У книжной полки. Святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический. О грехе и его последствиях

8 июня 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

По словам русского церковного писателя, богослова и библеиста Александра Павловича Лопухина, «среди сонма славных иерархов навсегда останется имя Херсонского архиепископа Иннокентия, который просиял звездой 1-ой величины на небосклоне нашей церковной истории XIX века. Он был всесторонним учёным богословом, во многих отношениях опередившим своё время, блестящим проповедником – русским Златоустом, пленявшим сердца людей, и самоотверженным пастырем, готовым полагать душу за паству свою». Слова святителя по сей день захватывают читателей своей ясностью и простотой, такой непостижимой любовью к своей пастве, к которой, прежде всего, обращался святой проповедник. Сегодня поучения святителя доступны каждому, кто жаждет глубже осмыслить те или иные евангельские события, или кто готов задуматься о своей духовной жизни и начать борьбу с грехами, отдаляющих нас от Бога. Именно об этом говорит святитель Иннокентий в беседах с верующими людьми, которые представлены на страницах книги «О грехе и его последствиях». Она вышла в свет в издательстве Общество памяти игумении Таисии» и заняла свое место на нашей книжной полке. ***

Выдающийся деятель Русской Православной Церкви первой половины 19 века архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий (Борисов) оставил богатое духовное наследие. Он обладал необыкновенным проповедническим даром, за что современники называли его русским Златоустом». Прошло уже более 150 лет с тех пор, когда слово Херсонского архипастыря звучало для многих его современников. Но и теперь оно продолжает звучать для нас в его отеческих наставлениях. Например, вот в этих беседах святителя, в которых говорится о грехе и его последствиях. Архипастырь разъясняет своим слушателям сущность греха, раскрывает его виды, степени и различные греховные состояния. Эти беседы помогут современному христианину познать и свою греховную сущность и обстоятельнее подготовиться как к Таинству Покаяния.

Кстати сказать, беседы эти были сказаны святителем в преддверии поста. Об этом он и сам говорит, обращаясь к слушателям: «Чувствуя сию истину, и мы, братие, по долгу звания нашего, решились в наступающие дни святого поста, избрать постоянным предметом для собеседований наших с вами грех и его ужасную ядовитость. Если бы слово наше не в состоянии было возбудить чьего-либо внимания, то теперь самое время возбудить его. Ибо в продолжение поста каждому из нас надобно приступать к покаянию и исповеди: это самых невнимательных заставляет размышлять о грехе. И, так будем размышлять вместе и вслух: против общего врага нашего соединимся общими силами. Для сего, при помощи благодати Божией, рассмотрим, во-первых, что есть грех в существе своем, и какие его виды, во-вторых, исследуем, чем грех соблазняет нас, и постараемся; сорвать с него все обольстительные личины, в-третьих, пройдем мыслию по путям беззакония, и покажем куда приводят они. Собеседование о сих предметах может послужить для всех нас вместо приуготовления к таинству покаяния и исповеди».

И так, начиная разговор о пагубном влиянии греха на душу человека, святитель предлагает задуматься над вопросом: «Какой враг у нас, самый первый и самый последний, самый злобный и самый коварный?» И как сам говорит архипастырь - это грех. «Это враг, - говорит он, - самый первый, ибо кто лишил нас образа Божия, изгнал из рая сладости, поселил на сей земле бедствия и печали? Грех. Это враг самый последний: ибо кто отлучит навсегда грешников от лица Божия, покроет их стыдом и проклятием пред всем миром, и низринет невозвратно во ад к диаволу и аггелом его на мучения вечныя? Грех. Это враг самый ужасный, ибо он губит нашу душу и тело, омрачает ум, порабощает сердце, подвергает нас болезням, предает смерти и тлению. Это враг самый коварный: ибо чего не употребляет грех к поражению и тлену нашему? Употребляет и нашу силу и наше всесилие, и наши страсти и самые добродетели, употребляет даже благость Божию, даже бесценные заслуги Искупителя нашего, внушая грешнику, по надежде на них, бесстрашие и нераскаянность. По всему этому, - заключает святитель Иннокентий, - грех, как справедливо заметили св. Отцы Церкви, ужаснее самого диавола: ибо и диавола из Ангела светоносного грех сделал духом отверженным».

Далее преосвященный автор сокрушается о том, что в тогда как каждый из нас должен ополчиться против нападений греховных, только малая часть рода человеческого встает на борьбу с этим злейшим врагом. Наоборот, как отмечает архипастырь, «большая часть людей и не думала никогда о том, что надобно сражаться со грехом; вместо ненависти к сему врагу и удаления от него, сами ищут нападений и плена, сами идут во стан вражий, предают себя в его волю и требуют постыдных уз и приказаний, со всею готовностию носят первые и исполняют последние». Что же служит причиной того, «что такой ужасный враг, как грех, находит себе в нас так мало противоборства и так много послушания и благоприятства?» - над этим вопросом размышляет святитель в своей первой беседе.

Далее, во второй беседе он говорит о том, как произошел грех в мире и в роде человеческом, и как он происходит в каждом из нас. Как отмечает святитель Иннокентий, «намеревающиеся вступить в сражение с каким-либо сильным неприятелем стараются первее всего узнать предварительно свойства своего противника, состав его полчища, силы и средства, коими он может располагать: подобно сему и для нас, коим предлежит брань со грехом, нужно, для успеха в своем деле, предварительно узнать, в чем состоит грех, где его начало, каковы его свойства, в каких выражается он видах, откуда берет силу, что ему благоприятствует и что для него противно. Кто скажет нам это?

Во-первых, - как говорит святитель скажет нам это «слово Божие, в коем грех изображается во многих местах со всеми ужасными его последствиями. Скажет, во-вторых, история рода человеческого, исполненная примерами всякого рода грехов и преступлений человеческих; скажет, наконец, самый ежедневный опыт, и чуждый и свой собственный. Увы, - сокрушается Владыка, - для изображения свойств греха нет нужды прибегать к каким-либо умозрениям и пособиям мудрости человеческой». Для этого «довольно посмотреть внимательно на людей, и заглянуть в собственное сердце, коему, как справедливо замечено священным бытописателем, от юности прилежит помышление на злое во все дни!» Однако, что же такое грех? – об этом читайте во второй беседе святителя.

В следующих своих беседах преосвященный автор рассказывает своим слушателям о том, чем грех соблазняет человека, и почему так много грешников нераскаянных, и так мало истинно кающихся. Говорит о пагубных действиях греха, которые так велики, что мы не можем и видеть их во всей их глубине и обширности, но должны, по внушению Слова Божия, разума и опыта, предполагать, что они ужасно гибельны. Святитель свидетельствует о том, что грех распространяет по всему существу человека тьму, портит его ум, безобразит и оядотворяет познания и предрасполагает грешника к сумасшествию. Грех, обещая человеку вольность и независимость, лишает его истинной свободы и ниспровергает в состояние мучительного рабства. Снова и снова архипастырь напоминает верующим, что радости греховные привременны и ничтожны, что грех, напротив, отнимает у человека все истинные и чистые наслаждения, служит источником бесчисленных скорбей, болезней и его смертности. Обо всем этом говорит святитель Иннокентий Херсонский в своих беседах «О грехе и его последствия».

Заключает автор свои беседы следующими словами: «Да обратится же на сего врага все отвращение и вся ненависть наша! Да не обретет он себе ни малейшего места не только в нравах и деяниях, в самых мыслях и словах наших! При первом появлении греха в себе, в каком бы то виде ни было, да спешим изгнать и подавлять его совершенно! Средств к сему, как увидим в следующих собеседованиях наших, столько запасено для каждого из нас, благодатию Божиею, что кто погибнет от греха (а погибнет непременно, если не исправится), тот должен винить в своей погибели только себя самого».

 

*** «Новый русский Златоуст» - так по праву называли святителя Иннокентия Херсонского в России. Блестяще образованный, наделённый даром слова и обладавший стремлением соизмерять свою жизнь с евангельским идеалом, он нёс в своих проповедях Слово Божие людям различных сословий и званий, никого из них не оставляя равнодушным. В его слове неизменно и гармонично сочетались примеры из Священной Истории с нравственными аспектами, звучавшими в проповедях Спасителя. Но самое главное для нас, современных христиан, берущих в руки творения святителя Иннокентия, - их актуальность, ибо Христос, Которому всей своей жизнью старался подражать Владыка, «вчера и сегодня и во веки Тот же».

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать