную дату — 150-летие со дня кончины святителя Филарета, митрополита Московского, выдающегося деятеля Русской Церкви, прославившей его в лике своих святых. Каждый, кто приходит сегодня в храм Христа Спасителя, не пройдет мимо раки с его святыми мощами, память его празднуется всей Русской Церковью, его работы вошли в сокровищницу святоотеческой мысли. Трудами митрополита Филарета мы читаем сегодня Священное Писание на русском языке, его Катехизис стал основой для изучения и преподавания правила веры во всех духовных учебных заведениях России. Его физически хрупкая, но интеллектуально мощная фигура выделяется на общем фоне великолепия русского XIX века, для которого он был и духовным камертоном, и независимым идеологом просвещения. Митрополит Филарет на фоне блестящего века — вот тема новой книги известного историка и писателя, профессора Александра Ивановича Яковлева. Она вышла в свет в издательстве Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета и называется – «Посланник вечности: Рассказы о святителе Филарете Московском».
***
Автор книги Александр Иванович Яковлев, доктор исторических наук, профессор факультета мировой политики МГУ им. М.В. Ломоносова, ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН, профессор исторического факультета Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. В этом вузе им создано научное подразделение, занимающееся изучением жизни и наследия святителя Филарета (Дроздова). Перу Александра Ивановича принадлежит роман-биография «Век Филарета» и другие издания, посвященные жизни и служению Московского святителя. Как отмечает пресс-служба ПСТГУ, «новая книга Александра Яковлева обращена к широкому кругу читателей. В отдельных рассказах представлены основные этапы жизни святителя, рассказывается о самых важных деяниях «Филарета Мудрого» — и церковных, и государственных.
На протяжении пятидесяти лет, при трех российских императорах, святитель нес свое служение, по меткому выражению современника, будучи по сути «Патриархом без Патриаршества». С его именем неразрывно связано великое дело перевода и издания Библии на русском языке, именно ему императором Александром II было поручено готовить манифест об освобождении крестьян. Создать яркую панораму русской общественной жизни при императорах Александре I и Николае I, значительное влияние на которую оказал святитель Филарет, автору позволяет широко привлеченный материал русских мемуаров.
В первой главе автор размышляет над вопросом: каким образом сын коломенского священника, малый ростом и скромный видом, оказался принятым в узкий круг сановников и царедворцев, более того — стал причастен к делам преобразования всей церковной жизни России и даже осведомленным о сокровенных делах Зимнего дворца и высшего света Петербурга? Неисповедимы пути Господни. Вероятно, - пишет автор, - и сам святитель Филарет задумывался над этим. Всею своею жизнью ответил он на этот вопрос. В Коломне, где родился будущий святитель, а тогда еще мальчик Василий, «семья Дроздовых жила по устоявшемуся укладу. Тесный дом с лежанкой, полатями и светелкой; череда одинаковых будней, отличавшихся лишь постными и скоромными днями да ожиданием очередного двунадесятого праздника; чай был редкостью, берегли для гостей; кофе знаком был только по слухам.
В этом мире городничий представлялся грандиозной фигурой; приглашение в дворянский дом для совершения молебна было событием, о котором после долго вспоминали, перебирая впечатления от натертых воском паркетных полов, стульев и кресел с матерчатого обивкой, высоченных зеркал и картин в золотых рамах, шелковых платьев и блестящих башмаков, диковинного сервиза на большом столе с бархатной скатертью... Иногда дедушка Никита Афанасьевич ради гостей доставал балалайку, играл он хорошо, дети и взрослые плясали, а вечерами бабушка Домника Прокопьевна рассказывала сказки. Отец, Михаил Афанасьевич Дроздов, позволял себе необычные траты, приход был богатый, ямщицкий. Отец покупал книги, что было редкостью в их кругу, — читали обычно Библию, Четьи-Минеи и календари; его называли ученым.
Повзрослевшему Васе отец рассказывал о дальних странах Франции и Китае, о Сократе и Диогене, о Ломоносове, о Москве и переходе Суворова через Альпы. Дед посмеивался над мечтательностью отца, открывал внуку Священное Писание и читал наставительно. Впрочем, оба они от души отзывались на радости и горести своих прихожан, никогда не отказывались поучаствовать в именинах, рождениях, панихидах и иных сборищах своих прихожан, где много ели и пили, говорили громко и о простом. Свобода духовенства была относительной, подчинялись указу: отдавать учить всех ребят мужского пола в школу под страхом жестокого наказания. Тяготило это, но покорялись и отвозили сыновей в семинарию. В семинарии — зубрежка, господство латинской грамматики, розга за реальные и мнимые провинности, но и понимание того, что вырвался из замкнутого мирка, и открывается мир иной, вовсе не похожий на провинциальную тихую Коломну.
А после — Троица, лавра и семинария, за устроение в которую до конца жизни Василий был благодарен отцу. Потому что обучение стало серьезное, вдумчивое, потому что оказался рядом с великим митрополитом Платоном, тот его заметил и отметил, приблизил к себе и опекал, как немногих... В 1808 году, получив согласие родителей, Василий был пострижен в монашество с именем Филарет и рукоположен во иеродиаконы. В это время Святейший Синод предписал направить ряд учителей из Троицкой семинарии в С.-Петербург. Среди них значился и иеродиакон Филарет (Дроздов). С этого события, с переезда в столицу молодого преподавателя Филарета, и начинает свой рассказ Александр Яковлев. В те дни, как говорится в книге, «позади оставались обиды отца, почтенного коломенского иерея Михаила Дроздова, желавшего поставить старшего сына на свое место и уже подговорившего прихожан написать прошение на имя епархиального архиерея».
«Позади — обида митрополита Платона», «премудрого наставника и великодушного благодетеля. Не послушался его призыва написать прошение в Синод с просьбой остаться в Лавре. Почему, почему он ослушался? Можно было подчиниться и воле отца, и воле владыки Платона...» Но «тяготить стал привычный покой. Уж 26 лет исполнилось, - думал иеродиакон Филарет, - а все одно и то же: благолепный, уютный, но узкий мир, из которого тянуло вырваться не ради отрицания седой древности, а для соединения прошлого с историчностью настоящего, живого, нового. Он желал и жаждал служения деятельного, служения Церкви Божией. Только лишь Церковь требует абсолютного послушания, Церковь — не человек, будь то отец, митрополит или сам император...
Его вела не самонадеянная самоуверенность, нет, а горячее стремление освятить мир именем Того, кто есть Сам Премудрость и источник всякой мудрости. Крепло внутреннее ощущение своей силы, которую желалось проверить — пусть и в мятежной буре. Поручить себя Богу, и Тот, который один любит нас более, нежели все любезные нам люди вместе, всегда с нами». Поэтому вскоре «вчерашний скромный инок оказался в сане архимандрита ректором Санкт-Петербургской Духовной академии и членом Комиссии духовных училищ, став причастным к переустроению всей системы духовного образования в России». О том, как это было, рассказывает автор на страницах книги «Посланник вечности».
***
Как отмечает протоиерей Павел Хондзинский в предисловии книги, «сто лет назад, в 1917 году, Русская Церковь отмечала 50-летие со дня кончины святителя Филарета Московского. К дате был подготовлен и даже успел выйти юбилейный сборник статей, однако трагические события времени отодвинули это знаменательное событие в тень. С тех пор прошло еще 100 лет. За это время память о святителе усилиями пропагандистов «научного» атеизма была предана сознательному искажению и поруганию, а годы безбожия сделали свое дело. Если когда-то он был любим всем церковным народом, являясь для него прямым олицетворением духовной мудрости, тем праведником, без которого не стоит не только село, но и город, и царство, то теперь это живое чувство знакомо, вероятно, не каждому. И потому тем большую ценность получает предлагаемая читателю книга рассказов о святителе Филарете, написанных Александром Ивановичем Яковлевым.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 25 апреля 2024
Беседы с батюшкой. Священник Михаил Дудко. 23 апреля 2024
Литургия Преждеосвященных Даров 24 апреля 2024 года
Этот день в истории. 24 апреля
Церковный календарь 24 апреля. Мученики Прокесс и Мартиниан
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!