У книжной полки (детям). Н.В. Скоробогатько. "Можно ли муравью в храм входить?". Занимательные рассказы для детей и родителей

25 октября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

Бог создал человека как царя над всем животным миром - чтобы он владычествовал над рыбами морскими, над птицами небесными и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле (Быт. 1,26). Как повелителю земного мира, Бог дал Адаму право нарекать животным имена, а предназначение всякой твари состояло в служении человеку. Однако, когда произошло грехопадение, от первых людей отступила благодать Божия, и гармония сотворенного мира нарушилась. В результате большинство животных, птиц и других созданий стали не способны оказывать прямое послушание повелениям человека. И только святые подвижники, стяжавшие благодать Божию, подобно первозданному человеку, могут общаться как с домашними, так и с дикими животными. Об этом свидетельствует Священное Писание и Жития святых, а также эта небольшая книга, составленная для детей. Она вышла в свет в издательстве Духовное преображение и называется – «Можно ли муравью в храм входить? Занимательные рассказы для детей и родителей».

***

Автор-составитель этой книги, Наталья Владимировна Скоробогатько, уже знакома нашим читателям по книгам «Матушка Великая», «Призывайте на помощь Александра Свирского», «Неисчерпаемое чудес море: Рассказы о Николае Угоднике», «Райская Лилия» и другие. В книге - «Можно ли муравью в храм входить?» Наталья Владимировна собрала занимательные и поучительные рассказы из жизни святых и подвижников благочестия о том, как бессловесные твари Божии бывают порою очень чутки к проявлению Божией благодати, подавая нам пример послушания воле Божией. Добрые рассказы порадуют как детей, так и взрослых, и несомненно принесут пользу душе, оставив светлое неизгладимое впечатление.

В предисловии книги Наталья Владимировна пишет: «Из Библии мы знаем, что Адам и Ева жили в раю в единстве и согласии со всеми живыми творениями. Но однажды они не послушались Бога и нарушили запо­ведь Его. И рая на земле не стало. После грехопадения прародителей наш мир оказался в состоянии поврежденности, отпадения от Бога. В мир вошли смерть, зло, взаимная вражда. Новой вехой в судьбах мира становится пришествие на землю Сына Божия — Иисуса Христа. Он примиряет человека (а вместе с ним и всю тварь) с Богом. Святи­тель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Воззрим и в этом отношении на силу Христа, Которому повинуется всё, даже лишённое разума, перед Которым укрощается все зверское... Это — Твоя сила, Христос! Это Твои чудеса, Христос! Тебе принадлежат дивные дела, совершаемые служителями Твоими во имя Твоё!..»

Когда мы, - пишет Наталья Владимировна, - видим чудеса, происходящие по молит­вам святых, в наш падший мир словно заглядыва­ет на мгновение Царство Небесное. В чаемом нами Царстве «будущаго века», в раю, так же как было при начале, человек и животные будут снова жить в мире и согласии. Вот как об этом говорит пророк Исайя: «Тогда волк будет жить вместе с яг­ненком, и барс будет лежать вместе с козленком. И теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и ма­лое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе. И лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи» (Ис. 11, 6-8). Царства Божия святые достигают ещё на земле. Поэто­му и животный мир около них становится таким, каким он будет в Царствии Небесном.

В приведенных в этой книге невыдуманных рассказах отра­жены преображённые взаимоотношения, которые скла­дываются у животных со смиренными подвижниками. И первый из них рассказывает о святом Власии, жившем в 4 веке, которого считают особо покровительствующим и животным. Как пишет автор, заболела ли лошадь, за­блудился ли телёнок или другая какая напасть приключилась с нашими животными, мы молимся ему о помощи. Почему именно ему? А вот почему. В IV веке, когда император-язычник Ликиний преследовал христиан, жители города Севастии упроси­ли своего епископа Власия покинуть город, чтобы он скрылся от грозящих ему жестоких преследований. Святой Власий, вняв их уговорам, поселился на горе Аргеос, окружённой лесами, в которых обитало мно­жество зверей. Эти дикие звери повадились еже­дневно приходить к пещере благодатного старца.

Они садились кружком у входа в его пещеру и кротко до­жидались, пока он, окончив молитву, выйдет и благо­словит их. Когда старец выходил и благословлял их, они, ра­достные, ласкались к нему, лизали его руки. Многие больные животные получали при этом исцеление от болезней или ран. Однажды воины императора, охотившиеся у горы Аргеос, увидели там множество животных: львов и. оленей, медведей и косуль — мирно играющих друг с другом. Издали заметив охотников, святой Власий благо­словил зверей и тихонько сказал: «Бегите прочь скорее, а то охотники убьют вас!» Когда охотники приблизились, то увидели перед со­бой лишь седого старца, а зверей и след простыл».

А в «Лавсаике», сборнике сказаний о египетских подвижниках, автор-составитель нашла интересный рассказ о препо­добном Макарии Великом, подвизавшемся в Египте, также в IV веке. Вот он. Однажды, когда святой старец Макарий сидел в сво­ей келье и беседовал с Богом, гиена принесла к нему своего слепого детёныша. Толкнув головою дверь, она вошла к Макарию и положила детёныша к его ногам. Святой Макарий взял малыша, сотворил молитву, и тот сразу стал видеть. А мать покормила его и ушла с ним. На следующий день гиена принесла святому бла­женному Макарию шкуру большой овцы. Увидев эту шкуру, святой сказал гиене: «Ты растерзала чью-то овцу, иначе откуда бы тебе взять шкуру. Я не возьму от тебя того, что добыто несправедливостью». Гиена, склонив голову к земле, стала на колени у ног святого и подавала ему шкуру. Тогда он говорит ей: «Я не возьму шкуру, если не дашь клятву, что не станешь больше красть овец у бедных». При этих словах гиена опять склонила низко голову, как будто соглашаясь со словами святого.

Следующий рассказ дошел до нас из Оптиной пустыни. А поделился им один из последних великих старцев дореволю­ционной обители, прп. Нектарий, который до старости не забывал своего детства и рассказывал поучительные случаи из тех далёких времён... И вот один из таких случаев. Однажды мать будущего старца сидела и шила что-то. А он, тогда ещё его звали Колей, играл на полу возле её ног с котёнком. Большие зеленые глаза котенка в по­лусумраке светились. Коля с удивлением обратил на это внимание, это его сильно поразило... Как-то раз, когда котёнок мирно сидел возле него, Коля схватил из маминой иголочной подушечки одну иголку и хотел уже проколоть котёнку глаз, что­бы посмотреть, что там такое светится... Но мать заметила это и быстро перехватила его руку. «Ах, ты! — воскликнула она. — Вот как выколешь глаз котёнку, сам потом без глаза останешься. Боже тебя сохрани!»

Прошло много лет... Николай решил стать мона­хом, и был принят в Оптину Пустынь. По истечении нескольких лет, когда он был уже иеромонахом, на­речённым при постриге Нектарием, он подошёл однажды к святому колодцу. А там другой монах набирал себе воды. Над колодцем подвешен был черпак с длинной заострённой ручкой. И вот тот монах, чер­пая воду, едва не выколол нечаянно глаз отцу Некта­рию этой самой ручкой. Ещё секунда — и остался бы старец с одним глазом. «Если бы я тогда котёнку выколол глаз, — говорил он, — и я был бы сейчас без глаза. Видно этому надо было случиться, чтобы напомнить моему недостоинству, как все в жизни от колыбели до могилы находится у Бога на самом строгом учёте».

Еще один рассказ взят из жизнеописания санаксарского духовника, старца Иеронима. И вот о чем он свидетельствует. Когда его келью, покидал последний монастырский брат, было обычно уже около часу ночи. Тогда и его келейник отец Амвросий уходил к себе, в соседнюю ке­лью. Поскольку свои молитвенные подвиги батюшка Иероним старался совершать в тайне, он делал вид, что ложится спать, а сам садился за Псалтирь. Об этом ке­лейнику всякий раз «докладывал» батюшкин попугай. Именно по попугаю отец Амвросий всегда опре­делял, что батюшка в данный момент молится и что именно он сейчас читает — Псалтирь или Евангелие. Попугай на эти две книги реагировал своим голосом по-разному: когда батюшка читал Евангелие, попу­гай заливался особым образом, пел очень высоко. Псалтирь звучала у него по-другому. Иногда келей­ник потихонечку заглядывал в дверку: батюшка сидел со свечкой, не зажигая свет (чтобы даже в окно никто не видел, что он в это время молится), и читал без­ошибочно указанную попугаем книгу».

***

Закончить нашу программу хочется еще одной маленькой историей, которую рассказала писательница Нина Александровна Павлова, посвящавшая свои произведения Оптиной Пустыни. Однажды она стала свидетельницей такой ситуации: «Стоят два маленьких братика в храме и видят: по полу ползёт муравей. Младший брат, пятилет­ний Витя, задумался, припоминая: собакам в церковь входить нельзя. И муравьям, наверное, нельзя? Хотел убить муравья, замахнулся, но старший брат, шести­летний Ванечка, остановил его: «Что ты делаешь? Ты разве не понял? Муравей к Богу пришёл». Вот так животные, от самых маленьких до самых больших, независимо оттого, сколько времен прошло от сотворения мира, стремятся к Богу, тянутся к святости, ибо, по словам святого Исаака Сирина, «обоняют запах рая». А приведённые в книге истории лишний раз убежда­ют нас в этом.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать