У книжной полки. "Мы решились искать спасения...". Письма преподобного Амвросия Оптинского в Ахтырский Гусёвский монастырь

23 октября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

В селе Гусёвка Ольховского района Волгоград­ской области расположен Гусёвский Ахтырский монастырь. Он возник в 1860-х гг. по инициативе афонского монаха Никодима (Двойченкова). Как это было тогда распространено на православном Востоке, он был послан в Россию для сбора пожер­твований и привез с собой из Греции Ахтырской образ Пресвятой Богородицы и благослове­ние на основание обители в Ее честь. Первой настоятельницей этого монастыря стала игумения Нина (в миру - Мария Яковлевна Трунова). А благотворительницей, на средства которой развивалась и крепла обитель, духовная дочь прп. Амвросия Оптинского - Елизавета Николаевна Годейн. К святому старцу обращались и матушка Нина, и Елизавета Николаевна, в письмах, прося поддержки и руководства, и конечно, находили просимое. О том, какие советы давал старец своим подопечным, читатели узнают из книги, которая вышла в свет в издательстве Урюпинской епархии. Она называется – ««Мы решились искать спасения...»: Письма прп. Амвросия Оптинского в Ахтырский Гусёвский монастырь».

***

В этой книге публикуются письма оптинского старца прп. Амвросия (Гренкова) инокине Елизавете Годейн, стоявшей у истоков создания Ахтырского Гусёвского женского монастыря, а также его первой настоятельнице игумении Нине (Тру­новой). На протяжении многих лет духовно руководимые прп. Амвросием, они каждая по-своему прикладывали все свои силы на устроение этой обители, в которой провели последние годы своего жизненного пути. Не все складывалось безоблачно в их служении общему делу, и тем значимее становится та смиренная мудрость и деликатность, с которой преподобный старец руководит обеими своими духовными чадами.

Как уже отмечалось в начале, Гусёвский Ахтырский монастырь возник в 1860-х годах. Летом 1865 г. в селе Лопуховка Камышинского уезда Саратов­ской губернии монах Никодим встретился с мест­ным священником Иоанном Левитским, и они решили вместе создать в этих местах женскую мо­нашескую общину. Им удалось найти «немало лиц из крестьянских вдов и девиц, желающих вести без­брачную и молитвенную жизнь». Сначала три десятка сестер, желавших жить и трудиться для Бога, собрались в Камышине и устроили на двух десятинах земли общинное хо­зяйство. Монах Никодим пожертвовал об­щине список Ахтырской иконы Божией Матери. Но дальнейшего развития в городе начинание не получило, и решено было обосноваться вдали от мирской суеты. В 1871 г. отец Иоанн и монах Нико­дим купили землю близ слободы Гусёвки.

Сестрам приходилось очень трудно. Собствен­ного храма у них не было, и они ходили на служ­бы в Троицкую церковь села Гусёвка. Отец Иоанн обратился к известному старцу Амвросию из Оптиной пустыни. Преподобный Амвросий внес огром­ный вклад в создание Гусёвской обители. Он-то и нашел благотворительницу свою духовную дочь Елизавету Николаевну Годейн, которая происходила из знаменитого дворянского рода. Ее мать - урожденная княжна Багратион - приходилась двоюродной племянницей герою Отечественной войны 1812 г. князю Петру Ивановичу Багратиону, смертельно раненному в Бородинском сражении. В Елизавете Николаевне родилось желание оста­вить суетный мир и уйти в монастырь, и прп. Амв­росий благословил ее послужить далекой сельской обители между Волгой и Доном.

В 1876 г. по благословению старца Елизаве­та Николаевна пожертвовала гусёвской общине 17 000 рублей, фактически спасая ее от ликвидации. Осенью 1878 г. Ели­завета Николаевна переехала в Гусёвку, устроила для себя домик. На содержание священни­ка и сестер она пожертвовала 10 тысяч рублей, а на возведение церкви передала еще около 20 тысяч. В общине Елизавета Николаевна стала нести послушание письмоводительницы, ткала ковры, вышивала, рисовала тушью и карандашом, напи­сала несколько икон, хранившихся в монастыре до начала XX века. Ежедневно новая послушница совершала 500 поклонов. Старец Амвросий пристально следил за ду­ховным состоянием Елизаветы Годейн, и в своей переписке звал ее «новой Лией», т.е. такой же сми­ренной и покорной пред Богом.

После щедрой помощи благотворительницы в общине был построен храм. Община тем временем продолжала увели­чиваться и была высочайше утверждена 7 июня 1880 года, а 14 июля того же года последовал указ Свя­тейшего Синода об ее открытии. Об этом событии упоминает преподобный Амвросий в своем письме к настоятельнице от 26 августа 1880 года. Всех насельниц батюшка Амвросий ласково называл «милыми гусенятками, которые бывают иногда милы, иног­да же и нилы». В своих письмах к настоятельнице он «благожелательно приветствует всех гусенят беловатых и сероватых», «призывая на всех мир и благословение Божие», а также испрашивая «молитв святых и простых, какие кто может приносить о моей худости и неисправности», - так пишет старец. 

Много потрудилась над укреплением обители и игумения Нина, начинавшая свой монашеский подвиг в начале 60-х гг. XIX века в Казанском Ключегорском монастыре Самарской епархии. На саратовскую землю она приехала в 1874 г. и стала исполнять должность начальницы, или, как писала сама, «строительницы» общины, по избранию самих сестер. В январе 1880 г. она была пострижена в рясофор, а после утверждения общины официально утверждена в своей начальственной должности. Стоит отметить, общине, находившейся в процессе становле­ния, приходилось нелегко. От переживаний монахиня Нина часто болела, страдая от болей в ноге, совсем отказывалась от пищи по не­сколько дней. Временами она желала уйти в безмолвие и уединение, а однажды «написала было проше­ние об увольнении... от начальства». Но, как рассказывал об этом сам прп. Амвросий, «невидимка опрокинула стаканчик лампадки и залила маслом это прошение. Так дело и осталось».

Зная о болезнях матушки, старец в одном из писем пишет ей следующее: «Я уже не раз тебе писал о содержании 94-й главы блаженного Диодоха, что древних христиан враг искушал разными мучениями, а христиан настоящего времени враг искушает разными помыслами и разными недугами телесными. И блаженный Диодох советует нам в это время помнить псаломское слово: Терпя потерпех Господа и внят ми (Пс. 39: 1). И апостольское слово: егоже бо любит Господь, наказует: биет же всякаго сына, егоже приемлет (Евр. 12: 6). Есть и поговорка, которой обыкновенно в затруднительном положении утешают себя скорбящие: "Терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илия, потерплю и я"». Наставляя матушку Нину, подобный Амвросий то приводит ей в пример святую равноапостольную Нину, проповедовав­шую в Грузии, то в часто применявшейся им стихотворной форме обращается к настоятельнице: «...Хорошо бы, новая матушка Нина, если бы у тебя наружно была приятная и назидательная мина, и при этом душевная тишина хранима».

Как отмечают издатели, непростые взаимоотношения складывались у настоятельницы и с благотворительницей общины — Елиза­ветой Годейн. Так, например, последняя жалуется старцу Амвросию, находя обращение к ней «поучительным». В то же время Елизавету Николаевну мучали сомнения относительно принятия монашества. В 1879 г. она сообщила духовнику, что «не прочь бы принять монашество, если бы зна­ла, что оно принесет... пользу душевную!». Но тогда преподобный счел это «неблаговременным», а спустя три года написал: «Иное дело принять по­стрижение в мантию; а одеться в монастырское платье особенной важности не составляет, когда пожелаешь это сделать. Потому что уже не один год живешь в обители и не думаешь возвратить­ся в мир, и, наконец, ты живешь в этом месте по благословению». 15 декабря 1882 года Елизавета облачилась в иноческую одежду по благословению старца. А этому предшествовала долгая беседа в письмах между прп. Амвросием и его духовной дочерью, о чем свидетельствует эта книга.

***

Гусёвский Ахтырский монастырь был разорен после Гражданской войны, сестры претерпели различные страдания и гонения. Храм был разрушен, а в монастырских зданиях разместилась сельская школа. Сейчас оби­тель уже два десятилетия возрождается. И, как отмечают издатели, если в мужских монастырях все очень просто и даже аскетично, то здесь с первого взгляда за­метна заботливая женская рука. Стоит отворить калитку и войти на монастырский двор, видны аккуратные дорожки, ухоженные деревца и газоны, много живых цветов. Сюда вложено много труда, учитывая, что живут в обители всего двенадцать насельниц. Посреди этой красоты высится боль­шой поклонный Крест, поставленный в память всем поколениям монашествующих, трудившихся на святой монастырской земле. В их числе, игумения Нина (Тру­нова), инокиня Елизавета Годейн и прп. Амвросий, внимательно наблюдавший за устроением обители до самой своей кончины в ок­тябре 1891 года.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать