Аудио |
|
Скачать .mp3 |
В Издательстве Московской Патриархии вышла книга известного публициста и телеведущего Феликса Разумовского - «1917: Переворот? Революция? Смута? Голгофа!». Уже более двадцати лет Феликс Вельевич ведет на телевидении, на канале «Культура», историческую программу «Кто мы?». Это программа о русской цивилизации, Русском мире и русской судьбе. Естественно, что сама тематика программы предопределила особое внимание публициста к событиям 17-го года. Тема государства, тема национальной элиты, судьба русского крестьянства, интеллигенции, и так далее, и тому подобное — всё «упирается» в катастрофу начала ХХ века, которую Феликс Разумовский определяет, как «голгофу русского народа». Предприняв попытку православного осмысления этой катастрофы, он предлагает и читателям разобраться в самом сложном, противоречивом и запутанном этапе русской истории.
***
Итак, сегодня на нашей книжной полке книга Феликса Разумовского - «1917: Переворот? Революция? Смута? Голгофа!» В предисловии автор пишет: «Исторические срывы, провалы и катастрофы следует признать важнейшей особенностью Русской цивилизации. Путь постепенного, последовательного развития время от времени нас начинает тяготить. И тогда Россию сотрясает очередная смута — тяжелейшая эпоха лавинообразного распада и разложения. Эта разрушительная энергия смуты отменяет красоту и человечность русской жизни, её высокое призвание, отменяет величие нашей культуры, — собственно, всё то богатство, которым живёт и дорожит наш народ в годы созидания. Срываясь в смуту, русский человек всё и вся расточает, от всего отрекается. Это — род национальной болезни, форма кризиса, пробуждающего и развязывающего тёмные страсти и низменные инстинкты.
На волне смуты могут произойти и происходили самые невероятные метаморфозы, особенно в политической сфере. Одна из подобных метаморфоз — победа большевиков в октябре 1917 года. Согласно созданной при советской власти пропагандистской исторической теории победа большевиков не имела альтернатив и «диктовалась всем ходом исторического развития». Грандиозная катастрофа преподносилась как прорыв к светлому будущему, как небывалое и великое свершение. Этот миф о «революционном обновлении» и Великой Октябрьской социалистической революции так настойчиво внедрялся в сознание нескольких поколений, что приобрёл невероятную живучесть и почти полностью исказил национальное историческое сознание. Советская историческая конструкция надолго пережила советскую идеологию и Советское государство.
Наш XX век до сих пор ставит историческое сознание в тупик. Слишком полярные точки зрения закрепились в современном российском обществе по отношению к недавнему прошлому. Одна из причин подобного разлада — очевидная неполнота и односторонность нашего исторического сознания. В нём недостаёт ключевой темы — подвига святых новомучеников и исповедников Церкви Русской. Двадцатое столетие было не только богоборческим и вероотступническим, не только веком грандиозного «коммунистического проекта», но и эпохой религиозного возрождения и воодушевления, невиданного в новейшей истории опыта стояния в вере Христовой. Судя по всему, этот опыт - единственное средство преодолеть разорванность русской истории, бесценная возможность оздоровить наше национальное бытие, парализованное глубоким кризисом русского мирочувствия.
Напомним, что автор книги является ведущим программы «Кто мы?», тематика которой привела его к мысли, «что наша Православная Церковь, наше православное сообщество должны иметь по поводу 1917 года внятную историческую концепцию. А на её основе — аргументированную позицию. Ведь есть позиция коммунистов, есть позиция российских либералов. Кстати, - отмечает Феликс Вельевич, - эти позиции довольно схожи, прежде всего, приматом политических и экономических сторон общественной жизни. Для православного сознания это неприемлемо. Стало быть, этому нужно что-то противопоставить. Тем более приближалось 100-летие «русской революции», важный рубеж, время общественных обсуждений, дискуссий. Однако внятного, цельного и, что немаловажно в наши дни, компактного изложения событий в православном ключе мне, - говорит автор, - не попадалось. Собственно, это и было, наверное, моей «авторской мотивацией»».
Решив создать новую книгу, Разумовский отобрал три проекта, разработанные в разное время для программы. Это «Преданная война» (Россия в Первой мировой войне), «Кровь на русской равнине» (история Гражданской войны) и «Русская голгофа» (история гонений на веру и Церковь Христову в ХХ веке). В такой же последовательности и с такими наименованиями они разместились на страницах этой книги. Предваряя первую часть, которая называется - «Преданная война», автор пишет: «Эта война началась для России как Вторая Отечественная и даже как Великая. А закончилась развалом и разложением русской армии, массовым дезертирством и анархией. Страна не выдержала испытание тяжелой многолетней общеевропейской войной. Это одновременно и горько, и парадоксально, и поразительно! Ведь Россия стояла на пороге победы. У наших противников, прежде всего Германии, элементарно заканчивались ресурсы. Всё заканчивалось, а продовольствие в первую очередь. Ничего похожего Россия не знала.
Политическое крушение февраля 1917-го, отречение Государя не были вызваны реальными проблемами фронта и тыла. Страну взорвали смутой именно настроения. Русский человек не справился с самим собой, со своими застарелыми духовными болезнями. Впечатления войны вызвали срыв национального духа. И открылось Евангельское «Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны» (2 Тим. 3,2). Только такие люди, по словам автора, могли привести страну к позорному Брестскому миру. Но могла ли Россия избежать этой войны? А если не избежала, то почему? Над этими и другими вопросами и размышляет автор в первой части книги.
Вторая часть книги, напомню, называется - «Кровь на русской равнине». Здесь автор пишет: «Русское крестьянство задолго до большевистского переворота поднялось на барина. Когда завершился распад монархической и религиозной идеи народа, крестьянство отвернулось от монархии. Большевики пришли на готовенькое: в России уже бушевала великая смута, она же Гражданская война. И в этой войне, затопившей огромную русскую равнину, можно было захлебнуться. Захлебнуться и погибнуть. И никто, ни одна политическая партия, не смогла совладать с русской смутой. Никто, кроме «партии нового типа», большевистской партии во главе с Лениным.
Ленин изменил характер Гражданской войны в России. Именно изменил, подлив масла в огонь. Он не пытался умиротворить бушующую страну, он пошел другим путем. Он взорвал Россию, уничтожил последние скрепы. Распространил бесчеловечные принципы Гражданской войны на все сферы жизни. Создал экономику Гражданской войны с бесконечными погромными реквизициями. Создал политику, а также идеологию Гражданской войны. Эта идеология оправдывала любые ужасы и жертвы. Все попытки Белого движения защитить и спасти историческую Россию, гибнущую в океане ненависти, были обречены на поражение. Большевистская «пугачевщина» не оставила белым офицерам не единого шанса. Что такое Гражданская война в России? Кто знает? Почему в начале XX века русские люди стали убивать друг друга. Почему они ненавидели друг друга? Об этом автор рассказывает во второй части книги
В заключительной части, которая называется «Русская Голгофа», Феликс Разумовский отмечает, что «кажется, не было таких испытаний, истязаний и мучений, которые не выпали бы в 20е и 30е годы 20 века на долю людей Церкви, как архипастырей, пастырей, так и на простых мирян. А между тем эти великие скорби и страдания обрушились на наш православный народ отнюдь неслучайно. Они были попущены Церкви ради врачевания тяжелых, застарелых болезней Русского мира. В духовном смысле гонения являлись для России горьким лекарством. И об этом иной раз бесстрашно и прямо говорили простые православные люди своим мучителям на допросах – о том, что советская власть не вечна, а послана нашему народу в наказание за грехи, для очищения. Здесь ключ к пониманию Русской голгофы как явления трагического, но спасительного, животворящего одновременно».
***
Эта книга, по словам издателей, создавалась как литературная версия популярной телевизионной исторической программы «Кто мы?». Содержание книги составляют очерки важнейших событий, коллизий и соблазнов, определивших судьбу России в роковом 1917 году. Привычные, но чужеродные слова, понятия и подходы в данном случае оказались малопригодными, уводящими от сути. Как и ожидалось, для осмысления величайшей национальной трагедии крушения исторической России есть только один-единственный путь — держаться духа русской истории. Наше призвание, наша культура, наша традиция и, главное, наша православная вера помогают преодолеть любые застарелые заблуждения, разобраться в самом сложном, противоречивом и запутанном этапе русской истории. Книга рассчитана на широкий круг читателей.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!