У книжной полки. Новомученики и исповедники Екатеринбургские

13 августа 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

Новомученики и исповедники Церкви Русской. Это — люди, совершившие мученический подвиг в тяжелейших условиях. Они проходили свой жизненный путь приблизительно через тысячу девятьсот лет после земной жизни Спасителя, и им было гораздо тяжелее, чем мученикам первых веков христианства. Во времена новомучеников вера оскудела и благодать умалилась, однако избранные рабы Божии в тяжких испытаниях остались верными Господу Иисусу Христу, показав, что для них вера в Бога и преданность Ему — самое главное в жизни. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию книгу, в которую вошли жития трех святых 20-го столетия. Она вышла в свет при содействии двух издательств - Московской Патриархии и Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря города Екатеринбурга. Книга называется – «Новомученики и исповедники Екатеринбургские».

***

В настоящее издание, которое является первым в серии «Бог нам прибежище и сила», включены жития трех святых — священномученика Аркадия (Ершова), епископа Екатеринбургского, преподобноисповедника Иоан­на (Кевролетина) и священномученика Владимира Холодковского. При составлении жизнеописаний использованы не публиковавшиеся ранее воспоминания и документы, редкие печатные издания. Полный список этих документальных и литературных источников вы найдете в конце книги. А предваряет ее слово схиархимандрита Авраама (Рейдмана), сказанное в день празднования Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Как отмечает священник, «невинных страдальцев в те годы было чрезвычайно много. Примерно лет двадцать пять тому назад, - говорит отец Авраам, - когда я был еще миряни­ном, мой духовник рассказал мне о том, что в юности очень мучился оттого, что столь­ко невинных людей погибло. Сам он тоже был в ссылке из-за того, что открыл церковь при немцах. После вой­ны его арестовали, как человека, якобы со­трудничавшего с немцами. Итак, он очень страдал оттого, что столько невинных лю­дей погибло. И ему тогда было откровение, хотя он и обыкновенный человек, не какой-нибудь особенный подвижник. Видимо, ради утешения в душевной скорби ему был голос: «Все они будут причислены к лику святых». Это было в те годы, когда и поду­мать о таком было нельзя. Теперь же эти времена наступили.

По словам отца Авраама, «во всех епархиях работают комиссии, которые собирают материалы о пострадав­шем духовенстве, мирянах, монашеству­ющих. Так постепенно пополняется число известных нам страдальцев за веру. Если вы откроете календарь, то увидите, что в нем почти ежедневно встречаются имена людей, которые пострадали при советской власти, — новомучеников и исповедников Церкви Рус­ской. Они для нас являются примером и об­разцом для подражания. Когда для челове­ка приходит время испытаний, все мнимое в нем, все его мечтания, все, что проистека­ет от гордости, мгновенно исчезает и прояв­ляется его истинное внутреннее состояние. Многие люди, возможно, мечтали о том, что будут мучениками или совершат особенный подвиг ради Христа, но пришло время испы­таний — и они проявили малодушие, потому что терпеть оказалось очень тяжело». К счастью, множество других верующих людей с твердостью прошли эти испытания и вошли в Царствие Небесное.

И как пример - представленные в этой книге жития. Первым пред нами предстает образ святого архипастыря, священномученика Аркадия (Ершова). Память его совершается 3 ноября. Имя епископа Кунгурского Аркадия в 20-е годы прошлого столетия было хорошо известно среди верующих Урала. К нему приезжали с просьбой принять их под свое духовное окормление настоятели православных храмов и представители церковных приходов разных районов Уральской области. А в ее состав в то время входили Екатеринбургская, Пермская, Челябинская и Тюменская губернии. Несмотря на множество административных обязанностей, владыка часто совершал богослужения, причем не только в ближайших к Кунгуру городах и селениях, но и в Перми, Свердловске, Нижнем Тагиле, Верхотурье и других.

28 июля 1924 года одновременно с руководством Кунгурской епархией Патриарх Тихон поручил епископу Аркадию «временно управлять Екатеринбургской епархией», переименованной в Свердловскую. В январе 1929 года епископ Аркадий был переведен на Омскую кафедру, а в октябре 1930 - на Чебоксарскую, где прослужил чуть более полугода. После его хотели перевести в Пензу, но митрополит Сергий (Страгородский) отменил это решение и направил владыку на Свердловскую кафедру. Так, Промыслом Божиим, с ноября 1931 года епископ Аркадий, стал официальным правящим архиереем Свердловской и Ирбитской епархии Русской Православной Церкви. Однако в этом качестве Владыке суждено было пробыть всего две недели. Епископ был арестован и этапирован в Омск, где приговорен к трем годам ссылки в Казахстан.

После отбытия срока, в апреле 1935 года, он был освобожден и возведен в сан архиепископа Свердловского и Ирбитского. Но епархией не руководил, проживал на покое, а фактически – под домашним арестом, в пригороде Перми. 29 сентября 1935 года архиепископ Аркадий был арестован и этапирован в Сибирь на пятилетнее заключение. В 1937 году против Владыки Аркадия, находящегося в заключении, было начато новое дело. По окончании следствия власти постановили – приговорить архиерея к высшей мере наказания – расстрелу. 3 ноября 1937 года приговор был приведен в исполнение.

Следующая часть книги включает в себя житие преподобноисповедника Иоанна (Кевролетина). Его память совершается 27 января. Иван Афанасьевич Кевролетин (так звали подвижника в миру) с детства желал уйти в монастырь. В то время, в 120-ти верстах от Верхотурья, на берегу реки Кыртомки, располагалась Кыртомская Крестовоздвиженская пустынь, основанная монахом Адрианом (Медведевым). Туда и направил свои стопы 19-летний Иван Кевролетин. Шесть лет провел он в послушании у отца Адриана, а после его смерти поступил в Верхотурский Свято-Николаевский монастырь. Здесь он принял монашеский постриг. И отсюда начался его исповеднический путь, который окончился 27 января 1961 года. Летом 1993 года были обретены его мощи и перенесены в Верхотурский Николаевский монастырь.  О подвижнической жизни отца Иоанна говорится во второй части книги. 

Третья часть этого издания поведает читателям о жизни и подвиге священномученика Владимира Холодковского. День его памяти приходится на 13 августа. Владимира с детства отличала искренняя религиозная настроенность, любовь к храму и богослужению, и он, хотя и не был из духовного сословия, избрал для себя стезю служения Церкви. Не отказался он от него и в годы революционных потрясений и начавшихся гонений. Наоборот, в это непростое и опасное время псаломщик Владимир принял сан диакана, а затем священника. Невзирая на запреты и притеснения, он ревностно исполнял свои пастырские обязанности: крестил детей, беседовал со школьниками и колхозниками о Боге и Церкви. Нередко посещал дома своих прихожан в других селах и деревнях, где верующие общались, вместе пели молитвы, читали. Впоследствии его обвиняли, что он, «пользуясь авторитетом среди окружающего населения вел работу против растущего безбожия, старался укрепить авторитет Церкви».

В конце октября 1929 г. в местное отделение ГПУ поступило заявление с просьбой принять срочные меры к священнику Холодковскому, так как он в проповедях агитирует против Советской власти. Меры были приняты. Отца Владимира арестовали и приговорили к 5 годам концлагерей. После освобождения он вернулся на место своего служения. Когда в 1936 г. власти попытались закрыть храм, батюшка созвал собрание верующих, а по окрестным деревням начали собирать подписи в защиту церкви. И вновь на священника стали поступать доносы, в которых его обвиняли в антисоветской деятельности. В 1937 года было сфабриковано дело о «контрреволюционной монархической организации церковников» и в начале июля последовал новый арест отца Владимира. 11 августа ему был вынесен приговор о высшей мере наказания. 13 августа -  приговор был приведен в исполнение.

***

В 2000 году священномученик Аркадий (Ершов) и преподобноисповедник Иоанн (Кевролетин), а в 2006 - священномученик Владимир Холодковский - были прославлены в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской. В 2010 их имена вошли также в Собор Екатеринбургских святых. Святые новомученики и исповедники явили собой пример высокого христианского смирения, стойкого перенесения скорбей, нескончаемой любви к Богу и людям.  Они, по словам отца Авраама, через покаяние очистили свой дух и снискали помощь Божию, и тем самым предуготовились к испытаниям. А за тем пошли за веру «на всякие муки», в тяжких испытаниях сохранили верность Христу и умерли «на своем посту». Об этом подвиге святых 20 века рассказывает данная книга.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать