У книжной полки. С.А. Нилус. Полное собрание сочинений в пяти томах

9 сентября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

9 сентября 1862 года в Москве в семье крупных дворян-землевладельцев Нилусов родился сын, которого во святом Крещении нарекли Сергеем. Воспи­танный в семье, проникнутой идеями материализма и крайнего либерализма, он в юности был равнодушен к вере и Церкви. В 1886 году Сергей Нилус окончил юридический факультет Московского университета и служил чиновником на Кавказе и в Симбирске. Оставив службу, в 1888—1905 годах занимался хозяйствованием в родовом имении. В начале 1900-х годов публиковался в газе­те «Московские ведомости». Может быть, он так и остался для нас неизвестным писателем, если бы в конце 1890-х годов в мировоззрении Нилуса не произошел глубокий внутренний перелом. Обратившись к святой вере, он также вступил и на стезю духовного писательства. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию пятитомное издание литературных трудов Сергея Александровича Нилуса, выпущенное в свет издательством Великий град.

***

Полное собрание сочинений выдающегося духовного писателя Сергея Александровича Нилуса в пяти томах включает все его произведения, как выходившие отдельными издания­ми, так и те, что рассыпаны в периодике. В предисловии первого тома Алексей Маркович Любомудров о писателе и его произведениях пишет следующее: «"Обращение православного (по крещению) в православную веру" (как сам об этом говорил Нилус) совершилось благодаря чудесному видению преподобного Сергия Радонежского у раки с его мощами в Троице-Сергиевой Лавре. Окончательное же его обращение в Православие совершилось, когда, мучимый болезнью, он приехал в Кронштадт к св. отцу Иоанну. «Здесь, припав к ногам желанного утешителя, он говорил ему о своих скорбях, открывал ему всю свою грешную душу и приносил покаяние во всем, что тяжелым камнем лежало на его сердце».

Об этом сам Сергей Александрович писал: «Это было за всю мою жизнь первое истинное покаяние. Впервые я всем существом своим постиг значение духовника, как свидетеля этого великого таинства, свидетеля, сокрушающего благодатью Божией в корне зло гордости греха и гордости человеческого самолюбия. Раскрывать язвы души перед одним всевидящим и невидимым Богом не так трудно для человеческой гордости. Трудно обнаружить себя перед Богом при свидетеле, и преодолеть эту трудность, отказаться от своей гордости - это и есть вся суть, вся таинственная, врачующая с помощью Божественной благодати сила исповеди. Впервые я воспринял всей своей душой сладость этого покаяния, впервые всем сердцем почувствовал, что Бог, именно Сам Бог, устами пастыря, Им облагодатствованного, ниспослал мне свое прощение, когда мне сказал отец Иоанн: - У Бога милости много - Бог простит.

Какая это была несказанная радость, - продолжает Нилус, - каким священным трепетом исполнилась душа моя при этих любвеобильных, всепрощающих словах! Не умом я понял совершившееся, а принял его всем существом своим, всем своим таинственным духовным обновлением. Та вера, которая так упорно не давалась моей душе, несмотря на видимое мое обращение у мощей преподобного Сергия, только после этой моей сердечной исповеди у отца Иоанна занялась во мне ярким пламенем. Я осознал себя и верующим, и православным».  Так, благодаря встречам со св. прав. Иоанном Кронштадтским (впоследствии называвшим сочинения Сергея Нилуса «чистым алмазом»), а потом паломничествам в Саровский и Дивеевский монастыри (где Нилус познакомился с известными подвижницами - игуменией Марией и блаженной Пашей Саровской), дальнейшая жизнь для него «получила и смысл, и глубочайшее значение».

Среди бумаг Н. А. Мотовилова (ученика преподобного Серафима Саровского), полученных в Дивееве, Нилус обнаружил и расшифровал уникальные записи поучений старца. Опубликованная им в 1903 году «Беседа о цели христианской жизни» вошла в сокровищницу духовного опыта русских свя­тых. Мотовилов рассказал о том, как во время этой беседы по молитвам подвижника на мгновение зри­мо открылся преображенный благодатью мир. Дру­гая рукопись Мотовилова, также записанная со слов старца, — «Великая Дивеевская тайна» (удивитель­ные пророчества о будущем России и последних судь­бах мира) — была опубликована в посмерт­ном издании книги Нилуса «На берегу Божьей реки. Часть 2» лишь в 1969 году, когда некоторые из предсказаний начали осуществляться.

Рассказы о встречах с современными подвижни­ками благочестия, впечатления от поездок по святым местам России, написанные живо и увлекательно пе­ром талантливого художника, составили первую книгу Нилуса «Великое в малом», выдержавшую пять изданий при жизни автора. Книги Нилуса, со­стоящие, как правило, из разнообразных по жанру ча­стей (рассказы, очерки, зарисовки и др.), отличаются богатством языковых средств и эмоциональных оттен­ков. Автор умеет передать живую речь простонародья, сдержанно-строгие слова иноков. Проникновенно-доверительные интонации автора, делящегося своими сокровенными чувствами и переживаниями, череду­ются с высоким слогом пророка и проповедника. Все сочинения его проникнуты размышлениями о великом предназначении России в судьбах мира.

Центральное место в жизни и творчестве писате­ля занимает Оптина пустынь, о которой он говорил: «Прилепилось мое сердце к этому великому и свято­му месту узами неумирающей, святой любви и вечной благодарности... открылся мне тайник сокровенного оптинского духа». С благословения оптинских стар­цев Нилус с женой в 1907-1912 годах живут в Оптиной пустыни, в доме, где прежде жил писатель и фило­соф Константин Леонтьев Леонтьев (в монашестве Климент). Духов­ником и руководителем Сергея Александровича стал великий ста­рец Варсонофий (Плиханков). Здесь продолжается писательская деятельность Нилуса «по собиранию цветов с духовного луга иноческого жития на Руси Святой». Книга «Сила Божия и немощь челове­ческая», построенная на материалах богатей­шего оптинского архива, запечатлевает облик многих подвижников, прозорливых старцев, описывает знаме­ния и происшествия, в которых явно видно действие Промысла.

В основу следующей книги «Святыня под спудом» были положены записки оптинского иеромонаха Евфимия (Трунова), которые Нилус подверг художественной переработке. На стра­ницах книги, увлекательно повествующей о жизни зна­менитого монастыря в середине XIX века, появляются имена Н.В.Гоголя, А.К.Толстого, И.В.Киреевско­го и других деятелей русской культуры, так или ина­че связанных с Оптиной пустынью. С 1909 года он сам становится летописцем оптинской жизни, записывая различные знаменательные факты, беседы со старцами, в которых содержатся удивительно глубокие суждения и пророчества о при­ближающихся исторических потрясениях в жизни на­рода и государства. Так появился цикл «На берегу Божьей реки: Записки православного», построенный на противопоставлении разрушительной силы зла и силы христианской любви, проявляющейся через свя­тых подвижников Русской земли начала XX века.

Произведения Нилуса носят ярко выраженный автобиографический характер, в них всегда присутствует личность автора — с его переживаниями, размышле­ниями, сомнениями, молитвенными состояниями. Его книги в известной степени предвосхитили так называ­емую исповедальную прозу XX столетия. Последняя прижизненная книга Нилуса «Близ есть, при дверех: О том, чему не желают верить и что так близко», проникнутая апокалипсическими мотивами, вышла в январе 1917 года. По приказанию А. Ф. Керенского тираж ее был уничтожен. В пер­вые послеоктябрьские годы за чтение и хранение книг Нилуса расстреливали на месте, затем на протяжении 70-ти лет имя писателя было под запретом. Несмотря на жесточайшие испытания и гонения, Нилус до конца дней продолжал записывать рас­сказы о проявлениях святости на Руси, о государе-мученике Николае Александровиче, о спасительной силе покаяния. Эти заметки были опубликованы в книгах «На берегу Божьей реки. Часть 2» и «Неизвестный Нилус».

***

В 1923-1926 годах писатель несколь­ко раз подвергался обыскам и тюремному заключению, чудом избежал рас­стрела В 1926-1928 годах жил в Чернигове, затем переехал в село Крутец Владимирской губернии, где и наступила его кончина накануне дня памяти столь любимого им старца Серафима Саровского. Современники запечатлели облик писателя: «вы­сокого роста, широкоплечий, с красивым лицом, кра­сивыми карими глазами и ясным добрым взглядом. Он был очень жизнерадостным человеком... Вну­тренне он был колоссом духа, так твердо стоящим "на камне веры", что ни гонения, ни лишения, ни злосло­вие не могли поколебать его веру и любовь к Богу». Ныне творческое наследие выдающегося духов­ного писателя и философа вновь доступно широкому кругу читателей. Дорогие друзья, наша программа подошла к концу. 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать