Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Жизнь с Богом — это, - по словам митрополита Саратовского и Вольского Лонгина, радость и утешение. Вспомним слова апостола: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера». Это ни с чем не сравнимое состояние души. И христианин, который его обрел, прочувствовал, научился его ценить, постепенно отказывается от греховных навыков. У человека, который познал и полюбил Бога, со временем вырабатывается правильный взгляд на окружающий мир. Это один из признаков того, что его вхождение в христианство состоялось. Но как полюбить Церковь? Что нужно для этого делать? На эти вопросы и отвечает владыка Лонгин в своей новой книге, которая вышла в свет в издательстве Саратовской митрополии и называется – «Полюбить Церковь».
***
Как отмечают издатели, митрополит Саратовский и Вольский Лонгин постоянно обращается к пастве и духовенству не только во время богослужения, но и посредством современных СМИ. Что есть Церковь, как ее узнать и полюбить, как исполнять Евангелие в нашей повседневной жизни, какой должна быть внутренняя сокровенная жизнь христианина - об этом говорит владыка во всех своих проповедях, статьях и беседах. Об этом он говорит и со страниц данного издания. Заключительная его часть содержит воспоминания Владыки о трудных и счастливых годах начала церковного возрождения в России в конце 1980-х — начале 1990-х годов, о знакомстве с традициями Святой Горы и Поместных Православных Церквей. Все тексты этого автора отличают простота и трезвость, искренность и убежденность, крепкая вера в Бога и уважение к человеку.
В предисловии книги представлена статья митрополита Лонгина - «О собственном «я» и отношениях с Богом», которая впервые была опубликована в журнале «Альфа и Омега» в 2010 году. «Пожалуй, я не ошибусь, - пишет архипастырь, если скажу, что самой большой ценностью в современном мире считается человеческое «я». С малых лет человеку внушают, что нет ничего важнее отстаивания им собственных интересов, ничего прекраснее проявлений его индивидуальности, какими бы они ни были. В то же время в обществе с советских атеистических времен сохраняются стереотипы о том, что Церковь — институт подавления человеческой личности, ее свободных проявлений, убежище безвольных и безликих. К сожалению, стереотипы страшно живучи. И хотя сегодня в Церковь приходят, как правило, взрослые, вполне сложившиеся люди - даже если они всерьез ищут Бога, с уважением воспринимают то церковное учение, которое познают, - все равно они иногда спотыкаются об эти стереотипы и начинают задумываться: не теряет ли человек в Церкви собственное «я»?
Действительно, - отмечает Владыка, - в Церкви отношение к слову «я» всегда было очень внимательным и настороженным. С одной стороны, признавая высочайшее достоинство человека как образа Божия, Церковь говорит о том, что каждый из нас индивидуален и неповторим. Индивидуальность — это то, что заложено в человека Богом: совокупность его талантов, способность к миропознанию, — и в таком понимании слово «индивидуальность» не несет никакого отрицательного смысла. Современный мир называет индивидуальностью, собственным «я» нечто совершенно другое — то, что святые отцы Церкви понимают под словом «самость». Самость — это когда человек делает свое «я» мерилом всего окружающего и все события, происходящие вокруг, других людей, их поступки оценивает именно через призму своего «я». В этом смысле даже с точки зрения традиционной человеческой нравственности самость — недостаток, понятие того же ряда, что и эгоизм. А с точки зрения святых отцов, воля человека, то есть его самость, — «медная стена между ним и Богом».
Нашему современнику, еще не обладающему опытом духовной жизни, трудно это понять, что неудивительно. Мы даже не сознаем порой, насколько катастрофично то, что большую часть информации об окружающем мире и своей собственной природе человек получает сегодня из недостоверных источников, какими являются массовая культура, реклама и СМИ. Вся мощь этого потока направлена на то, чтобы взрастить в человеке непоколебимую уверенность в абсолютной ценности человеческого «я». К чему это приводит? На уровне своей внутренней жизни человек совершенно дезориентирован. Находясь на воображаемом пьедестале, он не может построить нормальные, здоровые, добрые взаимоотношения с людьми, тем более — предать свою жизнь Богу, довериться Ему». А понимание, что «христианская культура — это культура смирения» - и вовсе пугает современного человека, боящегося потерять свое «Я».
Но, как отмечает архипастырь, приходя в Церковь, человек не может «потерять себя» — человеческая душа пред Богом не может потеряться, она драгоценна для Него. Однако если он по-настоящему становится христианином — меняется его восприятие мира, чувства, поступки. И хотя они становятся более правильными, это может быть непонятным для окружающих — так рождаются упреки «со стороны» в том, что человек потерял себя. Насколько они оправданны? Когда христианин начинает борьбу с грехом, он видит, что в его жизни многое не так. Но он не имеет еще навыка «различения духов», не имеет рассудительности и трезвости (а это самые ценные и на самом деле тяжело приобретаемые качества). У него, как правило, нет перед глазами живого примера христианской жизни. Часто нет и духовника, с которым можно было бы посоветоваться. Главная проблема современного христианина — он обрел веру, но не знает, как ему реализовать ее в своей жизни, как жить по-христиански. Ему хочется совместить веру со своей привычной жизнью, но необходимо ведь и от чего-то отказаться.
У неофита, который всю свою жизнь провел вне Церкви, возникают вопросы, которые могут показаться кому-то маловажными: можно ли слушать музыку? А можно ли заниматься спортом? Можно ли читать какие-то книги кроме духовной литературы? Вот авву Дорофея прочитал, Феофана Затворника тоже... А можно ли, просто чтобы отдохнуть, почитать Донцову с Акуниным?.. Как трудно оказывается оторвать от себя не только грех, но и какие-то устоявшиеся привычки — то, что на поверхности!
На этом этапе часто человек идет ощупью, хотя на самом деле его интуиция во многом правильна. Очень многое из того, с чем он сроднился, живя без Бога, действительно лучше оставить, потому что это несовместимо с верой, с поведением христианина, — но нельзя перечеркивать всю свою жизнь. А поскольку дара рассудительности нет, то, конечно, летят и щепки... Для того чтобы трезво относиться к самому себе, надо приобрести верное представление о человеческой природе.
Надо помнить, что человек весь поврежден грехом, поэтому он легко склоняется ко греху, легко совершает его. Мы удобопреклонны ко греху, легче грешим, чем творим добро. И все же именно наши разум и чувства дают нам способность к богопознанию. Наша вера — не «слепая». По мере того как человек, ведущий духовную жизнь, очищается и приближается к Богу, его «я», его самость действительно исчезает — но не в привычном для нас смысле. Индивидуальность не уничтожается как нечто бессмысленное и никому не нужное — просто в человеке начинает действовать Бог. Он действует в нас настолько, насколько мы предоставляем Ему такую возможность, в зависимости от того, какое место мы позволяем Ему занять в нашей душе. Даже самая крохотная частица Божества неизмеримо больше любого нашего «я», которое не уничтожается, не подавляется в верующем человеке — а растворяется в Боге».
И человек становится чадом Церкви. Одним из важных дел церковного человека является чтение Священного Писания. «Наверное, - говорит владыка Лонгин, - каждый человек, приходящий в Церковь всерьез, пережил такое состояние, когда Бог открывается ему, когда он чувствует, что Господь Сам ведет и поддерживает его. Я много раз наблюдал это в окружающих и испытывал сам. Память об этом периоде, о той благодати, которую человек получал, в том числе и во время чтения Писания, сохраняется навсегда и очень помогает ему на его дальнейшем духовном пути». По словам Владыки Лонгина, «Писание читать необходимо каждому, кто осознает себя или стремится стать христианином». «Чтение Нового Завета (Евангелия, Книги Деяний святых апостолов и Апостольских посланий) для верующего человека — это больше чем чтение в традиционном смысле этого слова. Оно входит в состав ежедневного молитвенного правила монашествующего или мирянина — это необходимо для создания правильного, всецело христианского внутреннего устроения. Человеку, по выражению святых отцов, необходимо напитаться духом Евангелия». Для этого нужно полюбить Евангелие. А еще полюбить Богослужение. И понять, что участие в богослужении – это наша жизнь со святыми. И еще узнать очень много, о чем, в частности, рассказывает митрополит Лонгин на страницах этой книги.
***
Как говорит митрополит Лонгин, «Церковь, по определению Священного Писания, — это Тело Христово. Это Сам Христос, оставшийся на земле вместе со Своими учениками и их последователями. Если человек принимает Христа как Бога, если Его заповеди становятся для него правилом жизни, то он не может не услышать слов Спасителя: создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них". В этих словах — во-первых, обетование создания Церкви и существования ее до конца времен, во-вторых, указание, что верующим нужно собираться вместе ради общения со Христом. Христианский путь никогда не бывает простым. Цель земной жизни христианина очень высока — усвоиться Христу, а для этого нам насущно необходимо полюбить Церковь, «которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф. 1, 22-23). Новая книга митрополита Лонгина сможет помочь человеку понять: какой должна быть жизнь с Христом — и за Христом последовать.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 20 апреля
День ангела. 20 апреля
Церковный календарь 20 апреля. Мученик Каллиопий Помпеопольский
Евангелие 20 апреля. Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его
Читаем Апостол. 20 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!