Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Новомученики и исповедники Церкви Русской. Это — люди, совершившие мученический подвиг в тяжелейших условиях. Они проходили свой жизненный путь приблизительно через тысячу девятьсот лет после земной жизни Спасителя, и им было гораздо тяжелее, чем мученикам первых веков христианства. Во времена новомучеников вера оскудела и благодать умалилась, однако избранные рабы Божии в тяжких испытаниях остались верными Господу Иисусу Христу, показав, что для них вера в Бога и преданность Ему — самое главное в жизни. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию книгу, в которую вошли жития трех святых 20-го столетия. Она вышла в свет при содействии двух издательств - Московской Патриархии и Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря города Екатеринбурга. Книга называется – «Новомученики и исповедники Екатеринбургские».
***
В настоящее издание, которое является первым в серии «Бог нам прибежище и сила», включены жития трех святых — священномученика Аркадия (Ершова), епископа Екатеринбургского, преподобноисповедника Иоанна (Кевролетина) и священномученика Владимира Холодковского. При составлении жизнеописаний использованы не публиковавшиеся ранее воспоминания и документы, редкие печатные издания. Полный список этих документальных и литературных источников вы найдете в конце книги. А предваряет ее слово схиархимандрита Авраама (Рейдмана), сказанное в день празднования Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Как отмечает священник, «невинных страдальцев в те годы было чрезвычайно много. Примерно лет двадцать пять тому назад, - говорит отец Авраам, - когда я был еще мирянином, мой духовник рассказал мне о том, что в юности очень мучился оттого, что столько невинных людей погибло. Сам он тоже был в ссылке из-за того, что открыл церковь при немцах. После войны его арестовали, как человека, якобы сотрудничавшего с немцами. Итак, он очень страдал оттого, что столько невинных людей погибло. И ему тогда было откровение, хотя он и обыкновенный человек, не какой-нибудь особенный подвижник. Видимо, ради утешения в душевной скорби ему был голос: «Все они будут причислены к лику святых». Это было в те годы, когда и подумать о таком было нельзя. Теперь же эти времена наступили.
По словам отца Авраама, «во всех епархиях работают комиссии, которые собирают материалы о пострадавшем духовенстве, мирянах, монашествующих. Так постепенно пополняется число известных нам страдальцев за веру. Если вы откроете календарь, то увидите, что в нем почти ежедневно встречаются имена людей, которые пострадали при советской власти, — новомучеников и исповедников Церкви Русской. Они для нас являются примером и образцом для подражания. Когда для человека приходит время испытаний, все мнимое в нем, все его мечтания, все, что проистекает от гордости, мгновенно исчезает и проявляется его истинное внутреннее состояние. Многие люди, возможно, мечтали о том, что будут мучениками или совершат особенный подвиг ради Христа, но пришло время испытаний — и они проявили малодушие, потому что терпеть оказалось очень тяжело». К счастью, множество других верующих людей с твердостью прошли эти испытания и вошли в Царствие Небесное.
И как пример - представленные в этой книге жития. Первым пред нами предстает образ святого архипастыря, священномученика Аркадия (Ершова). Память его совершается 3 ноября. Имя епископа Кунгурского Аркадия в 20-е годы прошлого столетия было хорошо известно среди верующих Урала. К нему приезжали с просьбой принять их под свое духовное окормление настоятели православных храмов и представители церковных приходов разных районов Уральской области. А в ее состав в то время входили Екатеринбургская, Пермская, Челябинская и Тюменская губернии. Несмотря на множество административных обязанностей, владыка часто совершал богослужения, причем не только в ближайших к Кунгуру городах и селениях, но и в Перми, Свердловске, Нижнем Тагиле, Верхотурье и других.
28 июля 1924 года одновременно с руководством Кунгурской епархией Патриарх Тихон поручил епископу Аркадию «временно управлять Екатеринбургской епархией», переименованной в Свердловскую. В январе 1929 года епископ Аркадий был переведен на Омскую кафедру, а в октябре 1930 - на Чебоксарскую, где прослужил чуть более полугода. После его хотели перевести в Пензу, но митрополит Сергий (Страгородский) отменил это решение и направил владыку на Свердловскую кафедру. Так, Промыслом Божиим, с ноября 1931 года епископ Аркадий, стал официальным правящим архиереем Свердловской и Ирбитской епархии Русской Православной Церкви. Однако в этом качестве Владыке суждено было пробыть всего две недели. Епископ был арестован и этапирован в Омск, где приговорен к трем годам ссылки в Казахстан.
После отбытия срока, в апреле 1935 года, он был освобожден и возведен в сан архиепископа Свердловского и Ирбитского. Но епархией не руководил, проживал на покое, а фактически – под домашним арестом, в пригороде Перми. 29 сентября 1935 года архиепископ Аркадий был арестован и этапирован в Сибирь на пятилетнее заключение. В 1937 году против Владыки Аркадия, находящегося в заключении, было начато новое дело. По окончании следствия власти постановили – приговорить архиерея к высшей мере наказания – расстрелу. 3 ноября 1937 года приговор был приведен в исполнение.
Следующая часть книги включает в себя житие преподобноисповедника Иоанна (Кевролетина). Его память совершается 27 января. Иван Афанасьевич Кевролетин (так звали подвижника в миру) с детства желал уйти в монастырь. В то время, в 120-ти верстах от Верхотурья, на берегу реки Кыртомки, располагалась Кыртомская Крестовоздвиженская пустынь, основанная монахом Адрианом (Медведевым). Туда и направил свои стопы 19-летний Иван Кевролетин. Шесть лет провел он в послушании у отца Адриана, а после его смерти поступил в Верхотурский Свято-Николаевский монастырь. Здесь он принял монашеский постриг. И отсюда начался его исповеднический путь, который окончился 27 января 1961 года. Летом 1993 года были обретены его мощи и перенесены в Верхотурский Николаевский монастырь. О подвижнической жизни отца Иоанна говорится во второй части книги.
Третья часть этого издания поведает читателям о жизни и подвиге священномученика Владимира Холодковского. День его памяти приходится на 13 августа. Владимира с детства отличала искренняя религиозная настроенность, любовь к храму и богослужению, и он, хотя и не был из духовного сословия, избрал для себя стезю служения Церкви. Не отказался он от него и в годы революционных потрясений и начавшихся гонений. Наоборот, в это непростое и опасное время псаломщик Владимир принял сан диакана, а затем священника. Невзирая на запреты и притеснения, он ревностно исполнял свои пастырские обязанности: крестил детей, беседовал со школьниками и колхозниками о Боге и Церкви. Нередко посещал дома своих прихожан в других селах и деревнях, где верующие общались, вместе пели молитвы, читали. Впоследствии его обвиняли, что он, «пользуясь авторитетом среди окружающего населения вел работу против растущего безбожия, старался укрепить авторитет Церкви».
В конце октября 1929 г. в местное отделение ГПУ поступило заявление с просьбой принять срочные меры к священнику Холодковскому, так как он в проповедях агитирует против Советской власти. Меры были приняты. Отца Владимира арестовали и приговорили к 5 годам концлагерей. После освобождения он вернулся на место своего служения. Когда в 1936 г. власти попытались закрыть храм, батюшка созвал собрание верующих, а по окрестным деревням начали собирать подписи в защиту церкви. И вновь на священника стали поступать доносы, в которых его обвиняли в антисоветской деятельности. В 1937 года было сфабриковано дело о «контрреволюционной монархической организации церковников» и в начале июля последовал новый арест отца Владимира. 11 августа ему был вынесен приговор о высшей мере наказания. 13 августа - приговор был приведен в исполнение.
***
В 2000 году священномученик Аркадий (Ершов) и преподобноисповедник Иоанн (Кевролетин), а в 2006 - священномученик Владимир Холодковский - были прославлены в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской. В 2010 их имена вошли также в Собор Екатеринбургских святых. Святые новомученики и исповедники явили собой пример высокого христианского смирения, стойкого перенесения скорбей, нескончаемой любви к Богу и людям. Они, по словам отца Авраама, через покаяние очистили свой дух и снискали помощь Божию, и тем самым предуготовились к испытаниям. А за тем пошли за веру «на всякие муки», в тяжких испытаниях сохранили верность Христу и умерли «на своем посту». Об этом подвиге святых 20 века рассказывает данная книга.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Литургия Преждеосвященных Даров 26 апреля 2024
КАЛИКИ ПЕРЕХОЖИЕ: Агния Совостенкова — участница крестного хода СВЯТАЯ РУСЬ. 1 часть
ЧЕТВЕРТЬ ЧАСА. Вифания: воскрешение Лазаря и Русская школа
Вопросы веры. 25 апреля 2024. Новости Пензенской митрополии
У книжной полки. Простые чудеса
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!