У книжной полки. Игумен Феофан (Пожидаев). Колокол на башне вечевой. Житие и труды священномученика Иоанна (Поммера)

12 октября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

25 сентября 2001 года стало особенным в жизни Латвийской Православной Церкви: в этот день был прославлен в лике святых один из ее великих предстателей - священномученик Иоанн Рижский. Это событие значимо для всего русского Пра­вославия, ибо Владыка Иоанн много потрудился и в России, особенно в годы лихолетья, окутанные мраком красного террора и пораженные язвой обновленческого раскола. И никогда Владыка не прерывал канонического общения с Русской Православной Церковью. Всё свое пламенное и мужественное сердце он отдал служению Богу и народу и, не перешагнув шестидесятилетнего рубежа, сподобился мученического венца. Память его празднуется 12 октября. Житие и труды священномученика Иоанна, архиепископа Рижского составили книгу, которая вышла в свет в издательстве Сретенского монастыря. Называется она – «Колокол на башне вечевой».

***

В основу этой книги положено диссертационное исследование на соискание степени кандидата богословия игумена Феофана (Пожидаева). Об авторе издатели рассказывают: родился в 1941 г., в Краснодарском крае. По окончании десяти классов жизнь его была связана с морем и учебой: матрос, штурман дальнего плавания, офицер Военно-морского флота, капитан, преподаватель морских дисциплин. Имеет ряд наград, в том числе и за 25-летие служения на флоте. Осуществив давнее желание, в 1989 году принял монашеский постриг с именем Феофан. Много лет батюшка является настоятелем кладбищенского храма Успения Пресвятой Богородицы в городке Елгава, что в Латвии. Еще в Академии он начал собирать материалы о священномученике Иоанне (Поммере). А в 2005 г. была издана его книга «Колокол на башне вечевой. Житие и труды священномученика Иоанна (Поммера)».

Знакомство с этой книгой, по мнению издателей, вряд ли кого из читателей оставит равнодушным. В ней вы найдете для себя ряд малоизвестных и интереснейших фактов из церковной жизни в России и Латвии, убедитесь, что многие из затронутых вопросов актуальны и поныне и имеют огромное значение для церковного сознания. К их числу относятся вопросы взаимоотношения Церкви и государства, участия Церкви в политике, вопросы единства Церкви. Как отмечают издатели, жизнь Русской Православной Церкви конца XIX – начала XX столетия не получила ещё достаточного освещения в исторической литературе, хотя в последние годы этой теме уделяется всё большее внимание. Дореволюционные историки в России и историки до 40-х годов в Латвии не успели, а советские и современные ещё не сумели детально исследовать этот важный и поистине судьбоносный этап в истории Церкви. Поэтому задача исследователей – выявить и донести правду людям.

Ныне, пишут издатели, - мы переживаем период эмоций и накала страстей в результате падения прежней идеологии. В итоге пожинаем реакцию, которая во многих случаях нетерпима к христианской Истине. Нынешние многочисленные внутренние нестроения, разделения, противостояния стали печальной приметой времени. Успех же благородной миссии Церкви во многом зависит от умения соединить в своей ограде противоборствующие стороны и тем самым укреплять единство и крепость нашего стояния в вере. Ибо разделения отрицательно влияют не только на жизнь христиан и отдельных личностей, но и целых обществ, когда невольно ими оставляется путь спасения, создаются раскольнические и сектантские группировки, которые в свою очередь сами в себе дробятся, удаляясь все дальше и дальше от истинного пути. Под действием этих разномыслий исчезает мир среди верных, иссякает любовь, оскудевает вера, утрачивается страх Божий и послушание. В итоге общество обретает неуправляемость, а законы, не соединённые с духовностью, – бездействие.

Сама жизнь архиепископа Иоанна (Поммера), описанная в книге, обращает внимание на важность этих проблем и поможет каждому читающему ещё лучше разобраться в ходе прошлых и современных событий церковной и общественной жизни и, главное, увидеть в жизни и смерти владыки Иоанна пример жертвенности и святости. Как отмечает доцент Московской Духовной академии протоиерей Владислав Цыпин, написавший рецензию к сочинению игумена Феофана: «Представленная работа является хорошо продокументированным, пространным жизнеописанием одного из выдающихся церковных деятелей XX века, убитого врагами Православной Церкви при обстоятельствах, остающихся до сих пор не выясненными до конца. Автору диссертации удалось в своей работе начертать образ выдающегося архипастыря, который в исключительно трудной ситуации твердо стоял на страже Православия в Латвии.

Значительное место в работе уделено архипастырскому служению архиепископа Иоанна до его назначения в Ригу, в особенности на Пензенской кафедре, когда он был викарным епископом Приазовским. В ту пору святитель бесстрашно защищал Церковь от ее гонителей – большевиков, постоянно пребывая в смертельной опасности. В целом диссертация игумена Феофана заслуживает высокой оценки». И прежде чем начать свой рассказ о священномученике Иоанне, автор рассказывает читателям об историческом пути Православия в Латвии. Как отмечает отец Феофан, «История Православия на Прибалтийской земле являет собой пример истинно христианского пути несения веры народам, пути апостольского, когда вера распространялась только словами проповеди, постепенно возрастая и преобразуя общество. По словам исследователя, Православие было первым из христианских исповеданий, распространившихся в Прибалтике; причем местное население восприняло Православие не в силу какого-нибудь принуждения, а совершенно свободно, по влечению своего сердца и ума. Можно было думать, что при таком дальнейшем мирном распространении Православия оно охватит всю Прибалтику и здесь окончательно укрепится.

Но колесо истории повернулось. В конце XII века у берегов Балтийского моря и в устье Даугавы в который раз появляются немцы-крестоносцы. С крестом в одной руке и с мечом в другой начинают они завоевание латышских племен, насильственно насаждая католичество. Для Православия наступают печальные времена, под агрессивным напором католических миссионеров оно вынуждено было отступить. А в 20 веке, когда на Россию обрушились сокрушающие удары безбожия – нового неслыханного врага всякой веры и особенно христианства – и великая Российская империя была разрушена, на ее обломках стали возникать маленькие самостоятельные государства.

После Гражданской войны на западной окраине России была образована независимая Латвия. Поражение белых армий в Гражданской войне вызвало исход огромных масс русских людей – остатков разбитых войск и мирных граждан – за пределы России. Это были люди православного вероисповедания. Измученные войной и революцией, они скитались, как овцы без пастыря, нуждаясь в поддержке, защите, утешении духовном. Тяжелым было и положение коренного православного населения в Латвии. Святая наша вера вновь, как и в ранние века христианства, была гонима; ей, хоть и не письменно, но по сути был подписан смертный приговор. Но Господь призрел на разоренный виноградник, который насадила Его рука, и послал народу пастыря "собрать расточенное и взыскать погибшее". Православным христианам Латвии был дарован архипастырь, воистину ставший светильником горящим и послуживший всей жизнью своей спасению вверенной ему паствы.

«Архиепископ Иоанн, - по словам автора, - пришел как первый луч света после беспросветно темной ночи. Сырой и мрачный подвальчик Кафедрального собора, ставший жилищем архипастыря, превратился в неисчерпаемый источник света для православных Латвии, вселяющий веру и надежду в их сердца. Господь благословил труды архиепископа Иоанна, и сегодня Православная Церковь Латвии в тесном духовном единстве с Русской Православной Церковью возносит свои молитвы к Престолу Господа Славы, звонят ее колокола, открыты для верующих двери ее храмов, молятся о стране и о всем мире насельницы Рижского женского монастыря и приносится ежедневная бескровная Жертва в ее алтарях. Милостью Божией и спасительным Промыслом Его, Православная Церковь Латвии устояла, сохранила свои святыни и дала плоды. За свои великие труды на благо Святой Церкви архиепископ Рижский и всея Латвии Иоанн был удостоен Господом мученического конца и воспринял на Небесах венец славы». Эта книга рассказывает о святом Иоанне, а в приложении помещены проповеди и статьи Владыки, ярко отображающие его духовный облик.

***

Имя священномученика Иоанна Рижского (Поммера), к со­жалению, мало знакомо широкому кругу читателей. Отчасти тому виной обстоятельства его жизни: Владыка в последние годы жил за пределами России, в Латвии. Но при этом испытал все ужасы коммунистического террора и принял мученическую кончину от рук большевиков. В советские годы безбожная власть приложила все силы, чтобы не только предать забвению имя латвийского архипастыря, но и очернить его. Однако свет во тьме светит, и тьма не объяла его (Ин. 1, 5). Милостью Божией большевизм ушел в небытие, а имя святого архиепископа засияло ярким немеркнущим светом на церковном небосклоне. Ныне священномученик Иоанн, пребывающий пред престолом Всевышнего, возносит молитвы за свою маленькую Родину Латвию и за Великую Русь.

 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы