Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Путь каждого человека к Богу неповторим и уникален, но не каждый может извлечь из своего жизненного опыта духовные уроки, и тем более не каждый может передать свой опыт другим. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) - один из тех редких людей, которые отдали себя Богу и ближнему всецело. И всё, чему батюшка учил других, было подкреплено личным опытом. Отец Иоанн помогал всем, кто обращался к нему, не блуждать по распутиям жизни, но обрести и стать на свой путь, ведущий к Богу. Об этом свидетельствуют духовные чада старца, рассказы которых составили книгу, которую мы сегодня предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве Сретенского монастыря и называется – «На пути к вечности: воспоминания духовных чад о периоде жизни отца Иоанна (Крестьянкина) после заключения, с 1955 по 2006 год».
***
О своей жизни архимандрит Иоанн (Крестьянкин) говорил: «Промысл Божий определил мне этапы жизни — пятилетки. Пять лет войны, пять лет служения у престола с православной паствой, пять лет заключения среди отверженных людьми, и только время странствия в русской глубинке, среди русского простого народа, растянулось на десять лет». Именно в эти десять лет, и еще 40 лет после - выпало счастье близко общаться с отцом Иоанном Сусанне Валовой, более 50 лет находившейся под духовным руководством батюшки. Ее воспоминания и составляют основу этой книги о старце Псково-Печерского монастыря архимандрите Иоанне (Крестьянкине). В искренних словах и без прикрас описывает она путь своего сложного духовного становления под водительством отца Иоанна. Ее повествование дополнено свидетельствами людей, сопровождавших пастыря в различных местах его церковного служения.
Как отмечают издатели, жизненный путь отца Иоанна длинною почти в столетие пролег сквозь трагическое время, когда рушились устои былой Руси. А затянувшиеся поиски новой дороги болезненно отражались на всем строе российской жизни, и особенно на жизни церковной. Отец Иоанн прошел с Церковью и в Церкви все тяготы, выпавшие на ее долю, стал живым связующим звеном Святой Руси с Русью настоящей. Он показал нам Божий путь в безбожном мире. Ничто не смутило и не поколебало души его, управляемой живой верой, в живой вере возросшей и возмужавшей. Плоды же, вызревшие на древе жизни отца Иоанна, всегда преклонявшего свою волю пред волей Божией, очевидны теперь. Они остаются для всех примером истинного доверия Промыслу Божию, который ведет человека сквозь тень и сень смертную в радость Богопознания и Богообщения уже здесь, на земле.
Весь двадцатый век для России оказался веком войны, и войны небывалой и самой ожесточенной, войны с Богом. Но именно в этот период, по словам издателей, оказалось так много свидетелей Божественной Истины в России — новомучеников и исповедников — явных и тайных, прославленных и безвестных. Они познали и встретили Бога при таких обстоятельствах и там, где, казалось бы, Его не должно было быть, там, где считали, что Его быть не может. И нам всем, современным россиянам, важно понять, как укореняется человек в вере, через что проходит испытание его верности Богу и чем венчается подвиг его жизни. Так и отцу Иоанну часто задавали вопрос: «Что самое главное для нас в настоящий исторический период жизни?» И ответ был краток: «Сохранять веру и полное доверие Богу!»
На примере жизни отца Иоанна очень легко проследить процесс становления христианина от детской веры к вере сознательной и от нее — через испытания — к познанию Бога, к реальному чувству присутствия Бога в твоей жизни, к Богообщению. Только тогда человек самоотверженно отдается Богу вполне, а жизнь становится подвигом. Рассмотрим вкратце этот жизненный путь. Как отмечают издатели, в наследство отцу Иоанну досталась детская вера. Вера — радость и жизнь, наполненная этой радостью. Вокруг него — Божий люди. Его сердечко чувствует их безошибочно. Но вот отроку исполнилось семь лет, и первый искус его детской веры оказался совсем не детским. И ропот на Бога, «обманувшего» его детскую веру, слышит Бог и слышит чуткое сердце матери.
Как и за что подвергаются преследованию Божий люди? Где Бог, не встающий на их защиту? Почему зло бесчинствует в жизни? Вопросы, на которые ответит не всякий взрослый, встали перед отроком. И мамина взрослая вера, уже испытанная страданием, пришла на помощь семилетнему ребенку: «Детка! Бог плохо не сделает, значит, так надо. Придет время, и ты узнаешь великую цель Промысла Божия и о Божиих людях, и о себе». Детская вера, переболев, любовью и доверием маме сохранилась, получив первый урок на пути к сознательной вере. А дальше уже жизнь не щадила взрослеющего Ваню, тепличных условий на этом пути не было. Сквозь терния жизни шел он от детской веры к познанию Бога. И это проявилось уже в период юности, когда Церковь стала для него основным компасом в разбушевавшемся житейском море.
Верой он преодолевал все соблазны безбожной среды. На собственных ошибках учился понимать действия Промысла Божия. Он учился жить в Боге в суровой школе, когда обстоятельства были для него уроками и задачами со многими неизвестными. И их он разрешал словами: «Никто не имел бы надо мною власти, если бы не было дано им свыше», а мамины слова «Бог плохо не сделает, значит, так надо» были последним аргументом против всякого смущения. Понятие о Промысле Божием входило в жизнь. В двадцать лет — он был изгнан из родного города. Затем двадцать лет жил в Москве! Далее - испытании скорбями. Война! Похоронки с полей битв, рядом — голодные смерти. Скорби, бесконечные скорби! Скорби свои и чужие, становящиеся тоже своими, ставившие людей на грань выживания. В 1945 году – следует рукоположение во священники и пять лет служения у престола, которые обогатили его немалым опытом. Его некогда детская лучезарная вера так возмужала, что превратилась в сознательную веру — борьбу за стояние в Истине.
Потом - пять лет суровой школы, не за партой академии, но практического ведения человеческой жизни в суровых условиях неволи. В октябре 1950 года его осуждают по статье 58-10 Уголовного кодекса («антисоветская агитация») на семь лет лишения свободы с отбыванием наказания в лагере строгого режима. В это время отец Иоанн глубоко познал все тяготы и испытания, связанные с реальными обстоятельствами земного странствия нашего времени. Его вера достигла того рубежа, за которым следует знание Бога. Он познал Бога, он ощутил Его присутствие и реальное водительство в своей жизни. Боговедение и Богообщение стало ему наградой того времени - Бог был с ним. Вот откуда пришла оценка лагерному периоду — «это самые ценные годы моей жизни». Впоследствии, облагодатствованный Богом, отец Иоанн напоминал своим духовным чадам, что благодать дается от Бога не тогда, когда человек совершает милосердие естественное, но, когда он, вопреки всему, милосердствует всем, и нет для его милосердия чужих, своими становятся все те, кому нужна милость и помощь, утешение и ободрение.
Там, в лагере, из невидимого никому делателя молитвы формировался Старец, способный повести по пути к Богу других. И на всю последующую жизнь отец Иоанн определил себя на безропотное послушание воле Божией. А в разные периоды жизни учился быть таким же послушником у обстоятельств жизни, в которых видел безошибочно проявление воли Божией. Желая монашества, преклонился пред волей архиерея и пошел на приход. Пять лет на сельских приходах в Троице-Пеленице и в Летове был безропотным послушником у двух настоятелей. В Борце на два года преклонил главу пред жестокостью людей и морозов. Только на приходе в Некрасовке отец Иоанн получил от Господа возможность проявить свою творческую натуру вполне, и то ненадолго. Монастырское послушание на сорок лет вполне связало его духовничеством. И тут, в монастыре, вопреки своему желанию истинно монашеской жизни, батюшка открыл милующую любовь своего сердца перед овцами, не имеющими пастыря. Люди окружали его везде и всегда. Сколько людей его водительством поднималось на высоту духовной жизни, отдавая себя на служение Богу, Церкви и людям. И пастырь был им в том живым примером на этом пути, о чем свидетельствует и настоящая книга.
***
Пятого февраля 2006 года, в день новомучеников и исповедников Российских архимандрит Иоанн (Крестьянкин) отошел ко Господу. Он скончался в возрасте 95 лет воскресным утром, когда во всех православных храмах страны совершались богослужения в честь "малой Пасхи" - так христиане называют каждый воскресный день. Отец Иоанн всю жизнь учился жить Богом и в Боге и научился. Об этом засвидетельствовал Господь его праведной кончиной. И сегодня из вечности для нас звучит голос Батюшки: «Вечность, други наши, не есть упразднение этого века или его отмена; напротив, вечность — это сохранение того, что было здесь, но что преобразилось воскресением и стало пригодным для вечности. В вечную жизнь может войти только то, что живет правдой, добром, красотой».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Беседы с батюшкой. Священник Петр Мангилев. 24 апреля 2024
Этот день в истории. 25 апреля
Церковный календарь 25 апреля. Преподобная Афанасия Эгинская
Евангелие 25 апреля. Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют
День ангела. 25 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!