У книжной полки. Протоиерей Артемий Владимиров. Моя первая исповедь

6 ноября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

Как вы думаете, почему говорят: «Устами младенца глаголет истина»? По мнению протоиерея Артемия Владимирова, говорят так потому, что «в детях гораздо меньше лукавства, чем во взрослых; дети чище сердцем, добрее, проще и доверчивее, а потому они подчас ближе к Богу, чем их родители». Но, как замечает батюшка, все же и дети наши небезупречны. Что-то они заимствуют у своих родителей, что-то привносит в их души влияние улицы; а что-то и телевизор. И порой, чем старше становятся наши дети, тем менее они склонны прислушиваться к родительскому мнению, тем меньшее значение в их жизни имеют советы, предостережения и назидания старших сродников и воспитателей. Что делать в этом случае родителям, да и детям тоже? Ответить на этот вопрос поможет книга протоиерея Артемия Владимирова «Моя первая исповедь».

***

Книга «Моя первая Исповедь» вышла в свет в издательстве Сретенского монастыря и предназначена для чтения в кругу семьи. Она ставит своей задачей дать современному читателю удовлетворительное представление о церковных Таинствах, и прежде всего, Святой Исповеди и Святого Причащения. Стремление автора-священника помочь юным христианам подготовиться к Таинству Исповеди явилось главной целью написания этого труда. Неспешно знакомясь с главами книги, читатель войдет в мир тех духовных и нравственных понятий, которые составляют существо христианской жизни, протекающей под руководством Православной Церкви. Особенный интерес представляет перечень главных страстей человеческого сердца и соответствующих им грехов применительно к восприятию подростка.

По мнению издателей, этот материал может оказаться полезным православным педагогам, воспитателям и, в первую очередь, родителям в трудном деле нравственного воспитания ребенка в начале 21 века. Книга знакомит с чтимыми святыми Церкви.  Иллюстративный ряд делает издание интересным и для детей младшего возраста. Повествование ведется в форме непринужденной беседы. Мажорный ненавязчивый тон изложения помогает усвоению сложного и глубокого материала и придает книге характер увлекательного чтения, увеличивая тем самым силу духовного назидания. Стиль выдержан в нормах русского литературного языка. Широкое привлечение духовной лексики, церковнославянизмов, русских пословиц, слов и выражений, характерных для классической отечественной литературы, может сослужить хорошую службу современному читателю, стремящемуся к творческому освоению русской речи и воспитанию в себе языкового чутья.

В предисловии, обращаясь к читателям, отец Артемий пишет: «Перед вами, мои юные друзья, лежит необычная книга. Она написана для детей, но заинтересует и взрослых. Этот труд не предложит вам развлечения, но читаться будет не без увлечения. Хотя речь пойдет об очень серьезных вещах, это не помешает появлению на страницах нашей книги многих прекрасных изображений. В ней не собраны ни сказки, ни басни, ни легенды, зато она покажет вам путь и введет вас в такую страну, которой равных нет на всем белом свете. Эта чудная страна недалеко от каждого из вас, и именуется она вашей собственной душой, созданной Всепремудрым Богом по Его образу и подобию. Заглядывал ли кто-нибудь из вас в глубину сердца своего? Ведь там прячется целый мир, не менее интересный и загадочный, чем мир видимый».

Так, по словам батюшки, «когда мы говорим: “На душе радостно и светло!” – тогда внутреннему взору открывается духовное небо. Ум не мыслит ни о чем плохом и недостойном, совесть спокойна и чиста. Словно белокрылая птица, детская душа взмывает в духовные просторы, купается в небесной лазури, парит, распластав крылья, и не желает опускаться вниз. В такие минуты все кажутся добрыми и милыми, всем хочется сказать ласковое слово, каждого обнять, пожалеть, утешить. Тогда Сам Бог и Спаситель наш Иисус Христос – Солнце правды – сияет в сердце, пронизывая и заливая его лучами Своего живительного света. Но, к сожалению, - отмечает отец Артемий, - мы весьма часто бываем причиной того, что “погода портится”. Вдруг небо темнеет, откуда ни возьмись появляются тучи, в воздухе – тяжесть и духота. Внезапно сверкает молния, прорезая мрачный небосвод, гремит раскат грома… Еще один удар… – и все скрывается из виду под проливным дождем. На душе пасмурно и тоскливо».

Такое, по словам священника, случается, когда обидишься на кого-либо, затаишь неприязнь и не захочешь простить. Затем начнешь пререкаться, скажешь неприятное, резкое слово, и вспыхнет ссора. Душа, обуреваемая злостью, гневом, совершенно помрачается унынием и печалью, так что ни зги не видно, как говорили в старину. Обычная земная гроза привносит в природу покой, очищение и свежесть, а гроза греховная, разразившаяся в душе, оставляет лишь ощущение мрака, нечистоты и опустошенности. Понимаете, теперь, друзья, что предложено вам будет в этой книге? По словам автора, она поможет юным читателям найти тропу в страну собственной души, дабы хоть отчасти познать самих себя. Тот, кто с терпением и постоянством будет читать эту книгу, изучит внутренний мир сердца своего, приобретет неоценимое сокровище.

Юный читатель, по словам отца Артемия, обнаружит в себе наряду с хорошими, добрыми качествами, вложенными в нас Богом, и совсем иные. Как бы сами собой всплывут в памяти плохие мысли, нехорошие слова, предосудительные поступки, дурные привычки – целое море, “великое и пространное”. И, конечно, не Господь Бог, но мы сами виноваты в том, что райский дивный сад оказался затоплен, смолкла сладкозвучная арфа радости, надежды и любви, а деревья, лишенные плодов, сиротливо стоят, обращая к небу ветви свои в мольбе и ожидании нашего… ПОКАЯНИЯ. Именно это слово, по словам автора,  – самое главное слово данной книги! Ради слова «Покаяние» и написана вся книга, названная “Моя первая Исповедь”. Исповедью в храме Божием покаяние продолжается. А начинается гораздо раньше – с познания своих грехов и борьбы с ними.

Завершается покаяние Причащением и свершением добрых, благих дел, противоположных грехам, которые были открыты священнику на Исповеди. Добрые дела – это, - по словам автора, -  спелые, сочные плоды, что Самим Богом выращиваются в райском саду нашего сердца. Отец Артемий советует, подумать заранее, «каким благим делам вы можете посвятить себя в день причащения. Особенную благодать, - говорит он, - вам доставит чтение Священного Писания, житий святых и других назидательных книг. Очень хорошо посетить тех, кто был бы рад вашему приходу в праздничный день: пожилых родственников, больных и немощных, единомысленных вам друзей. Если представится возможность, побывайте на природе. Вот где сердце ликует, а душа умиротворяется! Пожалуй, в уединении, среди лесов и полей, молитва наша бывает особенно чистой и теплой, исполненной благодарения и славословия Создателя». «А главное, - напоминает батюшка, - весь день сохраняйте радостное расположение души, памятуя, что Сам Господь с вами, а вы – в Нем».

Одной из глав этой книги автор рассказывает также и о духовнике, говорит о его значении в жизни юного христианина. В частности, отец Артемий отмечает, что, «во-первых, за спиной пастыря стоит Сам Христос, простирающий малютке Свои объятия. Во-вторых, неизмеримо значение священника, старшего друга, благодатное слово которого почти всегда принимается детской душой как откровение, как руководство к действию. И это верно относительно не только малышей, но и подростков, и даже юношей. По крайней мере, так обстоит дело в России. В-третьих, пастырская любовь жизненно необходима тем ребятишкам, семьи которых ущербны, и слово “папа” остается для них желанным, хотя и не совсем понятным». Предлагая свой труд читателям, автор желает всем плодоносного чтения! А если эта книга послужит руководством к действию, то есть поможет приготовиться к Исповеди и Святому Причащению, – это будет лучшим вознаграждением ее составителю, равно и всем, кто потрудился над ее выходом в свет Божий.

***

Протоиерей Артемий Владимиров, не спеша, постепенно вводит читателя «в мир нравственных и духовных понятий, составляющих основу жизни во Христе, которая созревает и раскрывается во всей силе под благодатным покровом нашей Матери – родной Православной Церкви». Однако, - отмечает батюшка, - «если вы не желаете, чтобы прочитанное осталось лишь книжным знанием, обязательно пройдите самим делом предложенный вам путь: от узнавания грехов в себе и начала борьбы с ними – к Исповеди, от Покаяния – ко Святому Причащению, от участия в Тайной Вечери – к исправлению жизни и прославлению Господа деятельным милосердием… Помните: “вера без дел мертва”. Дела веры суть нравы и поступки по духу и заповедям Евангелия, по уставам и узаконениям Православной Церкви».

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать