Аудио |
|
Скачать .mp3 |
«В Оптину за опытом», - так говорили раньше в народе о паломничествах в известную обитель Калужской губернии. Свято-Введенский монастырь Оптина Пустынь - один из древнейших монастырей России, расположенный на берегу реки Жиздры недалеко от города Козельска. Кем и когда он был основан - неизвестно. Но бесспорно то, что духовный его расцвет связан с именами великих оптинских старцев: преподобных Льва, Макария, Моисея, Антония, Амвросия и их последователей. В 19 веке люди разных сословий стремились в эту святую обитель, чтоб найти ответы на свои вопросы, получить совет и утешение. И наши дни мы снова обращаемся к старцам, уже прославленным в лике святых. Но стоит отметить, что имена многих других насельников знаменитой обители нам по большей мере неизвестны. Отчасти восполнить этот пробел призвана книга, которая вышла в свет в издательстве Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь и называется – «Насельники Оптиной пустыни XVII-XX веков: биографический справочник».
***
Настоящий справочник содержит краткие биографические справки о насельниках Оптиной пустыни XVII-XX веков, составленные на основе максимально достоверных архивных материалов и публикаций. Во вступительной статье освещены некоторые вопросы истории монастыря, монашества и старчества. Множество архивных материалов использовано впервые. Как отмечает составитель справочника иеромонах Платон (Рожков), в работе издательского отдела монастыря Оптина пустынь зачастую возникает необходимость проверки биографических данных его насельников, упоминаемых в тех или иных публикациях, а также уточнения исторических сведений о жизни обители в дореволюционное время. Особого внимания требуют источники XX века - эпохи разорения церковной жизни.
После празднования 1000-летия Крещения Руси и изменения политики государства в отношении Церкви в лучшую сторону появилось множество статей и публикаций, содержащих непроверенные и неверные мемуарные сведения и просто слухи. Эти материалы воспринимались доверчивым читателем без сомнений, а со временем, при перепечатке, - уже как непреложная истина. Сведения из статей и заметок такого рода использовались и используются даже в научных работах, мифологизируя и фальсифицируя церковную историю. Стремление к достоверности и к прекращению тиражирования ложных сведений поставило задачу по сбору документальной информации об Оптиной пустыни и ее насельниках.
Как отмечает отец Платон, Оптина пустынь была закрыта советской властью в 1923 году, документы монастырского делопроизводства перешли в собственность музея «Оптина пустынь», а в 1927-1928 годах были переданы в государственные архивохранилища. Трудами нынешних насельников Оптиной пустыни и их добровольных помощников были найдены сохранившиеся материалы, организовано их исследование и копирование. С 2003 года такая работа ведется систематически. В результате целенаправленной деятельности в архиве Оптиной пустыни за последние годы накопился значительный материал, почерпнутый из многих государственных и зарубежных архивов. Кроме архивных документов были изучены и систематизированы мемуарные свидетельства, а также справочники, труды архимандрита Леонида (Кавелина) и некоторые другие публикации, без использования которых не обойтись, особенно в случаях интерпретации архивных источников.
Разумеется, - говорит составитель, - необходимо было познакомиться со всей значимой литературой об Оптиной пустыни. В результате проведенной работы обитель обрела уникальный комплекс документов, который можно по праву считать наиболее полным архивом по истории монастыря. На основании собранных материалов составлен настоящий справочник «Насельники Оптиной пустыни XVII-XX веков». Хронологические рамки данной работы охватывают весь период существования обители, начиная с упомянутого первым - настоятеля игумена Сергия (декабрь 1625 года) и заканчивая датой кончины схиигумена Павла (Драчева) - последнего дореволюционного насельника Оптиной пустыни. В общей сложности представлено 3052 персоналии.
Наиболее полно сохранились документы XIX - начала XX века. В исследованных фондах представлены: указы Св. Синода и духовных консисторий о назначении и перемещении насельников, документы о возведении в сан, рапорты благочинных, представления настоятелей, списки монашествующих, краткие и полные послужные списки, наградные документы, свидетельства об окончании учебных заведений, характеристики и др.; паспорта, удостоверения, прошения, присяги, доклады, справки, переписка. Основное место среди них занимают послужные списки. Послужной список монашествующих и послушников - документ учета служащих духовного ведомства. Он содержит следующие сведения: должность, духовная степень и имя, каких лет, где и чему обучался, из какого звания, как в мире именовался, холост или вдов, когда пострижен в монашество и где, какие проходил и проходит послушания, когда рукоположен в священнослужители, «не был ли под следствием, судом, за что и почему», краткая характеристика поведения, перемещения. Составлялись списки, как правило, ежегодно.
С повышенными требованиями к соблюдению принципов объективности, подходил составитель и к использованию содержащейся информации в судебно-следственных делах о духовенстве в XX веке. Немалую ценность представляют вещественные доказательства судебно-следственных дел, в которых содержится переписка насельников и другие интересные документы эпохи. Большую поисковую работу при создании книги провели энтузиасты из числа братии нынешней Оптиной пустыни: ими были обнаружены синодики и переписка времени гонений XX века, записаны воспоминания очевидцев. В процессе подготовки настоящего издания десятки архивных дел были использованы впервые. Некоторые интересные находки, имеющие прямое отношение к истории монастыря, освещены во вступлении. Открывает его история Оптиной пустыни.
По словам иером. Платона (Рожкова), главная цель в изучении истории для верующего человека состоит в постижении духовного смысла событий, их нравственного и назидательного значения. Помянух дни древние, поучихся во всех делех Твоих, - сказал Пророк (Пс. 142, 5). Хозяйственные, административные и организационные аспекты, любая внешняя деятельность, взаимоотношения обители с церковной властью и миром важны для христианина лишь в той мере, в какой они влияют на внутренний мир человека. Оптина пустынь пережила блестящий период расцвета, век старчества. Однако были в ее истории сложные и неоднозначные события, которые также требуют рассмотрения и внимания всех ищущих настоящего духовного опыта. Знание истинного, неприукрашенного положения вещей имеет преимущественное значение для понимания внутреннего христианства, монашества и аскетики - «науки из наук».
Авторитетный церковный историк Игорь Корнильевич Смолич в качестве девиза своих исследований использовал слова выдающегося философа Цицерона: «Первый закон истории - ни под каким видом не допускать лжи; затем - ни в коем случае не бояться правды; не допустить ни тени пристрастия, ни тени злобы». Знаменитый настоятель Николо-Угрешского монастыря Московской епархии архимандрит Пимен (Мясников), который подвергался критике за отказ от ретуширования своих воспоминаний, писал: «Кто истинно внимает себе, тот везде извлекает для себя душевную пользу, и плохое знание окажется для него гораздо душеспасительней, чем другому и самое мудрое и самое назидательное». Для того чтобы правильно понять и оценить оптинское старчество, духовный уровень насельников Оптиной пустыни, значение монастыря и его роль в истории, необходимо коснуться хоть вкратце теоретической части святоотеческого учения о монашестве и старчестве. Что и делает автор-составитель во вступительной статье книги.
***
Упадок монашеской духовной жизни, начавшийся со второй половины XVI века и усугубленный Петровскими реформами, в Оптиной пустыни XIX века был преодолен учениками учеников духовного гения, настоящего апостола русских монахов, преподобного Паисия (Величковского). «После строгой и суровой зимы начинают пробиваться из недр земли новые молодые побеги свежей растительности. Пролился теплый, благодатный дождь, повеяло Духом, началось Воскресение. И яркая благоуханная весна вступила в свои права» -так поэтически описывает духовное возрождение на Руси в XIX веке Иван Михайлович Концевич. Оптинское старчество со временем стало училищем благочестия и веры для всех, искренне ищущих спасения души. А о тех, кто там подвязался, начиная с 17 столетия до века 20-го, рассказывает эта книга.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 21 мая 2024 года
Читаем Добротолюбие. «Мудрость в деле вопрошания». Священник Константин Корепанов
Льюис. Аскетические перевертыши. Часть 40. Священник Константин Корепанов
Чистый образ. Депутат Законодательного Собрания Калужской области Сослан Токаев и министр внутренней политики Калужской области Олег Калугин
Литературный квартал. Анна Ревякина
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!