Аудио |
|
Скачать .mp3 |
В селе Гусёвка Ольховского района Волгоградской области расположен Гусёвский Ахтырский монастырь. Он возник в 1860-х гг. по инициативе афонского монаха Никодима (Двойченкова). Как это было тогда распространено на православном Востоке, он был послан в Россию для сбора пожертвований и привез с собой из Греции Ахтырской образ Пресвятой Богородицы и благословение на основание обители в Ее честь. Первой настоятельницей этого монастыря стала игумения Нина (в миру - Мария Яковлевна Трунова). А благотворительницей, на средства которой развивалась и крепла обитель, духовная дочь прп. Амвросия Оптинского - Елизавета Николаевна Годейн. К святому старцу обращались и матушка Нина, и Елизавета Николаевна, в письмах, прося поддержки и руководства, и конечно, находили просимое. О том, какие советы давал старец своим подопечным, читатели узнают из книги, которая вышла в свет в издательстве Урюпинской епархии. Она называется – ««Мы решились искать спасения...»: Письма прп. Амвросия Оптинского в Ахтырский Гусёвский монастырь».
***
В этой книге публикуются письма оптинского старца прп. Амвросия (Гренкова) инокине Елизавете Годейн, стоявшей у истоков создания Ахтырского Гусёвского женского монастыря, а также его первой настоятельнице игумении Нине (Труновой). На протяжении многих лет духовно руководимые прп. Амвросием, они каждая по-своему прикладывали все свои силы на устроение этой обители, в которой провели последние годы своего жизненного пути. Не все складывалось безоблачно в их служении общему делу, и тем значимее становится та смиренная мудрость и деликатность, с которой преподобный старец руководит обеими своими духовными чадами.
Как уже отмечалось в начале, Гусёвский Ахтырский монастырь возник в 1860-х годах. Летом 1865 г. в селе Лопуховка Камышинского уезда Саратовской губернии монах Никодим встретился с местным священником Иоанном Левитским, и они решили вместе создать в этих местах женскую монашескую общину. Им удалось найти «немало лиц из крестьянских вдов и девиц, желающих вести безбрачную и молитвенную жизнь». Сначала три десятка сестер, желавших жить и трудиться для Бога, собрались в Камышине и устроили на двух десятинах земли общинное хозяйство. Монах Никодим пожертвовал общине список Ахтырской иконы Божией Матери. Но дальнейшего развития в городе начинание не получило, и решено было обосноваться вдали от мирской суеты. В 1871 г. отец Иоанн и монах Никодим купили землю близ слободы Гусёвки.
Сестрам приходилось очень трудно. Собственного храма у них не было, и они ходили на службы в Троицкую церковь села Гусёвка. Отец Иоанн обратился к известному старцу Амвросию из Оптиной пустыни. Преподобный Амвросий внес огромный вклад в создание Гусёвской обители. Он-то и нашел благотворительницу свою духовную дочь Елизавету Николаевну Годейн, которая происходила из знаменитого дворянского рода. Ее мать - урожденная княжна Багратион - приходилась двоюродной племянницей герою Отечественной войны 1812 г. князю Петру Ивановичу Багратиону, смертельно раненному в Бородинском сражении. В Елизавете Николаевне родилось желание оставить суетный мир и уйти в монастырь, и прп. Амвросий благословил ее послужить далекой сельской обители между Волгой и Доном.
В 1876 г. по благословению старца Елизавета Николаевна пожертвовала гусёвской общине 17 000 рублей, фактически спасая ее от ликвидации. Осенью 1878 г. Елизавета Николаевна переехала в Гусёвку, устроила для себя домик. На содержание священника и сестер она пожертвовала 10 тысяч рублей, а на возведение церкви передала еще около 20 тысяч. В общине Елизавета Николаевна стала нести послушание письмоводительницы, ткала ковры, вышивала, рисовала тушью и карандашом, написала несколько икон, хранившихся в монастыре до начала XX века. Ежедневно новая послушница совершала 500 поклонов. Старец Амвросий пристально следил за духовным состоянием Елизаветы Годейн, и в своей переписке звал ее «новой Лией», т.е. такой же смиренной и покорной пред Богом.
После щедрой помощи благотворительницы в общине был построен храм. Община тем временем продолжала увеличиваться и была высочайше утверждена 7 июня 1880 года, а 14 июля того же года последовал указ Святейшего Синода об ее открытии. Об этом событии упоминает преподобный Амвросий в своем письме к настоятельнице от 26 августа 1880 года. Всех насельниц батюшка Амвросий ласково называл «милыми гусенятками, которые бывают иногда милы, иногда же и нилы». В своих письмах к настоятельнице он «благожелательно приветствует всех гусенят беловатых и сероватых», «призывая на всех мир и благословение Божие», а также испрашивая «молитв святых и простых, какие кто может приносить о моей худости и неисправности», - так пишет старец.
Много потрудилась над укреплением обители и игумения Нина, начинавшая свой монашеский подвиг в начале 60-х гг. XIX века в Казанском Ключегорском монастыре Самарской епархии. На саратовскую землю она приехала в 1874 г. и стала исполнять должность начальницы, или, как писала сама, «строительницы» общины, по избранию самих сестер. В январе 1880 г. она была пострижена в рясофор, а после утверждения общины официально утверждена в своей начальственной должности. Стоит отметить, общине, находившейся в процессе становления, приходилось нелегко. От переживаний монахиня Нина часто болела, страдая от болей в ноге, совсем отказывалась от пищи по несколько дней. Временами она желала уйти в безмолвие и уединение, а однажды «написала было прошение об увольнении... от начальства». Но, как рассказывал об этом сам прп. Амвросий, «невидимка опрокинула стаканчик лампадки и залила маслом это прошение. Так дело и осталось».
Зная о болезнях матушки, старец в одном из писем пишет ей следующее: «Я уже не раз тебе писал о содержании 94-й главы блаженного Диодоха, что древних христиан враг искушал разными мучениями, а христиан настоящего времени враг искушает разными помыслами и разными недугами телесными. И блаженный Диодох советует нам в это время помнить псаломское слово: Терпя потерпех Господа и внят ми (Пс. 39: 1). И апостольское слово: егоже бо любит Господь, наказует: биет же всякаго сына, егоже приемлет (Евр. 12: 6). Есть и поговорка, которой обыкновенно в затруднительном положении утешают себя скорбящие: "Терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илия, потерплю и я"». Наставляя матушку Нину, подобный Амвросий то приводит ей в пример святую равноапостольную Нину, проповедовавшую в Грузии, то в часто применявшейся им стихотворной форме обращается к настоятельнице: «...Хорошо бы, новая матушка Нина, если бы у тебя наружно была приятная и назидательная мина, и при этом душевная тишина хранима».
Как отмечают издатели, непростые взаимоотношения складывались у настоятельницы и с благотворительницей общины — Елизаветой Годейн. Так, например, последняя жалуется старцу Амвросию, находя обращение к ней «поучительным». В то же время Елизавету Николаевну мучали сомнения относительно принятия монашества. В 1879 г. она сообщила духовнику, что «не прочь бы принять монашество, если бы знала, что оно принесет... пользу душевную!». Но тогда преподобный счел это «неблаговременным», а спустя три года написал: «Иное дело принять пострижение в мантию; а одеться в монастырское платье особенной важности не составляет, когда пожелаешь это сделать. Потому что уже не один год живешь в обители и не думаешь возвратиться в мир, и, наконец, ты живешь в этом месте по благословению». 15 декабря 1882 года Елизавета облачилась в иноческую одежду по благословению старца. А этому предшествовала долгая беседа в письмах между прп. Амвросием и его духовной дочерью, о чем свидетельствует эта книга.
***
Гусёвский Ахтырский монастырь был разорен после Гражданской войны, сестры претерпели различные страдания и гонения. Храм был разрушен, а в монастырских зданиях разместилась сельская школа. Сейчас обитель уже два десятилетия возрождается. И, как отмечают издатели, если в мужских монастырях все очень просто и даже аскетично, то здесь с первого взгляда заметна заботливая женская рука. Стоит отворить калитку и войти на монастырский двор, видны аккуратные дорожки, ухоженные деревца и газоны, много живых цветов. Сюда вложено много труда, учитывая, что живут в обители всего двенадцать насельниц. Посреди этой красоты высится большой поклонный Крест, поставленный в память всем поколениям монашествующих, трудившихся на святой монастырской земле. В их числе, игумения Нина (Трунова), инокиня Елизавета Годейн и прп. Амвросий, внимательно наблюдавший за устроением обители до самой своей кончины в октябре 1891 года.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 21 мая 2024 года
Читаем Добротолюбие. «Мудрость в деле вопрошания». Священник Константин Корепанов
Льюис. Аскетические перевертыши. Часть 40. Священник Константин Корепанов
Чистый образ. Депутат Законодательного Собрания Калужской области Сослан Токаев и министр внутренней политики Калужской области Олег Калугин
Литературный квартал. Анна Ревякина
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!