У книжной полки. Александр Орлов. Креститель Руси. Книга для дополнительного чтения по истории

28 июля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

О святом равноапостольном князе Владимире сегодня знают практически все жители нашей страны, и взрослые, и дети. В школьном возрасте мы знакомимся с былинным эпосом, который хранит образ Владимира Святославича как радушного, хлебосольного киевского князя, Красного Солнышка. А в учебниках по истории узнаем, что он в 988 году сам принял Святое Крещение и стал Крестителем Руси. За эти великие деяния митрополит Иларион, святитель Киевский, в «Слове о законе и благодати» называет великого князя последователем святого Константина и сравнивает его апостольское благовестие Русской Земле с благовестием святых апостолов. О жизни и подвиге святого князя Владимира рассказывает иллюстрированная книга Александра Орлова, вышедшая в свет в издательстве Московской Патриархии. Она называется - «Креститель Руси. Книга для дополнительного чтения по истории».

***

В этой книге освещены важнейшие вехи биографии равноапостольного великого князя Владимира, во Святом Крещении Василия. Рассказывается о происхождении, детских и юношеских годах крестителя Руси; о людях, сыгравших ключевую роль в становлении его личности; о выборе им новой государственной религии. Подробно описываются труды равноапостольного князя Владимира на пользу своего христианского государства. Автор учебного пособия Александр Владимирович Орлов, выпускник Литературного института имени А. М. Горького и Московского института открытого образования, работает учителем истории и обществознания в столичной школе, а также является редактором журнала «Основы православной культуры», пишет стихи.

Будучи учителем истории, Александр Владимирович на протяжении нескольких лет рассказывает школьникам о различных противоречивых этапах жизни князя Владимира - великого реформатора и необычайно прозорливого государственного деятеля. Этой последовательности придерживается он и на страницах книги. Прежде всего, автор говорит о жизни князя до Крещения, о его языческой жизни. Так, после утверждения единоличной власти в столице Древнерусского государства, великий князь Владимир, по словам автора, явил народу необычайную религиозность. Именно во время княжения Владимира в Киеве сложился пантеон, включавший как местных, так и общеславянских богов. А главным из них стал бог грозы и войны — Перун. Его именем клялись послы, скреплялись дипломатические договоры. Прославляя бога грозы и войны, отправлялись в походы княжеские дружины, а по возвращении Перуну приносились самые значительные (зачастую и кровавые) жертвы.

У язычника Владимира было много жен и наложниц, он относился с презрением к непорочности брачных уз. Любил язычник Владимир и воевать, и с помощью оружия увеличивать границы древнерусского государства. Поэтому всё, что произошло затем, обращение князя к христианской вере – это, по словам автора, являет собой величайший пример чуда духовного очищения. По разным свидетельствам, в свои пятьдесят три года Великий князь Киевский Владимир Красное Солнышко выглядел истощенным стариком – по всей видимости, не случайно. Причин этому было много: и проведенная в победоносных походах и языческих излишествах молодость, и христианское воздержание, которому благочестивый князь следовал с богобоязненной строгостью, и глубочайшее раскаяние, сопровождавшее его до последнего дня.

О том, что привело святого князя к выбору веры, автор рассказывает следующее: «В граничащих с Русью странах утвердилось хрис­тианское вероисповедание и при этом назревало разделе­ние христианских Церквей. Наставники восточных и запад­ных христиан непрестанно старались превзойти друг друга в деятельной ревности по обращению язычников. Но не только христианские проповедники проявляли активность в насаждении исповедуемой религии. Не только полити­ческие и географические интересы заставляли Владимира задумываться о принятии новой веры. Кровожадные язы­ческие боги требовали жертвоприношений, а это ставило под угрозу жизнь каждого человека. Этот ритуал становил­ся нежеланным для славян. Назойливое чувство опасно­сти не покидало их семьи. Да и произошедшее с варягами Иоанном и Феодором (первыми мучениками еще некрещеной Руси) было памятным событием для Кие­ва.

Как отмечает автор, князь Владимир понимал, что смена религии для одного чело­века — это настоящее испытание, а для целого государства с устоявшимися традициями и культурой быта может при­вести к многолетнему расколу и ввергнуть страну в эпоху непрекращающихся войн. Владимир перед выбором религии был осведомлён о вероисповеданиях, господствующих в сопредельных государствах. Носители разных религий зачастую противостояли друг другу. Именно поэтому князь был аккуратен и рассудителен. Делая этот непростой выбор, Владимир руководствовался, прежде всего, интересами госу­дарства, заботился о русском народе». Как мы знаем из истории, приходили к великому князю посланники из разных стран, исповедовавших магометанскую, католическую, иудейскую и православную веру. Всех выслушал князь Владимир, а потом обратился к старейшинам, испрашивая их совета.

«Что же вы посоветуете? Что ответите?» - спросил государь. И сказали ему бояре и старцы: «Знай, князь, что своего никто не бранит, а только восхваляет. Если хочешь разузнать истину, то следует послать мужей праведных и умудрён­ных, которые смогут сами убедиться в истине и расскажут нам, кто и как служит Богу». Речь древнерусской знати кня­зю понравилась, и было избрано десять достойных мужей, которые отправились в разные страны и посмотрели, как служат Богу люди разных религий. А вернувшись, сказали князю, что лишь когда вступили на Греческую землю, и ввели их туда, где служат греки Богу своему, то и не знали — на небе или на земле они. «Ибо, - отмечали посланники, - нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не зна­ем, как и рассказать об этом, — знаем мы только, что пребы­вает там Бог с людьми и служба их лучше, чем во всех дру­гих странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмёт потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать».

Сказали на это бояре: «Если бы плох был закон грече­ский, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей». И спросил Владимир: «Где примем Крещение?» Они ответили: «Где тебе любо». Этот ответ великому князю знатнейших мужей Древнерусского государства окончательно скло­нил Владимира к выбору православного христианского вероисповедания. В этом ответе не просто осознанная покорность или друже­ское согласие — здесь возникает христианское единение, начало которому было положено великой равноапостоль­ной княгиней Ольгой, во Святом Крещении Еленой.

Принятие и утверждение христианства в качестве государственной религии, по словам автора, имело основополагающее значение для всего последующего многовекового исторического раз­вития Руси. С момента крещения все восточные славяне, приняв­шие христианство, становились равны пред Богом. Влади­мир в одночасье становился не просто великим князем киев­ским, но и слугой Господа. В соответствии с византийскими традициями на крестителя Руси возлагалось благостное бремя справедливого судьи во внутригосударственных делах, первого защитника державы, ревностного защитника христианства. Слава о правителе Киевской Руси, просветителе язычников, разнеслась во все концы света. Древние арабские, византийские, немецкие, и скандинавские летописи рас­сказывали о нём. И в этой возрастающей славе наступал закат дней великого князя киевского и всея Руси. Изнемогая силами и приготовив­шись к блаженной кончине, креститель Руси исповедовался, причастился и с миром предал душу свою в руки Господа 28 июля 1015 года.

***

Память выдающегося государственного деятеля свято­го равноапостольного князя Владимира отмечается сегодня, 28 июля. Этот праздник, по словам Александра Орлова, без преувеличения, можно назвать великим религиозным, национальным, государственным и культурным торжеством. Сегодня мы почитаем святого равноапостольного князя Владимира как духовно­го наставника русского народа, заложившего основы рус­ской веры, русской нации, русского государства и русской культуры. Подробнее о его жизни можно узнать из этой книги, которая предназначена для школьников и студентов первых курсов гуманитарных вузов, а также всем, кто интересуется русской историей.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать