У книжной полки. Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин. Полюбить Церковь

15 сентября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

Жизнь с Богом — это, - по словам митрополита Саратовского и Вольского Лонгина, радость и утешение. Вспомним слова апостола: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера». Это ни с чем не сравнимое состояние души. И христианин, который его обрел, прочувствовал, научился его ценить, постепенно отказывается от греховных навыков. У человека, который познал и полюбил Бога, со временем вырабатывается правильный взгляд на окружающий мир. Это один из признаков того, что его вхождение в христианство состоялось. Но как полюбить Церковь? Что нужно для этого делать? На эти вопросы и отвечает владыка Лонгин в своей новой книге, которая вышла в свет в издательстве Саратовской митро­полии и называется – «Полюбить Церковь».

***

Как отмечают издатели, митрополит Саратовский и Вольский Лонгин постоянно обра­щается к пастве и духовенству не только во время богослужения, но и посредством современных СМИ. Что есть Церковь, как ее узнать и полюбить, как исполнять Евангелие в нашей повседневной жизни, какой должна быть внутренняя сокровенная жизнь христианина - об этом говорит владыка во всех своих проповедях, статьях и беседах. Об этом он говорит и со страниц данного издания. Заключительная его часть содержит воспоминания Владыки о трудных и счастливых годах начала церковного возрождения в России в кон­це 1980-х — начале 1990-х годов, о знакомстве с традициями Святой Горы и Поместных Православных Церквей. Все тексты этого автора отличают простота и трезвость, искренность и убежденность, креп­кая вера в Бога и уважение к человеку.

В предисловии книги представлена статья митрополита Лонгина - «О собственном «я» и отношениях с Богом», которая впервые была опубликована в журнале «Альфа и Омега» в 2010 году. «Пожалуй, я не ошибусь, - пишет архипастырь, если скажу, что самой большой ценностью в современном мире считается человече­ское «я». С малых лет человеку внушают, что нет ниче­го важнее отстаивания им собственных интересов, ничего прекраснее проявлений его индивидуальности, какими бы они ни были. В то же время в обществе с советских атеистиче­ских времен сохраняются стереотипы о том, что Цер­ковь — институт подавления человеческой личности, ее свободных проявлений, убежище безвольных и без­ликих. К сожалению, стереотипы страшно живучи. И хотя сегодня в Церковь приходят, как правило, взрослые, вполне сложившиеся люди - даже если они всерьез ищут Бога, с уважением воспринимают то церковное учение, которое познают, - все равно они иногда спо­тыкаются об эти стереотипы и начинают задумывать­ся: не теряет ли человек в Церкви собственное «я»?

Действительно, - отмечает Владыка, - в Церкви отношение к слову «я» всегда было очень внимательным и настороженным. С одной стороны, признавая высочайшее достоин­ство человека как образа Божия, Церковь говорит о том, что каждый из нас индивидуален и неповторим. Инди­видуальность — это то, что заложено в человека Богом: совокупность его талантов, способность к миропознанию, — и в таком понимании слово «индивидуальность» не несет никакого отрицательного смысла. Современный мир называет индивидуальностью, соб­ственным «я» нечто совершенно другое — то, что святые отцы Церкви понимают под словом «самость». Самость — это когда человек делает свое «я» мерилом всего окружаю­щего и все события, происходящие вокруг, других людей, их поступки оценивает именно через призму своего «я». В этом смысле даже с точки зрения традиционной чело­веческой нравственности самость — недостаток, понятие того же ряда, что и эгоизм. А с точки зрения святых отцов, воля человека, то есть его самость, — «медная стена между ним и Богом».

Нашему современнику, еще не обладающему опы­том духовной жизни, трудно это понять, что неуди­вительно. Мы даже не сознаем порой, насколько ка­тастрофично то, что большую часть информации об окружающем мире и своей собственной природе человек получает сегодня из недостоверных источ­ников, какими являются массовая культура, реклама и СМИ. Вся мощь этого потока направлена на то, что­бы взрастить в человеке непоколебимую уверенность в абсолютной ценности человеческого «я». К чему это приводит? На уровне своей внутренней жизни человек совершен­но дезориентирован. Находясь на воображаемом пьедеста­ле, он не может построить нормальные, здоровые, добрые взаимоотношения с людьми, тем более — предать свою жизнь Богу, довериться Ему». А понимание, что «христиан­ская культура — это культура смирения» - и вовсе пугает современного человека, боящегося потерять свое «Я».

Но, как отмечает архипастырь, приходя в Церковь, человек не может «потерять се­бя» — человеческая душа пред Богом не может потеряться, она драгоценна для Него. Однако если он по-настоящему становится христианином — меняется его восприятие ми­ра, чувства, поступки. И хотя они становятся более правиль­ными, это может быть непонятным для окружающих — так рождаются упреки «со стороны» в том, что человек потерял себя. Насколько они оправданны? Когда христианин начинает борьбу с грехом, он ви­дит, что в его жизни многое не так. Но он не имеет еще навыка «различения духов», не имеет рассудительности и трезвости (а это самые ценные и на самом деле тяжело приобретаемые качества). У него, как правило, нет перед глазами живого примера христианской жизни. Часто нет и духовника, с которым можно было бы посоветоваться. Главная проблема современного христианина — он обрел веру, но не знает, как ему реализовать ее в своей жизни, как жить по-христиански. Ему хочется совместить веру со своей привычной жизнью, но необходимо ведь и от чего-то отказаться.

У неофита, который всю свою жизнь провел вне Церк­ви, возникают вопросы, которые могут показаться кому-то маловажными: можно ли слушать музыку? А можно ли за­ниматься спортом? Можно ли читать какие-то книги кроме духовной литературы? Вот авву Дорофея прочитал, Феофа­на Затворника тоже... А можно ли, просто чтобы отдохнуть, почитать Донцову с Акуниным?.. Как трудно оказывается оторвать от себя не только грех, но и какие-то устоявшиеся привыч­ки — то, что на поверхности!

На этом этапе часто человек идет ощупью, хотя на са­мом деле его интуиция во многом правильна. Очень многое из того, с чем он сроднился, живя без Бога, действительно лучше оставить, потому что это несовместимо с верой, с по­ведением христианина, — но нельзя перечеркивать всю свою жизнь. А поскольку дара рассудительности нет, то, ко­нечно, летят и щепки... Для того чтобы трезво относиться к самому себе, надо приобрести верное представление о человеческой природе.

Надо помнить, что человек весь поврежден грехом, поэто­му он легко склоняется ко греху, легко совершает его. Мы удобопреклонны ко греху, легче грешим, чем творим до­бро. И все же именно наши разум и чувства дают нам спо­собность к богопознанию. Наша вера — не «слепая». По мере того как человек, ведущий духовную жизнь, очищается и приближается к Богу, его «я», его самость дей­ствительно исчезает — но не в привычном для нас смысле. Индивидуальность не уничтожается как нечто бессмыс­ленное и никому не нужное — просто в человеке начинает действовать Бог. Он действует в нас настолько, насколько мы предоставляем Ему такую возможность, в зависимости от того, какое место мы позволяем Ему занять в нашей ду­ше. Даже самая крохотная частица Божества неизмеримо больше любого нашего «я», которое не уничтожается, не подавляется в верующем человеке — а растворяется в Боге».

И человек становится чадом Церкви. Одним из важных дел церковного человека является чтение Священного Писания. «Наверное, - говорит владыка Лонгин, - каждый человек, приходящий в Церковь все­рьез, пережил такое состояние, когда Бог открывается ему, когда он чувствует, что Господь Сам ведет и поддерживает его. Я много раз наблюдал это в окружающих и испытывал сам. Память об этом периоде, о той благодати, которую че­ловек получал, в том числе и во время чтения Писания, со­храняется навсегда и очень помогает ему на его дальней­шем духовном пути». По словам Владыки Лонгина, «Писание читать необходимо каж­дому, кто осознает себя или стремится стать христианином». «Чтение Нового Завета (Евангелия, Книги Деяний свя­тых апостолов и Апостольских посланий) для верующего человека — это больше чем чтение в традиционном смысле этого слова. Оно входит в состав ежедневного молитвенного правила монашествующего или мирянина — это необ­ходимо для создания правильного, всецело христианского внутреннего устроения. Человеку, по выражению святых отцов, необходимо напитаться духом Евангелия». Для этого нужно полюбить Евангелие. А еще полюбить Богослужение. И понять, что участие в богослужении – это наша жизнь со святыми. И еще узнать очень много, о чем, в частности, рассказывает митрополит Лонгин на страницах этой книги.

***

Как говорит митрополит Лонгин, «Церковь, по определению Священного Писания, — это Тело Христово. Это Сам Христос, оставшийся на земле вместе со Своими учениками и их последователями. Если человек принимает Христа как Бога, если Его запо­веди становятся для него правилом жизни, то он не может не услышать слов Спасителя: создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них". В этих словах — во-первых, обетова­ние создания Церкви и существования ее до конца времен, во-вторых, указание, что верующим нужно собираться вме­сте ради общения со Христом. Христианский путь никогда не бывает простым. Цель земной жизни христианина очень высока — усвоиться Христу, а для этого нам насущно необходимо полюбить Церковь, «которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф. 1, 22-23). Новая книга митрополита Лонгина сможет помочь человеку понять: какой должна быть жизнь с Христом — и за Христом последовать.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать