У книжной полки. Н.В. Скоробогатько "Матушка Великая". Житийное повествование о преподобномученице великой княгине Елизавете Федоровне для семейного чтения. Акафист

18 июля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

«В Германии, в Гессенском герцогстве, в го­роде с труднопроизносимым немецким названием Дармштадт, более столетия назад жила прекрасная ма­ленькая принцесса Елизавета. По-немецки имя Елизавета звучит как Элизабет, а со­кращённо — Элла, так её обычно и звали домашние. Девочка получила своё имя в память одной из семейных прародительниц — католи­ческой святой Елизаветы Венгерской, которая прославилась своими удивительными делами ми­лосердия. Элла никогда не забывала, что названа в честь столь милостивой святой, и ей очень хотелось быть похожей на неё. Принцесса Элла была точно такой, как все принцессы и царевны в сказках — и премудрая, и предобрая, и, конечно же, прекрасная. Но наша принцесса была отнюдь не сказочная, а самая что ни на есть взаправдашняя, и потому у данной «сказки» конец будет отнюдь не сказочный, где все «стали жить-поживать и добра наживать», а со­всем-совсем другой. Но в ту раннюю пору жизни Эллы ещё нико­му и в голову не могло прийти, что у этой милой златокудрой девочки с ангельским личиком будет такая скорбная, но и такая великая судьба». Такими словами начинается житийное повествование о преподобномученице великой княгине Елизавете Фёдоровне - «Матушка Великая». ***

Эта книга вышла в свет в издательстве «Духов­ное преображение» и предлагает читателям живой и трогательный рассказ о жизни преподобномученицы великой княгини Елизаветы Фёдоровны - немецкой прин­цессы, завидной невесты, любящей жены, преданной вдовы, милосердной Христовой невесты, сохранившей верность и веру до смерти, читается на одном дыхании. Как и другие житийные рассказы известной писательницы Натальи Скоробогатько, он принесёт пользу душе и оставит светлое неизгладимое впечатление. Остановимся лишь на некоторых моментах жизни святой матушки, жизни, которая закончилась ровно сто лет назад, в городе Алапаевске.

Заглянем в детские годы преподобномученицы Елизаветы. Как рассказывает автор, «отец Эллы, Людвиг, был правителем небольшо­го немецкого герцогства и потому звался великим герцогом. А маму звали великой герцогиней Али­сой, она была дочкой английской королевы, роди­лась и выросла в Англии. У Эллы было два братика и четыре сестрёнки. И вся их большая дружная семья жила во дворце, окружённом старинным парком. А парк располагался в центре Дармштадта, типично немецкого городка с узкими средневековыми улочками и ак­куратными островерхими домами. В отличие от сказочной принцессы на горошине Элла совсем не была капризной неженкой.

В ре­альной жизни принцев и принцесс обычно вос­питывали довольно строго, вот и Элла со своими сестрами и братьями была приучена и к холоду, и к физическому труду, и к порядку во всём. Буду­чи внуками английской королевы, они воспиты­вались в строгих традициях старой Англии: спали на жёстких постелях, по утрам принимали холод­ную ванну, сами убирали свои комнаты, топили печи. Маленькие принцессы были обучены тради­ционному женскому рукоделию: прекрасно шили, вышивали, вязали. Как и большинство немецких семей, семья Эллы была лютеранской, все её члены были очень боголюбивы: регулярно читали Библию, ходили в лютеранскую церковь — кирху, день начинали и заканчивали совместной молитвой. Эта благочестивая, поистине благородная семья воспитала сразу двух святых нашей Православ­ной Церкви — преподобномученицу великую княгиню Елизавету Фёдоровну и страстотерпицу царицу Александру Фёдоровну.

Мать семейства, мудрая и нежная великая гер­цогиня Алиса, научила детей деятельной любви к ближнему и состраданию чужому горю. От­правляясь в больницы и богадельни, она брала с собой детей. Они приходили с большими бу­кетами цветов, расставляли их по вазам и раз­носили по палатам. От этих цветов и от детского щебета в палатах сразу становилось и наряднее, и веселей. Маленькие принцессы дарили своим подопечным вышитые собственными ручками салфетки и носовые платочки, что-нибудь при этом простодушно им рассказывали, и те на вре­мя забывали про свои болезни и печали. Как и все дети герцога, Элла получила пре­красное образование. Кроме основных школь­ных предметов, дети обучались рисованию, игре на фортепиано, иностранным языкам — фран­цузскому и итальянскому. (Родными для них были сразу два языка — немецкий и англий­ский.) А ещё все дети великого герцога любили спорт: теннис, плаванье, коньки и потому росли здоровыми и закалёнными».

А теперь обратимся к тому времени, когда принцесса Элла выросла, и стала самой красивой невестой во всей Евро­пе. Как повествует автор, это была «высокая и хрупкая блондинка с голубыми глазами и тонкими чертами лица. Она была так оча­ровательна, что, по общему признанию, от неё просто невозможно было отвести восхищенного взгляда. Её брат Эрнст писал о ней: «Она была од­ной из редкостных красавиц, просто само совер­шенство. Однажды в Венеции я видел на рынке, как многие люди побросали свои товары и шли за ней в восхищении». Вдобавок к внешнему очарованию принцесса Элла была умна, тактична и блестяще образована. Немецкие принцессы вообще всегда славились как наиболее достойные невесты, из которых по­том получались прекрасные жёны — воспитан­ные в крепкой вере, покорности, аккуратности, преданности семье и мужу. Неудивительно, что к гессенской принцессе Элле стали свататься са­мые знатные, самые достойные молодые люди — герцоги и принцы, будущие правители разных государств.

Но все они получали отказ, ведь сердце юной принцессы было уже занято. Она дав­но, ещё с отроческих лет, полюбила русского великого князя Сергея — сына покойного императора Александра II и брата нынешнего, Александра III. Великий князь Сергей Александрович был под стать своей невесте: хорош собой, высок и строен. Но главное — мужественный воин, Георгиевский кавалер, человек разносторонней культуры и, что особенно важно, глубоко верующий. Его люби­мым духовным писателем был преподобный Еф­рем Сирин. Элла и Сергей составляли прекрасную пару. У них было много общего: искреннее благоче­стие, любовь к музыке, изобразительному искус­ству; оба прекрасно музицировали и замечатель­но рисовали. Поначалу королева Виктория была против их брака. Она считала, что это обречёт любимую внуч­ку на жизнь в «этой ужасной России», такой да­лёкой, такой холодной и попросту «дикой».

«При выборе мужа, — писала она Элле, — нужна трезвая рассудительность. Страстная любовь не всегда бы­вает основанием удачного супружества». Элла уклончиво отвечала бабушке, что, по её мнению, при выборе супруга лучше полагаться на волю Бога. «У Него может быть много других важных дел, кроме устройства твоей судьбы»,—  заметила на это бабушка с мягким юмором. Прочтя этот бабушкин довод, Элла улыбнулась и в тон ей ответила: «Ничего, я подожду, пока Он освободится». Так и случилось: Господь при всей занятости всё же явно «нашёл» время позаботиться о судьбе молодых влюбленных: они и через год, и через многие годы после свадьбы не переставали бла­годарить Его за своё счастье быть друг с другом. «Мы с Сергеем соединены на небесах», — призна­валась Элла в письмах своим близким.

Первые семь лет были самыми счастливы­ми и безмятежными в жизни Елизаветы Фёдоровны и Сергея Александровича. Такого мирного, спокойного периода никогда больше в их жизни не будет... Жили супруги в любви и согласии. Елизавета благоговела перед мужем, была ему послушна и даже слегка трепетала перед ним, ощущая себя, по её собственному признанию, подобно ученице перед строгим учителем. Это был их «медовый месяц», растянувшийся на целых семь лет. Одновременно это были и годы поиска истины. Эти поиски привели к тому, что нa седьмом году брака великая княгиня решилась принять Православие. Надо ли говорить, как обрадовался Сергей Александрович при этом известии! Переход княгини Елизаветы в Православие состоялся в Лазареву субботу 1891 года. В Православии великая княгиня обрела новую небесную покровительницу - святую праведную Елизавету, мать Иоанна Предтечи, Крестителя Господня. Именно теперь, сделавшись православной, она стала именоваться согласно русскому обычаю по имени-отчеству — Елизаветой Фёдоровной.

 

*** Следующими периодами в жизни святой матушки Елизаветы были Русско-японская война, во время которой великая княгиня занималась организацией помощи фронту, гибель мужа, устроение Марфо-Мариинской обители. Елизавета Фёдоровна стала истинной матерью для обительских сестёр и для всех, кто нуждался в любви и сострадании. «Разве трудно, - говорила она, - оказать участие человеку в скорби: сказать доброе слово тому, кому больно; улыбнуться огорчённому, заступиться, умиротворить находящихся в ссоре; подать милостыню нуждающемуся... И все такие лёгкие дела — если делать их с молитвой и любо­вью — сближают нас с Небом и Самим Богом». День за днём проходила жизнь Елизаветы Фёдоровны — в молитве и заботе о людях. И постепенно все стали называть её Матушкой, Великой Матушкой. О ней, о ее жизни и подвигах рассказывает эта книга.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать