Аудио |
|
Скачать .mp3 |
О святом равноапостольном князе Владимире сегодня знают практически все жители нашей страны, и взрослые, и дети. В школьном возрасте мы знакомимся с былинным эпосом, который хранит образ Владимира Святославича как радушного, хлебосольного киевского князя, Красного Солнышка. А в учебниках по истории узнаем, что он в 988 году сам принял Святое Крещение и стал Крестителем Руси. За эти великие деяния митрополит Иларион, святитель Киевский, в «Слове о законе и благодати» называет великого князя последователем святого Константина и сравнивает его апостольское благовестие Русской Земле с благовестием святых апостолов. О жизни и подвиге святого князя Владимира рассказывает иллюстрированная книга Александра Орлова, вышедшая в свет в издательстве Московской Патриархии. Она называется - «Креститель Руси. Книга для дополнительного чтения по истории».
***
В этой книге освещены важнейшие вехи биографии равноапостольного великого князя Владимира, во Святом Крещении Василия. Рассказывается о происхождении, детских и юношеских годах крестителя Руси; о людях, сыгравших ключевую роль в становлении его личности; о выборе им новой государственной религии. Подробно описываются труды равноапостольного князя Владимира на пользу своего христианского государства. Автор учебного пособия Александр Владимирович Орлов, выпускник Литературного института имени А. М. Горького и Московского института открытого образования, работает учителем истории и обществознания в столичной школе, а также является редактором журнала «Основы православной культуры», пишет стихи.
Будучи учителем истории, Александр Владимирович на протяжении нескольких лет рассказывает школьникам о различных противоречивых этапах жизни князя Владимира - великого реформатора и необычайно прозорливого государственного деятеля. Этой последовательности придерживается он и на страницах книги. Прежде всего, автор говорит о жизни князя до Крещения, о его языческой жизни. Так, после утверждения единоличной власти в столице Древнерусского государства, великий князь Владимир, по словам автора, явил народу необычайную религиозность. Именно во время княжения Владимира в Киеве сложился пантеон, включавший как местных, так и общеславянских богов. А главным из них стал бог грозы и войны — Перун. Его именем клялись послы, скреплялись дипломатические договоры. Прославляя бога грозы и войны, отправлялись в походы княжеские дружины, а по возвращении Перуну приносились самые значительные (зачастую и кровавые) жертвы.
У язычника Владимира было много жен и наложниц, он относился с презрением к непорочности брачных уз. Любил язычник Владимир и воевать, и с помощью оружия увеличивать границы древнерусского государства. Поэтому всё, что произошло затем, обращение князя к христианской вере – это, по словам автора, являет собой величайший пример чуда духовного очищения. По разным свидетельствам, в свои пятьдесят три года Великий князь Киевский Владимир Красное Солнышко выглядел истощенным стариком – по всей видимости, не случайно. Причин этому было много: и проведенная в победоносных походах и языческих излишествах молодость, и христианское воздержание, которому благочестивый князь следовал с богобоязненной строгостью, и глубочайшее раскаяние, сопровождавшее его до последнего дня.
О том, что привело святого князя к выбору веры, автор рассказывает следующее: «В граничащих с Русью странах утвердилось христианское вероисповедание и при этом назревало разделение христианских Церквей. Наставники восточных и западных христиан непрестанно старались превзойти друг друга в деятельной ревности по обращению язычников. Но не только христианские проповедники проявляли активность в насаждении исповедуемой религии. Не только политические и географические интересы заставляли Владимира задумываться о принятии новой веры. Кровожадные языческие боги требовали жертвоприношений, а это ставило под угрозу жизнь каждого человека. Этот ритуал становился нежеланным для славян. Назойливое чувство опасности не покидало их семьи. Да и произошедшее с варягами Иоанном и Феодором (первыми мучениками еще некрещеной Руси) было памятным событием для Киева.
Как отмечает автор, князь Владимир понимал, что смена религии для одного человека — это настоящее испытание, а для целого государства с устоявшимися традициями и культурой быта может привести к многолетнему расколу и ввергнуть страну в эпоху непрекращающихся войн. Владимир перед выбором религии был осведомлён о вероисповеданиях, господствующих в сопредельных государствах. Носители разных религий зачастую противостояли друг другу. Именно поэтому князь был аккуратен и рассудителен. Делая этот непростой выбор, Владимир руководствовался, прежде всего, интересами государства, заботился о русском народе». Как мы знаем из истории, приходили к великому князю посланники из разных стран, исповедовавших магометанскую, католическую, иудейскую и православную веру. Всех выслушал князь Владимир, а потом обратился к старейшинам, испрашивая их совета.
«Что же вы посоветуете? Что ответите?» - спросил государь. И сказали ему бояре и старцы: «Знай, князь, что своего никто не бранит, а только восхваляет. Если хочешь разузнать истину, то следует послать мужей праведных и умудрённых, которые смогут сами убедиться в истине и расскажут нам, кто и как служит Богу». Речь древнерусской знати князю понравилась, и было избрано десять достойных мужей, которые отправились в разные страны и посмотрели, как служат Богу люди разных религий. А вернувшись, сказали князю, что лишь когда вступили на Греческую землю, и ввели их туда, где служат греки Богу своему, то и не знали — на небе или на земле они. «Ибо, - отмечали посланники, - нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, — знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмёт потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать».
Сказали на это бояре: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей». И спросил Владимир: «Где примем Крещение?» Они ответили: «Где тебе любо». Этот ответ великому князю знатнейших мужей Древнерусского государства окончательно склонил Владимира к выбору православного христианского вероисповедания. В этом ответе не просто осознанная покорность или дружеское согласие — здесь возникает христианское единение, начало которому было положено великой равноапостольной княгиней Ольгой, во Святом Крещении Еленой.
Принятие и утверждение христианства в качестве государственной религии, по словам автора, имело основополагающее значение для всего последующего многовекового исторического развития Руси. С момента крещения все восточные славяне, принявшие христианство, становились равны пред Богом. Владимир в одночасье становился не просто великим князем киевским, но и слугой Господа. В соответствии с византийскими традициями на крестителя Руси возлагалось благостное бремя справедливого судьи во внутригосударственных делах, первого защитника державы, ревностного защитника христианства. Слава о правителе Киевской Руси, просветителе язычников, разнеслась во все концы света. Древние арабские, византийские, немецкие, и скандинавские летописи рассказывали о нём. И в этой возрастающей славе наступал закат дней великого князя киевского и всея Руси. Изнемогая силами и приготовившись к блаженной кончине, креститель Руси исповедовался, причастился и с миром предал душу свою в руки Господа 28 июля 1015 года.
***
Память выдающегося государственного деятеля святого равноапостольного князя Владимира отмечается сегодня, 28 июля. Этот праздник, по словам Александра Орлова, без преувеличения, можно назвать великим религиозным, национальным, государственным и культурным торжеством. Сегодня мы почитаем святого равноапостольного князя Владимира как духовного наставника русского народа, заложившего основы русской веры, русской нации, русского государства и русской культуры. Подробнее о его жизни можно узнать из этой книги, которая предназначена для школьников и студентов первых курсов гуманитарных вузов, а также всем, кто интересуется русской историей.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 21 апреля 2024 года
Благая часть. 20 апреля 2024
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Заведующий музеем художественного освоения Арктики Иван Катышев. Часть 3
Канон. Оперная певица Светлана Феодулова. Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!