Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Как вы думаете, почему говорят: «Устами младенца глаголет истина»? По мнению протоиерея Артемия Владимирова, говорят так потому, что «в детях гораздо меньше лукавства, чем во взрослых; дети чище сердцем, добрее, проще и доверчивее, а потому они подчас ближе к Богу, чем их родители». Но, как замечает батюшка, все же и дети наши небезупречны. Что-то они заимствуют у своих родителей, что-то привносит в их души влияние улицы; а что-то и телевизор. И порой, чем старше становятся наши дети, тем менее они склонны прислушиваться к родительскому мнению, тем меньшее значение в их жизни имеют советы, предостережения и назидания старших сродников и воспитателей. Что делать в этом случае родителям, да и детям тоже? Ответить на этот вопрос поможет книга протоиерея Артемия Владимирова «Моя первая исповедь».
***
Книга «Моя первая Исповедь» вышла в свет в издательстве Сретенского монастыря и предназначена для чтения в кругу семьи. Она ставит своей задачей дать современному читателю удовлетворительное представление о церковных Таинствах, и прежде всего, Святой Исповеди и Святого Причащения. Стремление автора-священника помочь юным христианам подготовиться к Таинству Исповеди явилось главной целью написания этого труда. Неспешно знакомясь с главами книги, читатель войдет в мир тех духовных и нравственных понятий, которые составляют существо христианской жизни, протекающей под руководством Православной Церкви. Особенный интерес представляет перечень главных страстей человеческого сердца и соответствующих им грехов применительно к восприятию подростка.
По мнению издателей, этот материал может оказаться полезным православным педагогам, воспитателям и, в первую очередь, родителям в трудном деле нравственного воспитания ребенка в начале 21 века. Книга знакомит с чтимыми святыми Церкви. Иллюстративный ряд делает издание интересным и для детей младшего возраста. Повествование ведется в форме непринужденной беседы. Мажорный ненавязчивый тон изложения помогает усвоению сложного и глубокого материала и придает книге характер увлекательного чтения, увеличивая тем самым силу духовного назидания. Стиль выдержан в нормах русского литературного языка. Широкое привлечение духовной лексики, церковнославянизмов, русских пословиц, слов и выражений, характерных для классической отечественной литературы, может сослужить хорошую службу современному читателю, стремящемуся к творческому освоению русской речи и воспитанию в себе языкового чутья.
В предисловии, обращаясь к читателям, отец Артемий пишет: «Перед вами, мои юные друзья, лежит необычная книга. Она написана для детей, но заинтересует и взрослых. Этот труд не предложит вам развлечения, но читаться будет не без увлечения. Хотя речь пойдет об очень серьезных вещах, это не помешает появлению на страницах нашей книги многих прекрасных изображений. В ней не собраны ни сказки, ни басни, ни легенды, зато она покажет вам путь и введет вас в такую страну, которой равных нет на всем белом свете. Эта чудная страна недалеко от каждого из вас, и именуется она вашей собственной душой, созданной Всепремудрым Богом по Его образу и подобию. Заглядывал ли кто-нибудь из вас в глубину сердца своего? Ведь там прячется целый мир, не менее интересный и загадочный, чем мир видимый».
Так, по словам батюшки, «когда мы говорим: “На душе радостно и светло!” – тогда внутреннему взору открывается духовное небо. Ум не мыслит ни о чем плохом и недостойном, совесть спокойна и чиста. Словно белокрылая птица, детская душа взмывает в духовные просторы, купается в небесной лазури, парит, распластав крылья, и не желает опускаться вниз. В такие минуты все кажутся добрыми и милыми, всем хочется сказать ласковое слово, каждого обнять, пожалеть, утешить. Тогда Сам Бог и Спаситель наш Иисус Христос – Солнце правды – сияет в сердце, пронизывая и заливая его лучами Своего живительного света. Но, к сожалению, - отмечает отец Артемий, - мы весьма часто бываем причиной того, что “погода портится”. Вдруг небо темнеет, откуда ни возьмись появляются тучи, в воздухе – тяжесть и духота. Внезапно сверкает молния, прорезая мрачный небосвод, гремит раскат грома… Еще один удар… – и все скрывается из виду под проливным дождем. На душе пасмурно и тоскливо».
Такое, по словам священника, случается, когда обидишься на кого-либо, затаишь неприязнь и не захочешь простить. Затем начнешь пререкаться, скажешь неприятное, резкое слово, и вспыхнет ссора. Душа, обуреваемая злостью, гневом, совершенно помрачается унынием и печалью, так что ни зги не видно, как говорили в старину. Обычная земная гроза привносит в природу покой, очищение и свежесть, а гроза греховная, разразившаяся в душе, оставляет лишь ощущение мрака, нечистоты и опустошенности. Понимаете, теперь, друзья, что предложено вам будет в этой книге? По словам автора, она поможет юным читателям найти тропу в страну собственной души, дабы хоть отчасти познать самих себя. Тот, кто с терпением и постоянством будет читать эту книгу, изучит внутренний мир сердца своего, приобретет неоценимое сокровище.
Юный читатель, по словам отца Артемия, обнаружит в себе наряду с хорошими, добрыми качествами, вложенными в нас Богом, и совсем иные. Как бы сами собой всплывут в памяти плохие мысли, нехорошие слова, предосудительные поступки, дурные привычки – целое море, “великое и пространное”. И, конечно, не Господь Бог, но мы сами виноваты в том, что райский дивный сад оказался затоплен, смолкла сладкозвучная арфа радости, надежды и любви, а деревья, лишенные плодов, сиротливо стоят, обращая к небу ветви свои в мольбе и ожидании нашего… ПОКАЯНИЯ. Именно это слово, по словам автора, – самое главное слово данной книги! Ради слова «Покаяние» и написана вся книга, названная “Моя первая Исповедь”. Исповедью в храме Божием покаяние продолжается. А начинается гораздо раньше – с познания своих грехов и борьбы с ними.
Завершается покаяние Причащением и свершением добрых, благих дел, противоположных грехам, которые были открыты священнику на Исповеди. Добрые дела – это, - по словам автора, - спелые, сочные плоды, что Самим Богом выращиваются в райском саду нашего сердца. Отец Артемий советует, подумать заранее, «каким благим делам вы можете посвятить себя в день причащения. Особенную благодать, - говорит он, - вам доставит чтение Священного Писания, житий святых и других назидательных книг. Очень хорошо посетить тех, кто был бы рад вашему приходу в праздничный день: пожилых родственников, больных и немощных, единомысленных вам друзей. Если представится возможность, побывайте на природе. Вот где сердце ликует, а душа умиротворяется! Пожалуй, в уединении, среди лесов и полей, молитва наша бывает особенно чистой и теплой, исполненной благодарения и славословия Создателя». «А главное, - напоминает батюшка, - весь день сохраняйте радостное расположение души, памятуя, что Сам Господь с вами, а вы – в Нем».
Одной из глав этой книги автор рассказывает также и о духовнике, говорит о его значении в жизни юного христианина. В частности, отец Артемий отмечает, что, «во-первых, за спиной пастыря стоит Сам Христос, простирающий малютке Свои объятия. Во-вторых, неизмеримо значение священника, старшего друга, благодатное слово которого почти всегда принимается детской душой как откровение, как руководство к действию. И это верно относительно не только малышей, но и подростков, и даже юношей. По крайней мере, так обстоит дело в России. В-третьих, пастырская любовь жизненно необходима тем ребятишкам, семьи которых ущербны, и слово “папа” остается для них желанным, хотя и не совсем понятным». Предлагая свой труд читателям, автор желает всем плодоносного чтения! А если эта книга послужит руководством к действию, то есть поможет приготовиться к Исповеди и Святому Причащению, – это будет лучшим вознаграждением ее составителю, равно и всем, кто потрудился над ее выходом в свет Божий.
***
Протоиерей Артемий Владимиров, не спеша, постепенно вводит читателя «в мир нравственных и духовных понятий, составляющих основу жизни во Христе, которая созревает и раскрывается во всей силе под благодатным покровом нашей Матери – родной Православной Церкви». Однако, - отмечает батюшка, - «если вы не желаете, чтобы прочитанное осталось лишь книжным знанием, обязательно пройдите самим делом предложенный вам путь: от узнавания грехов в себе и начала борьбы с ними – к Исповеди, от Покаяния – ко Святому Причащению, от участия в Тайной Вечери – к исправлению жизни и прославлению Господа деятельным милосердием… Помните: “вера без дел мертва”. Дела веры суть нравы и поступки по духу и заповедям Евангелия, по уставам и узаконениям Православной Церкви».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!