Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Слова псалмопевца Давида: «… аще бо и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси», знает каждый верующий человек, живущий церковной жизнью. Это стихи их 22-го псалма, который читается в числе других молитв перед Причастием. Каждому из нас, живущих на земле, присущи различные страхи, ведь опасность, по сути, подстерегает нас повсюду, причем опасность смертная, о чем и говорит пророк. «Но человек верующий, состоящий под водительством Божиим, по словам истолкователя псалмов, протоиерея Григория Разумовского, не страшится таких опасностей. Чувствуя всегда над собою и при себе присутствие силы Божией, он сохраняет уверенность, что эта всемогущая сила сохранит его от всяких опасностей и бед». О преодолении злых начал силой Христовой рассказывает автор книги, которую мы сегодня предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в Издательство Борисова и называется – «Не убоюсь зла».
***
По словам премудрого Соломона, «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия, и все в мире спасительно, и нет пагубного яда, нет и царства ада на земле» (Прем.1:13-15). Читая эти слова, некоторые люди могут усомниться. Ведь мы-то ясно видим, что зло на свете есть, каждый из нас не однажды испытал его воздействие на себе. Кто же его тогда создал, откуда появилось зло? Об этом и размышляет автор книги «Не убоюсь зла» игумен Агафангел (Белых). Отец Агафангел является клириком Белгородской и Старооскольской епархии, сотрудником Миссионерского отдела Московского Патриархата, а также исполняющим обязанности настоятеля храма Спаса Нерукотворного в Тикси, на берегу моря Лаптевых. Со времени монашеского пострига игумен Агафангел успел послужить на Чукотке, в Магаданской и Синегорской епархиях, окормлял многие отдаленные поселки, в которые добраться-то можно только с помощью авиации.
Именно рассказ о случае в самолете и открывает размышления автора о том, откуда появилось зло. Автор пишет: «Да, все началось, когда я сидел в падающем самолёте. Внезапно наступила тишина, и я увидел застывший винт. В стойках крыльев нашего древнего «кукурузника» завыл набегающий поток воздуха, и рыжие верхушки Алданской тайги начали опасно приближаться. В салоне было пятеро: наша миссионерская группа из трёх человек и пожилая якутка с маленьким ребёнком на руках. Почему-то не было никакой паники. Все вдруг застыли и сидели неподвижно, словно перед фотокамерой, хотя самолёт сильно раскачивало. Страха тоже не было. В голове равнодушно пульсировала одна мысль: так нелепо и глупо смерть в двадцать семь лет. А этот малыш? За что, Господи?
Конечно, - отмечает автор, - если вы сейчас читаете эту книгу, - понятно, что всё закончилось благополучно. Через минуту мотор завелся, и вскоре мы приземлились в посёлке Усть-Миль на берегу реки Алдан, куда, собственно говоря, и летели. Позже лётчики объяснили, что они таким образом экономили бензин. Была середина 90-х и экономили всё что можно. А биплан Ан-2 и без работающего двигателя неплохо планирует какое-то время. Но вопрос: за что? (или, может быть, - для чего?), Господи я, такой хороший и правильный, (как мне, студенту семинарии, тогда казалось), был так близко от этой грани перехода в инобытие - остался. Думаю, что не один я задавался вопросом справедливости или несправедливости смерти. Справедливостью присутствия зла в нашем мире (ведь все мы считаем смерть абсолютным злом, и даже государство именует смертную казнь высшей мерой наказания).
Умирают дети и живут злодеи, умирают праведники и живут до старости закоренелые грешники. Ведь, если Всемогущий и Любящий нас Бог существует, то как Он может допустить это? И, если в мире присутствует зло, то как защитить себя от него? Как не допустить распространение зла и особенно его проникновение в жизнь конкретных людей? На эти и другие вопросы отвечает духовный писатель и известный православный миссионер игумен Агафангел. На реальных современных жизненных обстоятельствах, на примерах опыта святых отцов и личного жизненного и пастырского опыта он говорит о преодолении в людях злых начал, которые можно преодолевать только силой благодати Христовой, силой Господа нашего, Которому «всё возможно» и ничего невозможного для Него нет. А человек может только просить Бога о помощи и молиться Ему.
Обо всем этом рассказывает автор, а прежде всего отвечает на вопрос: почему во Вселенной, - творении Всеблагого Бога, проявляется зло и где его источник? Вопрос, которым задавались многие и для немалого числа людей он стал камнем преткновения на их пути к вере. На него, - говорит автор, - отвечает Священное Писание христиан, - Библия: «Бог не сотворил смерти»! Реально может существовать только то, чему Сам Начальник жизни -Бог - даровал бытие. Если Бог не сотворил зла или смерти, то они и не существуют сами по себе. Далее автор приводит всем известный рассказ о профессоре и студенте, в которой последний на примере света и тьмы, тепла и холода - доказал неверующему преподавателю, что Бог не творил зла.
Юноша доказал профессору и всей студенческой аудитории, что «холода в природе нет. Люди придумали это слово, чтобы описать свои ощущения, когда им не хватает тепла». «Тьма - это слово, которое лишь описывает состояние, когда нет света». «И зла, - заключил студент, - тоже нет, точнее, оно не существует само по себе. Зло есть лишь отсутствие Бога, подобно тому, как тьма и холод - отсутствие света и тепла. Это - всего лишь слово, используемое человеком, чтобы описать отсутствие Бога. Не Бог создал зло. Зло - это результат того, что случается с человеком, в сердце которого нет Бога. Это как холод, наступающий при отсутствии тепла, или тьма - при отсутствии света. Профессору нечего было произнести в ответ». Очень хорошо эту мысль, по мнению автора, выразил преподобный Иоанн Дамаскин, сказав: «Зло же есть не что иное, как утрата и добровольная лишенность того, что Богом даровано разумному естеству ... Собственно злом называется происходящее против закона Создателя».
И еще: «Смерть произошла через человека, то есть через преступление Адама, также, как и остальные наказания». Величайший богослов Древней Церкви, святитель Иоанн Златоуст пишет: «Итак, откуда же зло? Спроси самого себя; моё дело только показать, что оно ни от природы, ни от Бога; откуда же происходит зло? От хотения и нехотения. Но откуда происходит хотение и нехотение? От нас самих». Значит, - пишет автор, - причина того, что смерть вошла в этот мир - человеческие желания и стремления. Но ведь, таким образом, и мы с вами, друзья, имеем прямое отношение к проявлению зла в нашем мире, - как люди, несомненно имеющие различные желания и стремления. Кстати, не всегда добрые и хорошие, - мы, - говорит отец Агафангел, - обязательно остановимся на этом в последующих главах.
Зачастую, - отмечает автор, - нам даже некогда задуматься над разрешением проблемы зла. Современному человеку, измотанному работой или ее отсутствием, житейскими проблемами, беготней, информационной агрессией иногда бывает очень важно открыть форточку со свежим воздухом. Показать иную реальность - настоящую. Возможность иного бытия, другого по своей сути бытия с Богом, бытия в христианской общине, возможность иного отношения к миру». Как в произведениях писателей-фантастов: в некие «постапокалиптические» времена стоит незаметная дверца посреди шумного, дымного мегаполиса, а за ней уже совершенно другой мир - тихие зелёные долины и свежий ветерок, другие отношения между людьми, другие законы мироздания. Однако мы-то знаем, что для нас эта дверь, эти врата -существуют! И эта дверца открыта для всех и открыта в оба мира сразу. И в нашей воле куда мы направимся. Какой из двух путей мы выберем. Но, если начало зла кроется в нашем с вами сердце, дорогие мои, то защита от зла может идти только от Христа, и с Ним, и в Нём! Потому что Сам Господь прямо свидетельствует о Себе: Я есть воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек (Ин. 11:25-26).
***
Современному просвещенному человеку известно многое о многом, но только не о природе и проникновении зла. Ведь оно всегда чем-то прикрывает себя и под этим прикрытием подкрадывается и проникает в его жизнь, а главное - в душу. Автор книги - известный православный миссионер, - рассказывает о преодолении злых начал силой Христовой: В каждой главе книги приводятся молитвы, которые ограждают человека от духов злобы, лишь бы исходили эти молитвы от чистого верующего сердца. Завершает издание раздел, в котором автор, как пастырь и миссионер даёт развёрнутые ответы. на различные вопросы, связанные с вышеозначенной темой.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 25 апреля 2024
Литургия Преждеосвященных Даров 24 апреля 2024 года
Беседы с батюшкой. Священник Михаил Дудко. 23 апреля 2024
Этот день в истории. 24 апреля
Церковный календарь 24 апреля. Мученики Прокесс и Мартиниан
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!