Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Любой здравомыслящий христианин понимает, что противостоять силе бесплотной, сражаться против духов злобы возможно только одним путем - духовным. Но дух наш слишком немощен, чтобы устоять и победить в этой брани своей собственной, человеческой силой. Путь один - единение со Христом, дабы нам стать сильными Его силой, Его Духом. «Никто, - говорит архимандрит Софроний (Сахаров), положительно никто не выйдет из этой брани победителем, если не будет со Христом, Который победил мир». Однако подлинное единение достижимо не столь легко, как иногда кажется. Требуется настоящий внутренний подвиг, который совершается силой благодати Божией. О внутреннем подвиге мирянина и инока говорит Николай Михайлович Новиков в своих книгах, которые выходят в свет в серии «Путь умного делания». Сегодня мы предлагаем очередную книгу из этой серии под названием «Меч воина».
***
Эта книга, пополнившая серию «Путь умного делания», предлагается вниманию тех, кто искренне расположен к поиску верного, незаблудного пути к богопознанию. это напутствие взыскующим молитвенного дара — живого общения со своим Творцом. Будем надеяться, - говорит автор, - что знакомство с основными положениями, на которых зиждется аскетическое учение святых отцов Православной Церкви, послужит вдохновляющим началом для вступающих на стезю внутреннего делания, укажет главные ориентиры и предупредит от многих преткновений. Напутствием же искателю истинной молитвы пусть станет завет великого русского исихаста, Саровского пустынника Серафима: «стяжи мирный дух».
Что стоит за этими словами преподобного? По словам автора, то гармоничное, безмятежное и умиротворенное состояние духа, известное в аскетике как внутреннее безмолвие — умственная тишина и сердечный покой, что и вмещает в себя понятие исихия. Это то «тихое и безмолвное житие», о котором мы молимся за каждым богослужением, то состояние, когда «молчит всякая плоть человеча» и уже «ничтоже земное в себе» не помышляет. Но такая мирность души надмирна и неведома чадам миpa. Это отнюдь не самоуспокоенность в дремоте психического комфорта, это и не бегство от скорби, страдания и борьбы. Мы призваны стяжать молчание ума, свободного от ментального шума и дышащего молитвенным чувством. Это тишина, в которой человек остается один на один с Богом.
Исихия, - пишет автор, - есть дар благодати, состояние священного безмолвия, при котором ум, в единении с сердцем, пребывает в Духе, созерцая горние миры, — состояние, в котором вершится обожение человека. Однако мирный дух не рождается сам собой. Тишина обретается не в покое, а в шуме брани, «безмолвное житие есть земля обетованная, которую еще надо завоевать. С незримым, неосязаемым врагом призван христианин сойтись в поединке, в полном отвержении самости — до положения живота, как тому учит нас литургическая молитва. Для этого добрый воин Иисуса Христа должен быть тщательно вооружен — он не в руки берет меч, но в сердце несет меч духовный, иже есть глагол Божий — молниевидное острие молитвы. Сколько же нужно искусства, усилий и тщания, дабы, пребывая во всеоружии стать против козней диавольских. Но это необходимо. Обманут сами себя желающие уклониться: битвы этой никому нельзя избежать, а перемирия с бесплотным врагом быть не может. «Если не прострешь на него меча, - говорит прп. Феодор Студит, - он тебя похитит, сотрет и убьет».
Как отмечает автор, чтобы остаться ветвью, привитой к лозе истинной, чтобы удержаться на этой высоте, нужна молитва одухотворенная, живая, питаемая благодатью. Такая молитва взращивается правильной аскезой, а этому надо учиться и полагать на это немало сил. Владеть боевым искусством в духовной брани не менее важно, чем в обычной, земной войне. Потому наказано: продай одежду — ветхость свою — и купи меч. Обетования Божественные не бывают ложны, и если человек по истине, то есть не как сам знает, но как того хочет Бог, обратится к Богу, то в ответ на такую богоугодную молитву получит и обетованные дары. Тогда он будет во всеоружии. Он обретает, во-первых, понимание того, что и как делать, а во-вторых, он получает помощь свыше в своих деяниях. В такие моменты мы действительно непобедимы, ибо с нами Бог.
Тогда молитва поистине становится оружием: то уже меч духовный, способный сокрушить «демонов немощныя дерзости». Когда мы со Христом, то проиграть в духовной битве невозможно. Дух злобы — тварь, и в брани против нетварной силы он обречен. Никакие сети не могут противостать Иерархии, берущей свое начало на Небесах: яко тает воск и яко исчезает дым, так испепеляется демоническая паутина и расточаются врази. Молитва, когда она вершится и в духе и в истине, - это всеоружие Божие, ставшее оружием человека, и оно обоюдоостро: с одной стороны, это разящая сила в брани с врагом, с другой — сила творческая, созидающая Царство Бога в нашем сердце и дом Пресвятой Богородицы на нашей земле». Обо всем этом беседует Николай Михайлович Новиков с читателем книги – «Меч воина».
Еще раз он обращает наше внимание на название книжной серии «Путь умного делания». При всей незамысловатости, в этом названии, тем не менее, отражается авторская идея, лежащая в основе всего проекта. Заметим, говорит он: не умное делание само по себе, но именно путь. А это значит отсутствие статики, остановки на чем-то однажды достигнутом, это указует нам на движение, возводящее из греховной ничтожности и тленности к высотам совершенства, к воссоединению со Святым Духом Богом. Понятие путь несет в себе стержневую идею серии: умная молитва не есть некое побочное или отдельное занятие в жизни христианина: умное делание — это не некий особый вид подвижничества, не «прикладное» искусство в христианстве и не какое-то «ответвление» или «дополнение» к основному святоотеческому учению. Это именно жизненный путь, образ жизни. Молитва ума и сердца — это душа и дух христианства, это определенный уровень бытия, отличающий христианина от всех прочих представителей человечества.
На путь опытного прохождения Иисусовой молитвы и, еще глубже, на путь умного и сердечного делания указывает евангельское слово Самого Иисуса: Я есмь путь. Это ответ Господа на вопрос, заданный некогда апостолом, но повторяемый и поныне: как можем знать путь? Отвечая, Господь указует на главное: никто не приходит к Отцу, как только через Меня. «Только через Него» — значит через Его Крест и через Его имя, призываемое не всуе, а истинно — умно-сердечно. Нет иного, минующего молитву, пути в Вечность. Этот молитвенный путь через Христа и есть истинное, православное христианство». Но, как отмечает автор, не надо думать, что внутреннему умному деланию характерно особое избранничество. «Внутренний подвиг в свою меру, по словам Николая Михайловича, доступен каждому и на всяком месте. «Стяжание исихии, как говорит свт. Григорий Палама, - есть «преимущественный путь», уготованный христианам».
Таким образом, несмотря на то, что тема книги действительно высока и очень серьезна, это не мешает приблизиться к ней тем, кто, впервые открыв молитвослов, желал бы постичь азбуку молитвенного делания. И в то же время тут найдется подспорье для опытных в умно-сердечном внимании, уже ставших на путь, устремленных к стяжанию начальной исихии. Причем в равной мере это касается и мирян, и иноков, христиан самого разного возраста и устроения. Погружаясь в мир идей подвижников исихии, мы, по словам автора, будто заново осознаем, насколько необходимо напитывать душу от святого источника отеческого Предания. Убеждаемся, что, как и предсказывали отцы, их писания призваны восполнять отсутствие наставников во времена духовного опустошения. Потому и брались за перо вдохновленные Духом пустынники, потому и хранимы не устаревающие веками трактаты, представляющие собой учебники богообщения.
***
Итак, по словам автора, истинный христианин есть воин Иисуса Христа и должен быть вооружен — иметь в сердце молитвенный меч духовный (2 Тим. 2,3; Еф. 6. 17). Эта книга предлагается тем, кто интересуется историей православной аскезы, кто ищет путь опытного прохождения Иисусовой молитвы и чей интерес простирается в область умного и сердечного молитвенного делания. Знакомство с основами аскетического учения святых отцов Православной Церкви послужит вдохновляющим началом для желающих вступить на стезю внутреннего делания, укажет необходимые ориентиры, а вместе с тем поможет уберечься от преткновений и падений. Ну а тем читателям, у кого возникнет желание основательнее и глубже ознакомиться с затронутой в книге темой, автор советует обратиться к предшествующим выпускам этой серии.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 26 апреля 2024
Богослужение 25 апреля 2024 года
Беседы с батюшкой. Священник Петр Мангилев. 24 апреля 2024
Этот день в истории. 25 апреля
Церковный календарь 25 апреля. Преподобная Афанасия Эгинская
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!