У книжной полки. На пути к вечности: воспоминания духовных чад о периоде жизни отца Иоанна (Крестьянкина) после заключения, с 1955 по 2006 год

5 февраля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

Путь каждого человека к Богу неповторим и уникален, но не каждый может извлечь из своего жизненно­го опыта духовные уроки, и тем более не каждый может передать свой опыт другим. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) - один из тех редких людей, которые отдали себя Богу и ближнему всецело. И всё, чему батюшка учил других, было подкреплено личным опытом. Отец Иоанн помогал всем, кто обращался к нему, не блуждать по распутиям жизни, но обрести и стать на свой путь, ведущий к Богу. Об этом свидетельствуют духовные чада старца, рассказы которых составили книгу, которую мы сегодня предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве Сретенского монастыря и называется – «На пути к вечности: воспоминания духовных чад о периоде жизни отца Иоанна (Крестьянкина) после заключения, с 1955 по 2006 год».

***

О своей жизни архимандрит Иоанн (Крестьянкин) говорил: «Промысл Божий определил мне этапы жизни — пятилетки. Пять лет войны, пять лет служения у престола с православной паствой, пять лет заключения среди отверженных людьми, и толь­ко время странствия в русской глубинке, среди рус­ского простого народа, растянулось на десять лет». Именно в эти десять лет, и еще 40 лет после - выпало счастье близко общаться с отцом Ио­анном Сусанне Валовой, более 50 лет находившейся под духовным руководством батюшки. Ее воспоминания и составляют основу этой книги о старце Псково-Печерского монастыря архимандрите Иоанне (Крестьянкине). В искренних словах и без прикрас описывает она путь своего сложного духовного становления под водительством отца Иоанна. Ее повествование дополнено свидетельствами людей, сопровождавших пастыря в раз­личных местах его церковного служения.

Как отмечают издатели, жизненный путь отца Иоанна длинною почти в столетие пролег сквозь трагическое время, когда рушились устои былой Руси. А затянувшиеся поиски новой дороги болезненно отражались на всем строе российской жизни, и особенно на жизни церковной. Отец Иоанн прошел с Церковью и в Церкви все тяготы, выпавшие на ее долю, стал живым связующим звеном Святой Руси с Русью настоящей. Он показал нам Божий путь в безбожном мире. Ничто не смутило и не поколебало души его, управляемой живой верой, в живой вере возросшей и возмужавшей. Плоды же, вызревшие на древе жиз­ни отца Иоанна, всегда преклонявшего свою волю пред волей Божией, очевидны теперь. Они остают­ся для всех примером истинного доверия Промыслу Божию, который ведет человека сквозь тень и сень смертную в радость Богопознания и Богообщения уже здесь, на земле.

Весь двадцатый век для России оказался веком войны, и войны небывалой и самой ожесточенной, войны с Богом. Но именно в этот период, по словам издателей, оказалось так много свидетелей Божественной Истины в России — новомучеников и исповедников — явных и тайных, прославленных и безвестных. Они познали и встретили Бога при таких обстоятельствах и там, где, казалось бы, Его не должно было быть, там, где считали, что Его быть не может. И нам всем, современным россиянам, важно понять, как укореняется че­ловек в вере, через что проходит испытание его верности Богу и чем венчается подвиг его жизни. Так и отцу Иоанну часто задавали вопрос: «Что самое главное для нас в настоящий исторический пе­риод жизни?» И ответ был краток: «Сохранять веру и полное доверие Богу!»

На примере жизни отца Иоанна очень легко проследить процесс становления христианина от детской веры к вере сознательной и от нее — через испытания — к познанию Бога, к реальному чувству присутствия Бога в твоей жизни, к Богообщению. Только тогда человек самоотверженно отдается Богу вполне, а жизнь становится подвигом. Рассмотрим вкратце этот жизненный путь. Как отмечают издатели, в наследство отцу Иоанну досталась детская вера. Вера — радость и жизнь, наполненная этой радостью. Вокруг него — Божий люди. Его сердечко чувствует их безошибочно. Но вот отроку исполнилось семь лет, и первый искус его детской веры оказался совсем не детским. И ропот на Бога, «обманувшего» его детскую веру, слышит Бог и слышит чуткое сердце матери.

Как и за что подвергаются преследованию Божий люди? Где Бог, не встающий на их защиту? Почему зло бесчинствует в жизни? Вопросы, на которые ответит не всякий взрослый, встали перед отроком. И мамина взрослая вера, уже испытанная страданием, пришла на помощь семилетнему ребенку: «Детка! Бог плохо не сделает, значит, так надо. Придет время, и ты узнаешь великую цель Промысла Божия и о Божиих людях, и о себе». Детская вера, переболев, любовью и доверием маме сохранилась, получив первый урок на пути к сознательной вере. А дальше уже жизнь не щадила взрослеющего Ваню, тепличных условий на этом пути не было. Сквозь терния жизни шел он от детской веры к познанию Бога. И это проявилось уже в период юности, когда Церковь стала для него основным компасом в разбушевавшемся житейском море.

Верой он преодолевал все соблазны безбожной среды. На собственных ошибках учился понимать действия Промысла Божия. Он учился жить в Боге в суровой школе, когда обстоятельства были для него уроками и задачами со многими неизвест­ными. И их он разрешал словами: «Никто не имел бы надо мною власти, если бы не было дано им свыше», а мамины слова «Бог плохо не сделает, значит, так надо» были последним аргументом против всякого смущения. Понятие о Промысле Божием входило в жизнь. В двадцать лет — он был изгнан из родного города. Затем двадцать лет жил в Москве! Далее - испы­тании скорбями. Война! Похоронки с полей битв, рядом — голодные смерти. Скорби, бесконечные скорби! Скорби свои и чужие, становящиеся тоже своими, ставившие людей на грань выживания. В 1945 году – следует рукоположение во священники и пять лет служения у престола, которые обогатили его не­малым опытом. Его некогда детская лучезарная ве­ра так возмужала, что превратилась в сознательную веру — борьбу за стояние в Истине.

Потом - пять лет суровой школы, не за партой акаде­мии, но практического ведения человеческой жиз­ни в суровых условиях неволи. В октябре 1950 года его осуждают по статье 58-10 Уголовного кодекса («антисоветская агитация») на семь лет лишения свободы с отбыванием наказания в лагере строгого режима. В это время отец Иоанн глубоко познал все тяготы и испытания, связанные с реальными обстоятельствами земного странствия нашего вре­мени. Его вера достигла того рубежа, за которым следует знание Бога. Он познал Бога, он ощутил Его присутствие и реальное водительство в своей жизни. Боговедение и Богообщение стало ему наградой того времени - Бог был с ним. Вот откуда пришла оценка лагерному периоду — «это самые ценные годы моей жизни». Впоследствии, облагодатствованный Богом, отец Иоанн напоминал своим духовным чадам, что благо­дать дается от Бога не тогда, когда человек соверша­ет милосердие естественное, но, когда он, вопреки всему, милосердствует всем, и нет для его милосер­дия чужих, своими становятся все те, кому нужна ми­лость и помощь, утешение и ободрение.

Там, в лагере, из невидимого никому делателя молитвы формировался Старец, способный повести по пути к Богу других. И на всю последующую жизнь отец Иоанн определил себя на безропотное послушание воле Божи­ей. А в разные периоды жизни учился быть таким же послушником у обстоятельств жизни, в которых видел безошибочно проявление воли Божией. Же­лая монашества, преклонился пред волей архиерея и пошел на приход. Пять лет на сельских приходах в Троице-Пеленице и в Летове был безропотным по­слушником у двух настоятелей. В Борце на два года преклонил главу пред жестокостью людей и моро­зов. Только на приходе в Некрасовке отец Иоанн получил от Господа возможность проявить свою творческую натуру вполне, и то ненадолго. Монастырское послушание на сорок лет вполне связало его духовничеством. И тут, в монасты­ре, вопреки своему желанию истинно монашеской жизни, батюшка открыл милующую любовь своего сердца перед овцами, не имеющими пастыря. Люди окру­жали его везде и всегда. Сколько людей его водительством поднималось на высоту духовной жизни, отдавая себя на служение Богу, Церкви и людям. И пастырь был им в том жи­вым примером на этом пути, о чем свидетельствует и настоящая книга.

***

Пятого февраля 2006 года, в день новомучеников и исповедников Российских архимандрит Иоанн (Крестьянкин) отошел ко Господу. Он скончался в возрасте 95 лет воскресным утром, когда во всех православных храмах страны совершались богослужения в честь "малой Пасхи" - так христиане называют каждый воскресный день. Отец Иоанн всю жизнь учился жить Богом и в Боге и научился. Об этом засвидетельствовал Господь его праведной кончиной.  И сегодня из вечности для нас звучит голос Батюшки: «Вечность, други наши, не есть упразднение этого века или его отмена; напротив, вечность — это со­хранение того, что было здесь, но что преобрази­лось воскресением и стало пригодным для вечности. В вечную жизнь может войти только то, что живет правдой, добром, красотой».

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать