Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Сегодня исполнилось 15 лет, как отошел ко Господу митрополит Антоний Сурожский. Слово этого выдающегося проповедника ХХ века обращало - и продолжает обращать ко Христу сотни тысяч людей во многих странах мира. Для проповедей и бесед Владыки характерны живой опыт богообщения, глубокое понимание сущности христианства, блестящий и меткий язык. Сегодня распространяются аудио и видеозаписи его выступлений, издается и множество печатных сборников. Один их них подготовлен к выходу в свет Фондом «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского» и посвящен такому духовному деланию как молитва. Что такое молитва? В чем ее сущность? Как научиться ей? Как найти время для молитвы в наше напряженный век? На все эти вопросы и отвечает владыка Антоний в своей книге – «Учитесь молиться».
***
Книга митрополита Антония Сурожского «Учитесь молиться» впервые была издана на русском языке в 1999 году. В Англии она давно стала классикой духовной литературы, переведена на многие языки мира. И сегодня книга станет путеводной для тех, кто стремится жить молитвенной жизнью, а не просто читать о молитве. Каждая страница богата живыми примерами и собственным опытом автора. В предисловии издатели вкратце рассказывают нам об авторе книги. Вот что они пишут: «Митрополит Антоний родился в 1914 г. Раннее детство провел в Персии, где его отец был российским консулом. После революции семья несколько лет скиталась по Европе и в 1923 году осела в Париже. Будущий митрополит окончил здесь среднюю школу, затем биологический и медицинский факультеты университета. В 1939 г., перед уходом на фронт хирургом французской армии, тайно принес монашеские обеты; в мантию с именем Антония был пострижен в 1943 г.
В годы немецкой оккупации — он врач в антифашистском движении Сопротивления. После войны продолжал медицинскую практику до 1948 года, когда был призван к священству, рукоположен и направлен на пастырское служение в Великобританию. С 1957 года - епископ, затем - митрополит и Патриарший Экзарх в Западной Европе; освобожден от этой должности по собственному прошению в 1974 г.; с тех пор полностью посвятил себя пастырскому окормлению все увеличивающейся паствы своей епархии и всех, кто обращался к нему за советом и помощью. За годы служения Владыки Антония в Великобритании единственный приход, объединявши малочисленную группу эмигрантов из России превратился в многонациональную епархию, канонически организованную, со своим уставом и многообразной деятельностью. Митрополит Антоний широко известен не только в Великобритании, но и по всему миру как пастырь-проповедник; его постоянно приглашали выступать перед самой разнообразной аудиторией (включая радио- и телеаудиторию) с проповедью Евангелия, православного благовестия о живом духовном опыте Церкви.
В России слово Владыки звучало многие десятилетия благодаря религиозным передачам русской службы Би-би-си; его приезды в Россию становились значительным событием, магнитофонные записи и самиздатские сборники его проповедей (и бесед в узком кругу близких людей на частных квартирах), словно круги по воде, расходились далеко за пределы Москвы. Его проповедь, в первую очередь — проповедь Евангельской Любви и Свободы, имела громадное значение в советские годы. Духовный опыт, который не только носит в себе, но умеет передать окружающим митрополит Антоний, - глубоко личностные (хотя не замкнутые в личном благочестии) отношения с Богом, Любовью воплощенной, встреча с Ним «лицом к лицу» человека, который, при всей несоизмеримости масштаба, предстает свободным участником этой встречи. И хотя Владыка часто подчеркивает, что он «не богослов», не получил систематического «школьного» богословского образования, но его проповедь заставляет вспомнить святоотеческие определения: богослов — тот, кто чисто молится; богослов — тот, кто знает Бога Самого...»
О том, как возникли беседы, составившие затем книгу «Учитесь молиться», сам Владыка рассказывает следующее: «Меня попросили проповедовать ка улицах Оксфорда и устроили на ступеньках библиотеки. Собрался маленький кружок людей, который потом стал расти и расти. Время было — конец января, холод был, скажем элегантно, собачий; дул ветер. И люди, будучи англичанами, так как они не были друг другу представлены, стояли приблизительно на расстоянии метра друг от друга, так что ветер дул вокруг каждого, и они мерзли поодиночке. Я посмотрел на них и решил подождать. И когда они уже посинели хорошенько, я им сказал: «Знаете, вот вы стоите на таком расстоянии друг от друга; если бы вы встали вплотную, вы могли бы животным теплом обмениваться. Хотя вы друг с другом незнакомы, а все-таки тепло бы действовало».
Они встали, сплотившись. Прошло некоторое время, передние уже порозовели, выглядели уютно, а те, что были сзади, на которых дул ветер, начали совершенно замерзать. Я говорю: «Вот вы научились теперь, за короткое время, обмениваться животным теплом; что если бы научиться обмениваться христианским теплом? Те, что впереди, научитесь переходить назад и обогревать спины тех, которые замерзают; станьте за ними вплотную, так, чтобы ваше тепло на них переходило, и дышите им в спину своим теплом». И в течение одной недели каждое утро так и происходило: люди приходили, становились вплотную, потом передние ряды переходили назад и обогревали других... Эти наши проповеди происходили так: я говорил около часа, потом полтора часа отвечал на вопросы, так что замерзать всякий мог, и я, в частности, замерзал, потому что я-то стоял особняком, — но за короткое время, за неделю, люди научились обмениваться и животным, и человеческим теплом...». А от владыки Антония услышали немало мудрых советов и наставлений.
В первой своей беседе о молитве архипастырь размышляет со своими слушателями об одной из очень важных исходных проблем – о положении человека, когда ему кажется, будто Бог отсутствует. «Речь, - говорит владыка, - не о каком-то объективном отсутствии Бога, – Бог никогда на самом деле не отсутствует, – но о чувстве отсутствия, которое у нас бывает; мы стоим перед Богом и кричим в пустое небо, откуда нет ответа; мы обращаемся во все направления – и Бога нет. Как быть с этим?» Ответ на этот вопрос ищите в первой беседе, которая так и называется – «Когда Бога нет». В следующей беседе под названием – «Стучитесь» автор размышляет о духовном богатстве и бедности человека, о его жажде обладать земными богатствами и свободе от всего этого. Он обращает наше внимание на то, что пока мы живем вне Царства Божия. Но даже находясь пока «снаружи», «мы, по словам владыки Антония, - уже удивительно богаты».
«Мы богаты, - говорит автор, - и всё, чем мы обладаем, есть дар и свидетельство любви Божией и любви человеческой, всё – непрерывный поток Божественной любви; и в силу этого (и поскольку мы ничем не обладаем) любовь Божия проявляется с постоянством и полнотой. А всё то, что мы загребаем в собственные руки, чтобы присвоить, бывает тем самым вырвано из области любви. Да, оно становится нашим – но любовь потеряна. И только те, которые отдают всё, получают опыт подлинной, всецелой, окончательной, неизбывной духовной нищеты – и обладают любовью Божией, выраженной во всех Его дарах. Вот это и есть Царство Божие: мы чувствуем, что свободны от обладания; и эта свобода устанавливает нас в таких взаимоотношениях, где всё – любовь человеческая и Божия любовь». «Это, - отмечает Владыка, - важно, потому что невозможно жить молитвенной жизнью, невозможно двигаться вперед, к Богу, если мы не свободны от обладания: обе наши руки должны быть открыты свободно, сердце должно быть абсолютно открытое, – и ум должен быть совершенно открытый, “пустой” к неизвестному и неожиданному».
«И вот, - отмечает автор, - если то, что я сказал – справедливо, то дальше мы должны стучаться в дверь. И тут некоторые проблемы становятся особенно обостренными. Если бы речь шла о двери того или другого храма, то было бы просто: мы бы пошли и постучались. Но беда в том, что чаще всего мы не знаем, куда стучаться. Часто человек хочет молиться, и встает перед ним вопрос: где же средоточие молитвы? Куда обратить свой взор, свое сердце?» А затем - как «учиться молитвенному вниманию, совершенной устойчивости, молитвенному предстоянию и преданию себя Богу». Далее человек задумается на тем, как «научиться останавливать время, в моменты, когда оно несется стремительно на вас и предъявляет к вам требования». Обо всем этом и говорил владыка Антоний со своими собеседниками на улицах Оксфорда, а сегодня говорит с нами со страниц этой книги.
***
Книга - «Учитесь молиться» - для тех, кто всерьез решил обратиться к Богу. О ней сам митрополит Антоний Сурожский говорит так: «Приступая к беседам для начинающих молитвенный путь, я хочу со всей ясностью оговорить, что не ставлю цель академически объяснить или обосновать, почему надо учиться молитве; в этих беседах я хочу указать, что должен знать и что может сделать тот, кто хочет молиться. Так как сам я — начинающий, я буду считать, что вы тоже начинающие, и мы попытаемся начать вместе. Я не обращаюсь к тем, которые стремятся к мистической молитве или к высшим ступеням совершенства, — «молитва, по словам святителя Феофана Затворника, сама проторит дорожку» к ним».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом
Библейские крылатые выражения. За семью печатями
Учимся растить любовью. Молодежный проект Тихвинской епархии «По святым тропам»
У книжной полки. Вариации на тему любви и милости
Письма из провинции. 18 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!