У книжной полки. Игумен Агафангел (Белых). Не убоюсь зла

10 августа 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

Слова псалмопевца Давида: «… аще бо и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси», знает каждый верующий человек, живущий церковной жизнью. Это стихи их 22-го псалма, который читается в числе других молитв перед Причастием. Каждому из нас, живущих на земле, присущи различные страхи, ведь опасность, по сути, подстерегает нас повсюду, причем опасность смертная, о чем и говорит пророк. «Но человек верующий, состоящий под водительством Божиим, по словам истолкователя псалмов, протоиерея Григория Разумовского, не страшится таких опасностей. Чувствуя всегда над собою и при себе присутствие силы Божией, он сохраняет уверенность, что эта всемогущая сила сохранит его от всяких опасностей и бед». О преодолении злых начал силой Христовой рассказывает автор книги, которую мы сегодня предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в Издательство Борисова и называется – «Не убоюсь зла».

***

По словам премудрого Соломона, «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия, и все в мире спасительно, и нет пагубного яда, нет и царства ада на земле» (Прем.1:13-15). Читая эти слова, некоторые люди могут усомниться. Ведь мы-то ясно видим, что зло на свете есть, каждый из нас не однажды испытал его воздействие на себе. Кто же его тогда создал, откуда появилось зло? Об этом и размышляет автор книги «Не убоюсь зла» игумен Агафангел (Белых). Отец Агафангел является клириком Белгородской и Старооскольской епархии, сотрудником Миссионерского отдела Московского Патриархата, а также исполняющим обязанности настоятеля храма Спаса Нерукотворного в Тикси, на берегу моря Лаптевых. Со времени монашеского пострига игумен Агафангел успел послужить на Чукотке, в Магаданской и Синегорской епархиях, окормлял многие отдаленные поселки, в которые добраться-то можно только с помощью авиации.

Именно рассказ о случае в самолете и открывает размышления автора о том, откуда появилось зло. Автор пишет: «Да, все началось, когда я сидел в пада­ющем самолёте. Внезапно наступила тишина, и я увидел застывший винт. В стойках крыльев нашего древнего «кукуруз­ника» завыл набегающий поток воздуха, и ры­жие верхушки Алданской тайги начали опасно приближаться. В салоне было пятеро: наша миссионерская группа из трёх человек и пожи­лая якутка с маленьким ребёнком на руках. Почему-то не было никакой паники. Все вдруг застыли и сидели неподвижно, словно пе­ред фотокамерой, хотя самолёт сильно раскачи­вало. Страха тоже не было. В голове равнодуш­но пульсировала одна мысль: так нелепо и глупо смерть в двадцать семь лет. А этот малыш? За что, Господи?

Конечно, - отмечает автор, - если вы сейчас читаете эту книгу, - понятно, что всё закончилось благополучно. Через минуту мотор завелся, и вскоре мы приземлились в посёлке Усть-Миль на берегу реки Алдан, куда, собственно говоря, и летели. Позже лётчики объяснили, что они таким обра­зом экономили бензин. Была середина 90-х и экономили всё что можно. А биплан Ан-2 и без работающего двигателя неплохо планирует ка­кое-то время. Но вопрос: за что? (или, может быть, - для чего?), Господи я, такой хороший и правильный, (как мне, студенту семинарии, тогда казалось), был так близко от этой грани перехода в инобытие - остался. Думаю, что не один я задавался вопросом справедливости или несправедливости смерти. Справедливостью присутствия зла в нашем мире (ведь все мы считаем смерть абсо­лютным злом, и даже государство   именует смертную казнь высшей мерой наказания).

Умирают дети и живут злодеи, умирают праведники и живут до старости закоренелые грешники. Ведь, если Всемогущий и Любящий нас Бог су­ществует, то как Он может допустить это? И, если в мире присутствует зло, то как защитить себя от него? Как не допустить распространение зла и особенно его проникновение в жизнь конкретных людей? На эти и другие вопросы отвечает духовный писатель и известный православный миссионер игумен Агафангел. На реальных современных жизненных обстоятельствах, на примерах опыта святых отцов и личного жизненного и пастырского опыта он говорит о преодолении в людях злых начал, которые можно преодолевать только силой благодати Христовой, силой Господа нашего, Которому «всё возможно» и ничего невозможного для Него нет. А человек может только просить Бога о помощи и молиться Ему.

Обо всем этом рассказывает автор, а прежде всего отвечает на вопрос: почему во Вселенной, - творении Всеблагого Бога, проявляется зло и где его ис­точник? Вопрос, которым задавались многие и для немалого числа людей он стал камнем пре­ткновения на их пути к вере. На него, - говорит автор, - отвечает Священное Писание христиан, - Библия: «Бог не сотворил смерти»! Реально может существо­вать только то, чему Сам Начальник жизни -Бог - даровал бытие. Если Бог не сотворил зла или смерти, то они и не существуют сами по се­бе. Далее автор приводит всем известный рассказ о профессоре и студенте, в которой последний на примере света и тьмы, тепла и холода - доказал неверующему преподавателю, что Бог не творил зла.

Юноша доказал профессору и всей студенческой аудитории, что «холода в природе нет. Люди придумали это слово, чтобы описать свои ощущения, когда им не хватает тепла». «Тьма - это слово, которое лишь описывает состояние, когда нет света». «И зла, - заключил студент, - тоже нет, точнее, оно не существует само по себе. Зло есть лишь отсутствие Бога, подобно тому, как тьма и холод - отсутствие света и тепла. Это - всего лишь слово, используемое человеком, чтобы описать отсутствие Бога. Не Бог создал зло. Зло - это результат того, что случается с человеком, в сердце которого нет Бога. Это как холод, наступающий при отсутствии тепла, или тьма - при отсутствии света. Профессору нечего было произнести в ответ». Очень хорошо эту мысль, по мнению автора, выразил препо­добный Иоанн Дамаскин, сказав: «Зло же есть не что иное, как утрата и добровольная лишенность того, что Богом даровано разумному естеству ... Собственно злом называется происхо­дящее против закона Создателя».

И еще: «Смерть произошла через человека, то есть че­рез преступление Адама, также, как и остальные наказания». Величайший богослов Древней Церкви, святитель Иоанн Златоуст пишет: «Итак, откуда же зло? Спроси самого себя; моё дело только показать, что оно ни от природы, ни от Бога; откуда же происходит зло? От хотения и нехотения. Но откуда происходит хотение и нехотение? От нас самих». Значит, - пишет автор, - причина того, что смерть вошла в этот мир - человеческие же­лания и стремления. Но ведь, таким образом, и мы с вами, друзья, имеем прямое отношение к проявлению зла в нашем мире, - как люди, несомненно имеющие различные желания и стремления. Кстати, не всегда добрые и хорошие, - мы, - говорит отец Агафангел, - обязательно остановимся на этом в последующих главах.

Зачастую, - отмечает автор, - нам даже некогда задуматься над разрешением проблемы зла. Современному человеку, измотанному работой или ее отсут­ствием, житейскими проблемами, беготней, информационной агрессией иногда бывает очень важно открыть форточку со свежим воздухом. Показать иную реальность - настоящую. Воз­можность иного бытия, другого по своей сути бытия с Богом, бытия в христианской общине, возможность иного отношения к миру». Как в произведениях писателей-фантастов: в некие «постапокалиптические» времена стоит незаметная дверца посреди шум­ного, дымного мегаполиса, а за ней уже совер­шенно другой мир - тихие зелёные долины и свежий ветерок, другие отношения между людьми, другие законы мироздания. Однако мы-то знаем, что для нас эта дверь, эти врата -существуют! И эта дверца открыта для всех и открыта в оба мира сразу. И в нашей воле куда мы направимся. Какой из двух путей мы выбе­рем. Но, если начало зла кроется в нашем с вами сердце, дорогие мои, то защита от зла может ид­ти только от Христа, и с Ним, и в Нём! Потому что Сам Господь прямо свидетельствует о Себе: Я есть воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и ве­рующий в Меня, не умрет вовек (Ин. 11:25-26).

***

Современному просвещенному человеку из­вестно многое о многом, но только не о природе и проникновении зла. Ведь оно всегда чем-то прикры­вает себя и под этим прикрытием подкрадывается и проникает в его жизнь, а главное - в душу. Автор книги - известный православный миссионер, - рассказывает о преодолении злых начал силой Христовой: В каждой главе книги приводятся молитвы, которые ограждают человека от духов злобы, лишь бы исходили эти молитвы от чистого верующего сердца. Завершает издание раздел, в котором автор, как пастырь и миссионер даёт развёрнутые ответы. на различные вопросы, связанные с вышеозначенной темой.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы