У книжной полки. Святитель Филарет Московский. Вера спасает человека. Покаяние очищает душу

8 января 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

На второй день празднества Рождества Христова, 237 лет назад родился святитель Филарет Московский. Как говорится в житии святого, «это было смутное, переходное, неустойчивое время. России нужен был новый Моисей, который бы мог вывести народ Божий на истинный путь, закрепить православные устои, не дать им исказиться, как это легко могло случиться в создавшихся условиях». Этим новым Моисеем и стал 39-летний архиепископ Филарет, поставленный в 1821 году по Промыслу Божиему на московскую первосвятительскую кафедру. Здесь он пробыл до последних дней своей жизни. Мудрый церковный управитель, пастырь и государственный деятель, он получил от Бога редкий дар слова, и впоследствии был назван «Российским Златоустом». Из творений святителя были выбраны наставления, напоминающие нам о спасительности правильной веры и покаяния. Они составили две книги, которые мы предлагаем вашему вниманию.

***

Сегодня на нашей книжной полке представлены два сборника, выпущенные в свет издательством Благовест. В них вошли избранные наставления митрополита Московского и Коломенского Филарета, выдающегося церковного деятеля, проповедника, пастыря и молитвенника Русской Церкви, который почти полвека возглавлял московскую кафедру. Церковное служение святителя Филарета, оказало глубокое влияние на церковную и светскую жизнь России в 19 веке. И до сих пор он учит нас через свои творения. Святитель Филарет оставил нам огромное богатство своих богословских трудов и неисчерпаемых по мысли и чувству проповедей, немалый опыт церковного управления. А главное – святитель оставил нам высокий образец смиренной жизни в Церкви и с Богом, пример сильной, милосердной и деятельной веры.

Первая из представленных сегодня книг называется «Вера спасает человека». В ее предисловии автор-составитель Ирина Санчес пишет: "В наше время, как и раньше, по знаменитому выражению, «неверующих людей нет». Кто-то верит в силу науки, кто-то верит в могущество технического прогресса, кто-то верит в свои личные достижения и связи, а кто-то верит в Бога, стараясь приблизиться к Нему и сделать свою душу чуточку светлее. Но редко, кто вспоминает о том, что через века звучат слова Христа, написанные в Евангелии: блаженны не видевшие и уверовавшие (Ин. 20,29). И адресованы они не только апостолу Фоме, который не присутствовал вместе со всеми учениками в момент явления Воскресшего Спасителя, но и каждому человеку в частности. Господь призывает всех нас верить в Него и прибегать к Его помощи.

Но сама по себе вера является сложным понятием. С одной стороны, это радость от осознания реального присутствия Создателя в мире, с другой, - это путь, усеянный испытаниями и сомнениями, путь, сопряженный с великим трудом над искоренением страстей и пороков, мешающих единению человека с Богом. Многие богословы, отцы Церкви, святые размышляли о вере. Ведь она, как и многое в духовной жизни, различна в своих проявлениях, ибо, по словам святителя Филарета Московского, «самое привлекательное выражение правой веры есть добродетель». В книге «Вера спасает человека» собраны размышления святителя Филарета Московского о плодах веры, о ее значении в жизни христианина, о сугубой необходимости взращивать в себе веру, укрепляемую совершением добрых дел.

И вот одно из наставлений святителя о вере: «Не испытанием и состязанием, но верою и послушанием достигаются успехи в небесном учении: «веруеши – узриши» (Ин. 11:40), таков порядок божественного просвещения! Темное объясняется, трудное облегчается, несообразимое приводится в согласие, невозможное становится возможным, когда решимся однажды, навсегда, не заповедь Христову применять к нашей воле, но волю нашу предать Христу и Его заповеди. «Аще кто хощет волю Божию творити, разумеет о учении» (Иоан. VII, 17)». А еще святитель спрашивает: "Христианин! веруешь ли слову Господню: се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Мф. 28, 20)? Если веруешь: то ты должен верить и тому, что и в нынешние дни, подобно как в первый день воскресения, Господь является верующим в Него, и любящим Его, более или менее ощутительно, по мере их способности и готовности, и дарует сердцам их Свою Божественную радость и Свой премирный мир».

Следующая из представленных книг называется - «Покаяние очищает душу». В предисловии этой книги Ирина Санчес пишет: «Каждый человек, принимая святое Крещение, рождается для вечности и очищается от греха. Но земная жизнь преисполнена многих искушений, необходимых для духовного возрастания христианина. К сожалению, не всегда удается достойно пройти через эти уроки, и тогда оскверняется чистота души, обретенная при крещении, а человек совершает ошибки, т. е. грехи, отдаляя ими от себя Бога. Зная неустойчивость и слабость человеческой природы, Господь оставил для тех, кто искренне хочет спастись, Таинство Исповеди и возможность исправиться покаянием. Слово «покаяние» в переводе с греческого языка означает «перемена мыслей».

Это особое духовное делание, приводящее человека к гармонии в отношениях с Богом и направленное на изменение его внутренней и внешней жизни. Только таким путем возможно обретение первоначальной душевной чистоты. Поэтому покаяние занимает главенствующее место в христианском мировоззрении. Основным условием для совершения покаяния является твердая решимость бороться с греховными привычками до конца и не отступать даже после поражений, ревностно соблюдая призыв святителя Филарета Московского: «…покайся и не возвращайся на грех; возложи руку на рало и не обращайся вспять». В книге «Покаяние очищает душу» собраны размышления святителя Филарета Московского о необходимости покаяния, об условиях его совершения, о тех духовных плодах, которое оно приносит трудящимся на его ниве. 

Давайте, снова обратимся к словам святителя, которые напоминают нам о покаянии. «Душа человека, - говорит архипастырь, - испадшего из благодати Божией, есть разрушенный храм Божий. Враги, которые осквернили, обезобразили, опустошили его и поработили нас, суть грехи наши. Могущественный Царь, Который «проповедует плененным отпущение» (Лук. IV, 18), и дает способ восстановить разрушенный живый храм живого Бога, есть Господь наш Иисус Христос. Евангелие на наши духовные развалины посылает дух покаяния и веры, чтобы вновь воздвигнуть алтарь молитвы, возжечь огнь любви к Богу и подать нам надежду, что мы паки будем «жить в помощи Вышняго, водворяться в крове Бога небеснаго» (Пс. XC, 1).

«Покаяться – отмечает святитель, - значит переменить прежние мысли, как погрешительные, оставить прежния желания, как безрассудные и суетные, прежние дела, как достойные осуждения и погибельные, и восприять новые мысли, а следственно и желания и дела». «Дни земные – напоминает нам святой отец, - приходят и проходят, и вечное царство небесное становится ближе и ближе. Царство благодати и спасения приближилось и открылось уже давно чрез спасительную проповедь Господа нашего Иисуса Христа, чрез Его спасительную для нас крестную смерть и воскресение, чрез обильное излияние Святого Духа на Апостолов, чрез распространение христианской веры во все концы вселенной, – чрез что и мы во святом крещении сделались сынами и наследниками царства небесного. … Покаемся братия и принесем плод достойный покаяния, пока последний, решительный для всех или для каждого в особенности, час, … не постиг нас беспечных …» да сохранит нас Господь, и «покаянием истинным да введет в царство небесное, дабы блаженствовать в Нем, и славословить Его во веки». 

***

Богата Русская земля благодатными праведниками, которые в самые сложные для нашего отечества времена в дни расколов, войн, эпидемий заботились о целостности и благополучии Родины. Подвижники не оставляли призывов к истинному, духовному просвещению. И к их опытности и мудрости прислушивались императоры и великие князья, министры и сенаторы, губернаторы и генералы. Одним из таких столпов Русской Церкви и опорой Государства Российского был митрополит Московский Филарет (Дроздов). Мудрый церковный управитель, блестящий проповедник, пастырь и государственный деятель — эти таланты слились воедино в его замечательной личности, отчего современники именовали святителя не иначе, как Митрополитом Всероссийским, "Природным Патриархом" Русской Церкви. Мы надеемся, что собранные в этих двух книгах наставления святителя Филарета о вере и покаянии найдут отклик в душе у каждого читателя и доставят немало минут духовной радости.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы