Аудио |
|
Скачать .mp3 |
9 сентября 1862 года в Москве в семье крупных дворян-землевладельцев Нилусов родился сын, которого во святом Крещении нарекли Сергеем. Воспитанный в семье, проникнутой идеями материализма и крайнего либерализма, он в юности был равнодушен к вере и Церкви. В 1886 году Сергей Нилус окончил юридический факультет Московского университета и служил чиновником на Кавказе и в Симбирске. Оставив службу, в 1888—1905 годах занимался хозяйствованием в родовом имении. В начале 1900-х годов публиковался в газете «Московские ведомости». Может быть, он так и остался для нас неизвестным писателем, если бы в конце 1890-х годов в мировоззрении Нилуса не произошел глубокий внутренний перелом. Обратившись к святой вере, он также вступил и на стезю духовного писательства. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию пятитомное издание литературных трудов Сергея Александровича Нилуса, выпущенное в свет издательством Великий град.
***
Полное собрание сочинений выдающегося духовного писателя Сергея Александровича Нилуса в пяти томах включает все его произведения, как выходившие отдельными изданиями, так и те, что рассыпаны в периодике. В предисловии первого тома Алексей Маркович Любомудров о писателе и его произведениях пишет следующее: «"Обращение православного (по крещению) в православную веру" (как сам об этом говорил Нилус) совершилось благодаря чудесному видению преподобного Сергия Радонежского у раки с его мощами в Троице-Сергиевой Лавре. Окончательное же его обращение в Православие совершилось, когда, мучимый болезнью, он приехал в Кронштадт к св. отцу Иоанну. «Здесь, припав к ногам желанного утешителя, он говорил ему о своих скорбях, открывал ему всю свою грешную душу и приносил покаяние во всем, что тяжелым камнем лежало на его сердце».
Об этом сам Сергей Александрович писал: «Это было за всю мою жизнь первое истинное покаяние. Впервые я всем существом своим постиг значение духовника, как свидетеля этого великого таинства, свидетеля, сокрушающего благодатью Божией в корне зло гордости греха и гордости человеческого самолюбия. Раскрывать язвы души перед одним всевидящим и невидимым Богом не так трудно для человеческой гордости. Трудно обнаружить себя перед Богом при свидетеле, и преодолеть эту трудность, отказаться от своей гордости - это и есть вся суть, вся таинственная, врачующая с помощью Божественной благодати сила исповеди. Впервые я воспринял всей своей душой сладость этого покаяния, впервые всем сердцем почувствовал, что Бог, именно Сам Бог, устами пастыря, Им облагодатствованного, ниспослал мне свое прощение, когда мне сказал отец Иоанн: - У Бога милости много - Бог простит.
Какая это была несказанная радость, - продолжает Нилус, - каким священным трепетом исполнилась душа моя при этих любвеобильных, всепрощающих словах! Не умом я понял совершившееся, а принял его всем существом своим, всем своим таинственным духовным обновлением. Та вера, которая так упорно не давалась моей душе, несмотря на видимое мое обращение у мощей преподобного Сергия, только после этой моей сердечной исповеди у отца Иоанна занялась во мне ярким пламенем. Я осознал себя и верующим, и православным». Так, благодаря встречам со св. прав. Иоанном Кронштадтским (впоследствии называвшим сочинения Сергея Нилуса «чистым алмазом»), а потом паломничествам в Саровский и Дивеевский монастыри (где Нилус познакомился с известными подвижницами - игуменией Марией и блаженной Пашей Саровской), дальнейшая жизнь для него «получила и смысл, и глубочайшее значение».
Среди бумаг Н. А. Мотовилова (ученика преподобного Серафима Саровского), полученных в Дивееве, Нилус обнаружил и расшифровал уникальные записи поучений старца. Опубликованная им в 1903 году «Беседа о цели христианской жизни» вошла в сокровищницу духовного опыта русских святых. Мотовилов рассказал о том, как во время этой беседы по молитвам подвижника на мгновение зримо открылся преображенный благодатью мир. Другая рукопись Мотовилова, также записанная со слов старца, — «Великая Дивеевская тайна» (удивительные пророчества о будущем России и последних судьбах мира) — была опубликована в посмертном издании книги Нилуса «На берегу Божьей реки. Часть 2» лишь в 1969 году, когда некоторые из предсказаний начали осуществляться.
Рассказы о встречах с современными подвижниками благочестия, впечатления от поездок по святым местам России, написанные живо и увлекательно пером талантливого художника, составили первую книгу Нилуса «Великое в малом», выдержавшую пять изданий при жизни автора. Книги Нилуса, состоящие, как правило, из разнообразных по жанру частей (рассказы, очерки, зарисовки и др.), отличаются богатством языковых средств и эмоциональных оттенков. Автор умеет передать живую речь простонародья, сдержанно-строгие слова иноков. Проникновенно-доверительные интонации автора, делящегося своими сокровенными чувствами и переживаниями, чередуются с высоким слогом пророка и проповедника. Все сочинения его проникнуты размышлениями о великом предназначении России в судьбах мира.
Центральное место в жизни и творчестве писателя занимает Оптина пустынь, о которой он говорил: «Прилепилось мое сердце к этому великому и святому месту узами неумирающей, святой любви и вечной благодарности... открылся мне тайник сокровенного оптинского духа». С благословения оптинских старцев Нилус с женой в 1907-1912 годах живут в Оптиной пустыни, в доме, где прежде жил писатель и философ Константин Леонтьев Леонтьев (в монашестве Климент). Духовником и руководителем Сергея Александровича стал великий старец Варсонофий (Плиханков). Здесь продолжается писательская деятельность Нилуса «по собиранию цветов с духовного луга иноческого жития на Руси Святой». Книга «Сила Божия и немощь человеческая», построенная на материалах богатейшего оптинского архива, запечатлевает облик многих подвижников, прозорливых старцев, описывает знамения и происшествия, в которых явно видно действие Промысла.
В основу следующей книги «Святыня под спудом» были положены записки оптинского иеромонаха Евфимия (Трунова), которые Нилус подверг художественной переработке. На страницах книги, увлекательно повествующей о жизни знаменитого монастыря в середине XIX века, появляются имена Н.В.Гоголя, А.К.Толстого, И.В.Киреевского и других деятелей русской культуры, так или иначе связанных с Оптиной пустынью. С 1909 года он сам становится летописцем оптинской жизни, записывая различные знаменательные факты, беседы со старцами, в которых содержатся удивительно глубокие суждения и пророчества о приближающихся исторических потрясениях в жизни народа и государства. Так появился цикл «На берегу Божьей реки: Записки православного», построенный на противопоставлении разрушительной силы зла и силы христианской любви, проявляющейся через святых подвижников Русской земли начала XX века.
Произведения Нилуса носят ярко выраженный автобиографический характер, в них всегда присутствует личность автора — с его переживаниями, размышлениями, сомнениями, молитвенными состояниями. Его книги в известной степени предвосхитили так называемую исповедальную прозу XX столетия. Последняя прижизненная книга Нилуса «Близ есть, при дверех: О том, чему не желают верить и что так близко», проникнутая апокалипсическими мотивами, вышла в январе 1917 года. По приказанию А. Ф. Керенского тираж ее был уничтожен. В первые послеоктябрьские годы за чтение и хранение книг Нилуса расстреливали на месте, затем на протяжении 70-ти лет имя писателя было под запретом. Несмотря на жесточайшие испытания и гонения, Нилус до конца дней продолжал записывать рассказы о проявлениях святости на Руси, о государе-мученике Николае Александровиче, о спасительной силе покаяния. Эти заметки были опубликованы в книгах «На берегу Божьей реки. Часть 2» и «Неизвестный Нилус».
***
В 1923-1926 годах писатель несколько раз подвергался обыскам и тюремному заключению, чудом избежал расстрела В 1926-1928 годах жил в Чернигове, затем переехал в село Крутец Владимирской губернии, где и наступила его кончина накануне дня памяти столь любимого им старца Серафима Саровского. Современники запечатлели облик писателя: «высокого роста, широкоплечий, с красивым лицом, красивыми карими глазами и ясным добрым взглядом. Он был очень жизнерадостным человеком... Внутренне он был колоссом духа, так твердо стоящим "на камне веры", что ни гонения, ни лишения, ни злословие не могли поколебать его веру и любовь к Богу». Ныне творческое наследие выдающегося духовного писателя и философа вновь доступно широкому кругу читателей. Дорогие друзья, наша программа подошла к концу.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Литургия Преждеосвященных Даров 24 апреля 2024 года
Этот день в истории. 24 апреля
Церковный календарь 24 апреля. Мученики Прокесс и Мартиниан
Евангелие 24 апреля. Воскреснет брат твой
День ангела. 24 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!