Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Что избираем, то и воздаёт.
К чему винить превратности судьбы,
Коль путник обязательно придёт
Туда, куда направлены стопы?
Идущим в пропасть оправданья нет,
Закон извечный разумеет всяк:
Свет просвещает возлюбивших Свет,
Мрак поглощает возлюбивших Мрак.
Это стихотворение иеромонаха Романа (Матюшина-Правдина) под названием «Два пути» подытоживает тему многих его стихов — и ранних, и написанных в последние годы. Поэтические размышления отца Романа об отношении человека к Богу, о добре и зле, радостях и печалях любого человека составили уже несколько книг. И одна из них находится сегодня на нашей книжной полке. Она вышла в свет при содействии двух издательств «Пальмира» и «Книга по Требованию» и называется «Лазурь святая: стихотворения».
***
Как отмечает в предисловии книги Ольга Словек, два пути, о которых говорит иеромонах Роман в своем стихотворении — это в первую очередь выбор между дорогой ко Христу и любой другой дорогой, между Божьим миром, который «внутрь нас есть», и «миpoм сим», лежащим во зле. Но для творческого человека это еще и выбор восхождения на одну из двух гор. Об этом отец Роман пишет:
Есть две горы — Голгофа и Парнас.
А выбор и последствия — от нас
И каждая наглавьем из венца
Влечет к себе несхожие сердца.
Неверному никак не разглядеть
Под смертью — Жизнь, под суежизнью — смерть,
И царство Света, и лжецарство тьмы!
Воюют горы? Нет, воюем мы!
И что б ни взял ты, кисть иль карандаш,
Одной горе хвалу и честь воздашь.
Куда бы ни направил сердца взор,
Он устремится на одну из гор.
И где бы ни был, в поле, в алтаре, —
Приносишь дар всегда одной горе.
И в смертный час наследуем дары
От некогда возлюбленной горы.
И узрят все — о Радость, о туга! —
Кто Спаса, кто губителя-врага.
Много лет назад, вдумываясь в смысл слов «искусство» и «творчество», отец Роман пришел к выводу, что первое из них восходит к слову «искуситель», второе — к слову «Творец». Об этом написал он тогда так:
Искусство. Творчество. Два брата-близнеца?
Да не прельстит вас пагубное сходство.
Один во власти падшего уродства,
Другой внимает Красоте Творца.
Двум господам служить никак нельзя.
Искусство тешит ветхое творенье,
А творчество взывает к обновленью.
Искусство – идол, творчество – стезя.
Куда стезя? Отнюдь не на Олимп.
Служенье музам смертоносно многим,
А творчество смиренное о Боге
Явит Адама первозданный лик.
Идолопоклонство, - по словам Ольги Словек, - это характерная черта не только язычества, но и атеизма, и внутренней жизни человека, потерявшего Бога. Как говорит отец Роман, «человек рожден для поклонения», и, если не знает Бога, всегда найдет, чем Его заменить: свято место пусто не бывает. Вспомним только один пример такого поклонения — прекрасное стихотворение Марины Цветаевой, в котором она, используя слова церковных молитв, воздает Александру Блоку почести, подобающие только Богу: «Свете Тихий — святыя Славы — Вседержитель моей души». Осип Мандельштам в годы безбожия очень точно определил веру своих современников: «Культура стала церковью». Нам кажется, - говорит автор предисловия, - что времена эти в прошлом, но не называем ли мы до сих пор — осознанно или нет — кумирами актеров и музыкантов? Театр — храмом искусства, где на сцене священнодействуют? А чтение классической литературы, посещение музеев и концертных залов — духовной жизнью?
Культура проникла в наши души гораздо глубже, чем христианская вера: ведь она питала нас от рождения, а в Церковь мы если и пришли, то гораздо позже. Культура настолько стала «нашим всем», что мы до сих пор искренне путаем душевную жизнь с духовной — не только миряне, но и священники. Порой некоторые даже всерьез предлагают причислить к лику святых... писателей-классиков. Об этом иеромонах Роман пишет в своих стихотворениях «О святости» и «Идолопоклонство». Вот первое из них:
О, как бы нам не погрешить,
Хваля или пороча!
Не страстному уму судить –
Кто свят, а кто не очень.
Мы все стоим на острие,
Желая совершенства…
Не за талант – за житие
И святость, и блаженство.
А во втором стихотворении есть в частности такие слова:
Что в Вечности не пригодится,
Сегодня искушает нас.
Давно пора определиться:
Или Голгофа, иль Парнас.
Мір мерит нецерковной мерой,
Неся, как знамя, суету.
А мы глядим глазами веры
И слышим с радостью: ату!
Ликуй, заброшенная лира!
Пущай клевещут - толку в том?
Нам поругания от міра
Как оправданье пред Христом.
Таким образом, если первый путь — путь искусства, по мнению поэта — это уход от Бога, идолопоклонство и восхождение на Парнас, то каков же второй — подлинного творчества, приводящий и поэта, и читателя ко Творцу?
«Все мы знаем из Евангелия о блудном сыне, но есть еще и блудная дочь — культура, — говорит отец Роман. — Блудный сын голодал, хотел напитаться рожцами, которыми кормят свиней, но ему их не давали — и тогда он вернулся к Отцу. А блудная дочь, расточив наследство и начав голодать, научилась готовить рожцы сама и стала питать ими других. И пока она не вернется к Отцу — будет гибнуть сама и других вести к погибели». «Важно не то, насколько велик дар человека, а как он использует дар,— отмечает отец Роман. — Душа — это зеркало, которое отражает все, что перед ним находится: повернешь его к свету — отразит свет, повернешь к нечистотам — нечистоты и отразит. И лучше быть каплей росы, отражающей небо, чем мутным океаном, который уже ничего не способен отразить и может только отравить. Постараемся сделать главное — очистить свою душу, чтобы в ней могло отразиться Солнце. Когда мы смотрим на мир через окно, чистое стекло позволяет видеть всё ясно, без искажений. Но если кто-то „великий" начинает рисовать на этом стекле свои картины, то они, пусть и „гениальные", лишь искажают Божий мир, если не зачеркивают его совсем.
Поэтому многие, даже самые лучшие писатели не соединяют, а разъединяют человека с Богом, предлагая вместо Божьего свое, ставя себя на место Создателя». Вот почему отец Роман советует пишущим людям «ничего не придумывать», «не создавать миры» и стараться «не сфальшивить» — ни в творчестве, ни в жизни. Пытаться творить так, как предлагает отец Роман, — значит жить в подвиге покаяния и молитвы, и совсем не для того, чтобы написать удачное стихотворение или картину. Стихотворение и картина будут только отблеском жизни христианина, из последних сил, «кровавя скользкую дорогу», идущего к Богу — чтобы быть причастным Любви, Чистоте, Жизни Вечной. Это настолько трудно, что отец Роман называет этот путь Голгофой. Но именно так жили евангелисты, летописцы, иконописцы, церковные поэты — святитель Григорий Богослов или преподобный Роман Сладкопевец.
Творчество иеромонаха Романа, - отмечает автор предисловия, - уникально как раз тем, что он не ищет своего и старается отражать Божье, — много ли наберется таких поэтов за всю историю человечества? Каждый, кому довелось повстречаться с отцом Романом, очень скоро понимает, что главное в нем — не то, что он поэт, а то, что он монах и священник. Если бы даже отец Роман совсем не писал стихов, он ничего не потерял бы как личность и не был бы меньше нужен людям. Его слово, пусть и не облеченное в стихотворную и музыкальную форму, пробуждает, согревает и ободряет души паломников, приезжающих в скит, земляков и добрых друзей, которых отец Роман иногда навещает. Но если устные рассказы отца Романа слышат немногие, то для его стихов и песнопений нет границ, и число читателей и слушателей может быть бесконечным.
***
Стихи и песни иеромонаха Романа, по словам Ольга Словек, многим помогли найти свой единственный путь к Свету, Просвещающему всякого человека, грядущего в миp. Как считает отец Роман, в этом и заключается предназначение поэзии. Если же этого не происходит — нет смысла ни в написании, ни в издании, ни в чтении стихотворений. Из-за того, что иеромонах Роман избегает публичности и путь его с каждым годом делается все более «неотмирным», его поздние стихи известны не так хорошо, как ранние песнопения. Но именно эти стихи часто наиболее совершенны с литературной и духовной точек зрения. Иногда это проповеди, притчи или пастырские наставления, а иногда — то самое отражение Неба в капле росы, о котором говорит отец Роман.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 29 марта 2024
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 29 марта 2024
У книжной полки. Беседы и слова о Божественном домостроительстве
Благая часть. 29 марта 2024
Саратов. Прием заявок на XXII Областной пасхальный фестиваль
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!