Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Бог создал человека как царя над всем животным миром - чтобы он владычествовал над рыбами морскими, над птицами небесными и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле (Быт. 1,26). Как повелителю земного мира, Бог дал Адаму право нарекать животным имена, а предназначение всякой твари состояло в служении человеку. Однако, когда произошло грехопадение, от первых людей отступила благодать Божия, и гармония сотворенного мира нарушилась. В результате большинство животных, птиц и других созданий стали не способны оказывать прямое послушание повелениям человека. И только святые подвижники, стяжавшие благодать Божию, подобно первозданному человеку, могут общаться как с домашними, так и с дикими животными. Об этом свидетельствует Священное Писание и Жития святых, а также эта небольшая книга, составленная для детей. Она вышла в свет в издательстве Духовное преображение и называется – «Можно ли муравью в храм входить? Занимательные рассказы для детей и родителей».
***
Автор-составитель этой книги, Наталья Владимировна Скоробогатько, уже знакома нашим читателям по книгам «Матушка Великая», «Призывайте на помощь Александра Свирского», «Неисчерпаемое чудес море: Рассказы о Николае Угоднике», «Райская Лилия» и другие. В книге - «Можно ли муравью в храм входить?» Наталья Владимировна собрала занимательные и поучительные рассказы из жизни святых и подвижников благочестия о том, как бессловесные твари Божии бывают порою очень чутки к проявлению Божией благодати, подавая нам пример послушания воле Божией. Добрые рассказы порадуют как детей, так и взрослых, и несомненно принесут пользу душе, оставив светлое неизгладимое впечатление.
В предисловии книги Наталья Владимировна пишет: «Из Библии мы знаем, что Адам и Ева жили в раю в единстве и согласии со всеми живыми творениями. Но однажды они не послушались Бога и нарушили заповедь Его. И рая на земле не стало. После грехопадения прародителей наш мир оказался в состоянии поврежденности, отпадения от Бога. В мир вошли смерть, зло, взаимная вражда. Новой вехой в судьбах мира становится пришествие на землю Сына Божия — Иисуса Христа. Он примиряет человека (а вместе с ним и всю тварь) с Богом. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Воззрим и в этом отношении на силу Христа, Которому повинуется всё, даже лишённое разума, перед Которым укрощается все зверское... Это — Твоя сила, Христос! Это Твои чудеса, Христос! Тебе принадлежат дивные дела, совершаемые служителями Твоими во имя Твоё!..»
Когда мы, - пишет Наталья Владимировна, - видим чудеса, происходящие по молитвам святых, в наш падший мир словно заглядывает на мгновение Царство Небесное. В чаемом нами Царстве «будущаго века», в раю, так же как было при начале, человек и животные будут снова жить в мире и согласии. Вот как об этом говорит пророк Исайя: «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком. И теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе. И лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи» (Ис. 11, 6-8). Царства Божия святые достигают ещё на земле. Поэтому и животный мир около них становится таким, каким он будет в Царствии Небесном.
В приведенных в этой книге невыдуманных рассказах отражены преображённые взаимоотношения, которые складываются у животных со смиренными подвижниками. И первый из них рассказывает о святом Власии, жившем в 4 веке, которого считают особо покровительствующим и животным. Как пишет автор, заболела ли лошадь, заблудился ли телёнок или другая какая напасть приключилась с нашими животными, мы молимся ему о помощи. Почему именно ему? А вот почему. В IV веке, когда император-язычник Ликиний преследовал христиан, жители города Севастии упросили своего епископа Власия покинуть город, чтобы он скрылся от грозящих ему жестоких преследований. Святой Власий, вняв их уговорам, поселился на горе Аргеос, окружённой лесами, в которых обитало множество зверей. Эти дикие звери повадились ежедневно приходить к пещере благодатного старца.
Они садились кружком у входа в его пещеру и кротко дожидались, пока он, окончив молитву, выйдет и благословит их. Когда старец выходил и благословлял их, они, радостные, ласкались к нему, лизали его руки. Многие больные животные получали при этом исцеление от болезней или ран. Однажды воины императора, охотившиеся у горы Аргеос, увидели там множество животных: львов и. оленей, медведей и косуль — мирно играющих друг с другом. Издали заметив охотников, святой Власий благословил зверей и тихонько сказал: «Бегите прочь скорее, а то охотники убьют вас!» Когда охотники приблизились, то увидели перед собой лишь седого старца, а зверей и след простыл».
А в «Лавсаике», сборнике сказаний о египетских подвижниках, автор-составитель нашла интересный рассказ о преподобном Макарии Великом, подвизавшемся в Египте, также в IV веке. Вот он. Однажды, когда святой старец Макарий сидел в своей келье и беседовал с Богом, гиена принесла к нему своего слепого детёныша. Толкнув головою дверь, она вошла к Макарию и положила детёныша к его ногам. Святой Макарий взял малыша, сотворил молитву, и тот сразу стал видеть. А мать покормила его и ушла с ним. На следующий день гиена принесла святому блаженному Макарию шкуру большой овцы. Увидев эту шкуру, святой сказал гиене: «Ты растерзала чью-то овцу, иначе откуда бы тебе взять шкуру. Я не возьму от тебя того, что добыто несправедливостью». Гиена, склонив голову к земле, стала на колени у ног святого и подавала ему шкуру. Тогда он говорит ей: «Я не возьму шкуру, если не дашь клятву, что не станешь больше красть овец у бедных». При этих словах гиена опять склонила низко голову, как будто соглашаясь со словами святого.
Следующий рассказ дошел до нас из Оптиной пустыни. А поделился им один из последних великих старцев дореволюционной обители, прп. Нектарий, который до старости не забывал своего детства и рассказывал поучительные случаи из тех далёких времён... И вот один из таких случаев. Однажды мать будущего старца сидела и шила что-то. А он, тогда ещё его звали Колей, играл на полу возле её ног с котёнком. Большие зеленые глаза котенка в полусумраке светились. Коля с удивлением обратил на это внимание, это его сильно поразило... Как-то раз, когда котёнок мирно сидел возле него, Коля схватил из маминой иголочной подушечки одну иголку и хотел уже проколоть котёнку глаз, чтобы посмотреть, что там такое светится... Но мать заметила это и быстро перехватила его руку. «Ах, ты! — воскликнула она. — Вот как выколешь глаз котёнку, сам потом без глаза останешься. Боже тебя сохрани!»
Прошло много лет... Николай решил стать монахом, и был принят в Оптину Пустынь. По истечении нескольких лет, когда он был уже иеромонахом, наречённым при постриге Нектарием, он подошёл однажды к святому колодцу. А там другой монах набирал себе воды. Над колодцем подвешен был черпак с длинной заострённой ручкой. И вот тот монах, черпая воду, едва не выколол нечаянно глаз отцу Нектарию этой самой ручкой. Ещё секунда — и остался бы старец с одним глазом. «Если бы я тогда котёнку выколол глаз, — говорил он, — и я был бы сейчас без глаза. Видно этому надо было случиться, чтобы напомнить моему недостоинству, как все в жизни от колыбели до могилы находится у Бога на самом строгом учёте».
Еще один рассказ взят из жизнеописания санаксарского духовника, старца Иеронима. И вот о чем он свидетельствует. Когда его келью, покидал последний монастырский брат, было обычно уже около часу ночи. Тогда и его келейник отец Амвросий уходил к себе, в соседнюю келью. Поскольку свои молитвенные подвиги батюшка Иероним старался совершать в тайне, он делал вид, что ложится спать, а сам садился за Псалтирь. Об этом келейнику всякий раз «докладывал» батюшкин попугай. Именно по попугаю отец Амвросий всегда определял, что батюшка в данный момент молится и что именно он сейчас читает — Псалтирь или Евангелие. Попугай на эти две книги реагировал своим голосом по-разному: когда батюшка читал Евангелие, попугай заливался особым образом, пел очень высоко. Псалтирь звучала у него по-другому. Иногда келейник потихонечку заглядывал в дверку: батюшка сидел со свечкой, не зажигая свет (чтобы даже в окно никто не видел, что он в это время молится), и читал безошибочно указанную попугаем книгу».
***
Закончить нашу программу хочется еще одной маленькой историей, которую рассказала писательница Нина Александровна Павлова, посвящавшая свои произведения Оптиной Пустыни. Однажды она стала свидетельницей такой ситуации: «Стоят два маленьких братика в храме и видят: по полу ползёт муравей. Младший брат, пятилетний Витя, задумался, припоминая: собакам в церковь входить нельзя. И муравьям, наверное, нельзя? Хотел убить муравья, замахнулся, но старший брат, шестилетний Ванечка, остановил его: «Что ты делаешь? Ты разве не понял? Муравей к Богу пришёл». Вот так животные, от самых маленьких до самых больших, независимо оттого, сколько времен прошло от сотворения мира, стремятся к Богу, тянутся к святости, ибо, по словам святого Исаака Сирина, «обоняют запах рая». А приведённые в книге истории лишний раз убеждают нас в этом.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 21 мая 2024 года
Читаем Добротолюбие. «Мудрость в деле вопрошания». Священник Константин Корепанов
Льюис. Аскетические перевертыши. Часть 40. Священник Константин Корепанов
Чистый образ. Депутат Законодательного Собрания Калужской области Сослан Токаев и министр внутренней политики Калужской области Олег Калугин
Литературный квартал. Анна Ревякина
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!