У книжной полки. Николай Новиков. Путь умного делания. Меч воина. Внутренний подвиг мирянина и инока

3 декабря 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

Любой здравомыслящий христианин понимает, что противостоять силе бесплотной, сражаться против духов злобы возможно только одним путем - духовным. Но дух наш слишком немощен, чтобы устоять и победить в этой брани своей собственной, че­ловеческой силой. Путь один - единение со Христом, да­бы нам стать сильными Его силой, Его Духом. «Никто, - говорит архимандрит Софроний (Сахаров), положительно никто не выйдет из этой брани победите­лем, если не будет со Христом, Который победил мир». Однако подлинное единение достижимо не столь лег­ко, как иногда кажется. Требуется настоящий внутренний подвиг, который совершает­ся силой благодати Божией. О внутреннем подвиге мирянина и инока говорит Николай Михайлович Новиков в своих книгах, которые выходят в свет в серии «Путь умного делания». Сегодня мы предлагаем очередную книгу из этой серии под названием «Меч воина».

***

Эта книга, пополнившая серию «Путь умного делания», предлагается вниманию тех, кто искренне расположен к поиску верного, незаблудного пути к богопознанию. это напутствие взыскующим молит­венного дара — живого общения со своим Творцом. Будем надеяться, - говорит автор, - что знакомство с основными поло­жениями, на которых зиждется аскетическое учение святых отцов Православной Церкви, послужит вдох­новляющим началом для вступающих на стезю внут­реннего делания, укажет главные ориентиры и преду­предит от многих преткновений. Напутствием же искателю истинной молитвы пусть станет завет великого русского исихаста, Саров­ского пустынника Серафима: «стяжи мирный дух».

Что стоит за этими словами преподобного? По словам автора, то гармоничное, безмятежное и умиротворенное состояние духа, известное в аскетике как внутреннее безмолвие — умственная тишина и сердечный покой, что и вмещает в себя понятие исихия. Это то «тихое и безмолвное житие», о котором мы молимся за каждым богослу­жением, то состояние, когда «молчит всякая плоть человеча» и уже «ничтоже земное в себе» не помыш­ляет. Но такая мирность души надмирна и неведома чадам миpa. Это отнюдь не самоуспокоенность в дре­моте психического комфорта, это и не бегство от скорби, страдания и борьбы. Мы призваны стяжать молчание ума, свободного от ментального шума и ды­шащего молитвенным чувством. Это тишина, в кото­рой человек остается один на один с Богом.

Исихия, - пишет автор, - есть дар благодати, состояние священного безмолвия, при котором ум, в единении с сердцем, пребывает в Духе, созерцая горние миры, — состояние, в котором вершится обожение человека. Однако мирный дух не рождается сам собой. Ти­шина обретается не в покое, а в шуме брани, «без­молвное житие есть земля обетованная, которую еще надо завоевать. С незримым, неосязаемым врагом призван христианин сойтись в поединке, в полном отвержении самости — до положения живота, как то­му учит нас литургическая молитва. Для этого добрый воин Иисуса Христа должен быть тщательно вооружен — он не в руки берет меч, но в сердце несет меч духовный, иже есть глагол Божий — молниевидное ост­рие молитвы. Сколько же нужно искусства, усилий и тщания, дабы, пребывая во всеоружии стать против козней диавольских. Но это необходимо. Обманут са­ми себя желающие уклониться: битвы этой никому нельзя избежать, а перемирия с бесплотным врагом быть не может. «Если не прострешь на него меча, - говорит прп. Феодор Студит, - он тебя похитит, сотрет и убьет».

Как отмечает автор, чтобы остаться ветвью, привитой к лозе истинной, чтобы удержаться на этой высоте, нужна молитва одухотворенная, живая, питаемая благодатью. Такая молитва взращивается правильной аскезой, а этому надо учиться и полагать на это немало сил. Владеть боевым искусством в духовной брани не менее важно, чем в обычной, земной войне. Потому наказано: продай одежду — ветхость свою — и купи меч. Обетования Божественные не быва­ют ложны, и если человек по истине, то есть не как сам знает, но как того хочет Бог, обратится к Богу, то в ответ на такую богоугодную молитву получит и обетованные дары. Тогда он будет во всеоружии. Он обретает, во-пер­вых, понимание того, что и как делать, а во-вторых, он получает помощь свыше в своих деяниях. В такие момен­ты мы действительно непобедимы, ибо с нами Бог.

Тогда молитва поистине становится оружием: то уже меч духовный, способный сокрушить «демонов немощныя дерзости». Когда мы со Христом, то проиграть в ду­ховной битве невозможно. Дух злобы — тварь, и в брани против нетварной силы он обречен. Никакие сети не мо­гут противостать Иерархии, берущей свое начало на Не­бесах: яко тает воск и яко исчезает дым, так испепеляет­ся демоническая паутина и расточаются врази. Молитва, когда она вершится и в духе и в истине, - это всеоружие Божие, ставшее оружием человека, и оно обоюдоостро: с одной стороны, это разящая сила в брани с врагом, с другой — сила творческая, созидающая Царст­во Бога в нашем сердце и дом Пресвятой Богородицы на нашей земле». Обо всем этом беседует Николай Михайлович Новиков с читателем книги – «Меч воина».

Еще раз он обращает наше внимание на название книж­ной серии «Путь умного делания». При всей незамысловатости, в этом названии, тем не менее, отража­ется авторская идея, лежащая в основе всего проекта. Заметим, говорит он: не умное делание само по себе, но именно путь. А это значит отсутствие статики, остановки на чем-то однажды достигнутом, это указует нам на дви­жение, возводящее из греховной ничтожности и тлен­ности к высотам совершенства, к воссоединению со Святым Духом Богом. Понятие путь несет в себе стержневую идею серии: умная молитва не есть некое побочное или отдельное занятие в жизни христиани­на: умное делание — это не некий особый вид подвиж­ничества, не «прикладное» искусство в христианстве и не какое-то «ответвление» или «дополнение» к основному святоотеческому учению. Это именно жиз­ненный путь, образ жизни. Молитва ума и сердца — это душа и дух христианства, это определенный уро­вень бытия, отличающий христианина от всех прочих представителей человечества.

На путь опытного прохождения Иисусовой молит­вы и, еще глубже, на путь умного и сердечного дела­ния указывает евангельское слово Самого Иисуса: Я есмь путь. Это ответ Господа на вопрос, заданный некогда апостолом, но повторяемый и поныне: как можем знать путь? Отвечая, Господь указует на глав­ное: никто не приходит к Отцу, как только через Меня. «Только через Него» — значит через Его Крест и через Его имя, призываемое не всуе, а истинно — умно-сердечно. Нет иного, минующего молитву, пути в Вечность. Этот молитвенный путь через Христа и есть истинное, православное христианство». Но, как отмечает автор, не надо думать, что внутреннему умному деланию характерно особое избранничество. «Внутренний подвиг в свою меру, по словам Николая Михайловича, доступен каж­дому и на всяком месте. «Стяжание исихии, как говорит свт. Григорий Палама, - есть «преимущественный путь», уготованный христи­анам».  

Таким образом, несмотря на то, что тема книги действи­тельно высока и очень серьезна, это не мешает приблизиться к ней тем, кто, впервые открыв молит­вослов, желал бы постичь азбуку молитвенного дела­ния. И в то же время тут найдется подспорье для опытных в умно-сердечном внимании, уже ставших на путь, устремленных к стяжанию начальной исихии. Причем в равной мере это касается и мирян, и иноков, христиан самого разного возраста и устроения. Погружаясь в мир идей подвижников исихии, мы, по словам автора, будто заново осознаем, насколько необходимо напи­тывать душу от святого источника отеческого Преда­ния. Убеждаемся, что, как и предсказывали отцы, их писания призваны восполнять отсутствие наставни­ков во времена духовного опустошения. Потому и брались за перо вдохновленные Духом пустынники, потому и хранимы не устаревающие веками трактаты, представляющие собой учебники богообщения.

***

Итак, по словам автора, истинный христианин есть воин Иисуса Христа и должен быть вооружен — иметь в сердце молитвенный меч духовный (2 Тим. 2,3; Еф. 6. 17). Эта книга предлагает­ся тем, кто интересуется историей православной аскезы, кто ищет путь опытного прохождения Иисусовой молит­вы и чей интерес простирается в область умного и сер­дечного молитвенного делания. Знакомство с основами аскетического учения святых отцов Православной Церк­ви послужит вдохновляющим началом для желающих вступить на стезю внутреннего делания, укажет необхо­димые ориентиры, а вместе с тем поможет уберечься от преткновений и падений. Ну а тем читателям, у кого возникнет желание основатель­нее и глубже ознакомиться с затронутой в книге те­мой, автор советует обратиться к предшествующим выпускам этой серии.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать