У книжной полки. Каноны: правила Церкви и правила жизни

31 мая 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

Иеродиакон Григорий (Матрусов). Каноны: правила Церкви и правила жизни. Проблемы и практика применения канонов первого тысячелетия в современной жизни Православной Церкви.

 

31 мая Святая Церковь чтит память святых отцов семи Вселенских Соборов, сыгравших важнейшую роль в жизни христианства. Семь Вселенских Соборов – это становление Церкви, её догматов, определение основ христианского вероучения. Правила Вселенских Соборов являются нормами наивысшего авторитета в Православной Церкви. Следуя одному из основополагающих экклезиологических принципов, Православная Церковь рассматривает Вселенские Соборы как орган высшего церковного управления и высшего авторитета в церковных делах. Но помимо Вселенских были и поместные соборы, постановления которых также являются важной составляющей канонического церковного наследия. А еще были правила двенадцати отцов… Все эти правила Церкви рассматривает иеродиакон Григорий (Матрусов) в книге, которая вышла в свет при содействии издательства Новоспасского монастыря и Общества любителей церковной истории. Она называется – «Каноны: правила Церкви и правила жизни. Проблемы и практика применения канонов первого тысячелетия в современной жизни Православной Церкви». ***

Книга доктора церковного права, иеродиакона Григория (Матрусова) «Каноны: правила Церкви и правила жизни», представляет собой отредактированный вариант докторской диссертации автора и посвящена актуальным проблемам церковного права Православной Церкви. Автор рассматривает спектр острых вопросов современной церковной практики использования канонов первого тысячелетия — правовой основы канонической деятельности Православной Церкви. В исследовании представлены возможные варианты комплексного решения проблем на общецерковном уровне. Книга, по словаи издателей, полезна и необходима священнослужителям и учащимся духовных школ, а также всем интересующимся вопросами истории Церкви и церковного права.

Как отмечает автор, «каноническое право — важнейшая область Православной Церкви и церковной жизни. По мнению многих выдающихся богословов и святых Православной Церкви, каноническое право является практическим выражением и отражением догматической составляющей православной веры, ее вероучения и священного Предания. Так, по утверждению, высказанному св. Феодором Студитом еще в VIII веке, «канонический строй есть лишь внешнее выражение догматического учения о церкви». Прп. Иустин Попович, великий сербский святой Православной Церкви, дает такую характеристику церковным канонам: «Святые каноны — это святые догматы веры, применяемые в деятельной жизни христианина, они побуждают членов Церкви к воплощению в повседневной жизни святых догматов — солнцезрачных небесных истин, присутствующих в земном мире благодаря богочеловеческому телу Церкви Христовой».

Церковное право в Православной Церкви, по словам автора, основывается на постановлениях: Вселенских Соборов, Поместных Соборов, на правилах некоторых отцов Церкви, которые были признаны авторитетными для всей Церкви. Большинство канонов, а, точнее, практически все наиболее важные церковные постановления относятся по времени к первому тысячелетию по Р. X. Семь Вселенских Соборов и самые знаменательные по своей деятельности в области церковного права Поместные Соборы были созваны в этот период. Соборы, как Вселенские, так и Поместные, были ответом Церкви на возникающие вопросы церковной жизни. Эти вопросы касались: вероучения и литургической жизни Церкви, церковной дисциплины. Исключительное и постоянное внимание, которое на протяжении нескольких веков уделялось церковному праву, свидетельствует об особой его значимости как практического руководства в жизнедеятельности Христианской Церкви.

Как отмечает автор, со временем использование церковных канонов становилось все более избирательным и дифференцированным не только в пределах отдельных Поместных (Автокефальных) Церквей, но и приходило в зависимость от личности и характера каждого священнослужителя, применяющего эти каноны в своей церковной практике. Спорные и проблемные вопросы использования церковных канонов все чаще стали «обходить молчанием». Зачастую это было связано, а в настоящее время это особенно заметно, с незнанием канонической традиции Православной Церкви, отсутствием глубокого понимания содержания канонических правил. В фундаментальном труде протоиерея Владислава Цыпина «Курс церковного права» дан глубокий и всесторонний анализ этой области церковной жизни, в том числе конкретные примеры современной трактовки и использования некоторых «спорных» канонов.

В частности, по словам отца Григория, автор «Курса церковного права» разъясняет применение отдельных правил в настоящее время. А приводимые им примеры позволяют сделать два весьма важных вывода. Первый. Принципы использования или неиспользования канонов первого тысячелетия в церковной жизни в настоящее время неоднозначны, не универсальны, можно сказать, достаточно «индивидуальны». Второй вывод. Рассмотрение всей совокупности церковных канонов, интегральная оценка их с точки зрения использования и применимости в современной жизнедеятельности Православной Церкви отсутствует. Другими словами, церковное право, сформированное и утвержденное всей полнотой Православной Церкви, как целостная система правил и постановлений, предназначенных для постоянного, практического их применения на основе единых принципов, таковой в настоящее время не является. Очевидна разрозненность, весьма широкий спектр и даже противоречивость толкования и использования отдельных правил, определенная «омертвелость» и неактуальность некоторых канонов.

Поэтому столь очевидна актуальность и необходимость рассмотрения церковного права как единой системы канонов и правил с целью поиска и обоснования единой, универсальной методологии их анализа и разработки принципов применения церковных правил в настоящее время. Таким образом, на основании и в свете изложенного автром были выбраны объект данного исследования, определены его главная цель и задача. Как отмечает отец Григорий, объектом исследования его монографии является общее каноническое наследие Православной Церкви, то есть все основные каноны первого тысячелетия (около 780 правил). На первый взгляд, такой значительный объем исследуемых текстов кажется чрезмерным. Проанализировать детально все каноны первого тысячелетия, содержащиеся в «Книге правил», — задача непростая. Ее решение осложняется многочисленными сущностными аспектами канонов, специфика исследования которых зачастую выходит за рамки науки церковного права и переходит в область церковной истории, экклезиологии, догматического и пастырского богословия, текстологии, лингвистики, экзегетики и др.

В то же время православное церковное право не может рассматриваться в отрыве от других церковных дисциплин. Однако, исходя из целостного подхода, отец Григорий считает, что объект исследования не может быть хотя бы частично сокращен без ущерба для решения поставленных автором задач. Учитывая специфику церковной жизни и определенные различия в решении практических вопросов церковного права в отдельных Православных Церквях, автор подчеркивает, что в данной работе он часто опирается на опыт Русской Православной Церкви, который может сильно отличаться от практических принципов применения церковных правил в жизни других Поместных Православных Церквей. Предметом исследования определен общий анализ проблем использования церковных канонов в современной жизни Православной Церкви и обоснование принципов и методов развития церковного права в настоящее время». Каковы цели и задачи этой работы, и как они были раскрыты, заинтересованный чттатель узнает, открыв данную книгу.

Мы же, заглянув в предисловие и прочитав слова доктора церковной истории, профессора, иеромонаха Константина (Симона), отметим, что «появление такой целостной, фундаментальной, исключительно-значимой в научно-богословском и практическом отношении монографии, смелое и доказательное исследование сложных и спорных вопросов современной практики применения церковных канонов было обусловлено тремя главными личностными особенностями-характеристиками ее автора: его глубокой, с детских лет, воцерковленностью, углубленной соответствующим духовным образованием и непрерывной церковной жизнью на разных послушаниях: певческом, иподиаконском, регентском. Большим трудолюбием, о чем свидетельствует знание многих языков, а также знание специфики церковной жизни не только в России, но и в ряде других стран. Всецелой преданностью Православию и — отсюда — желанием внести свою лепту на благо Православной Церкви — великого и несокрушимого «столпа Истины». Но внести не по своему хотению, а по послушанию и благословению Святейшего Патриарха Кирилла и своего духовного отца».

 

*** Также важность данной работы отмечает архиепископ Верейский Евгений. В предисловии книги он пишет: «Монография иеродиакона Григория (Матрусова) посвящена самой острой и самой важной, по нашему мнению, проблеме жизнеспасительной деятельности Православной Церкви — проблеме применения церковных канонов в современных социально-общественных условиях». "Очевидно, что проведенное иеродиаконом Григорием исследование является только первым, но крайне необходимым этапом на пути «возрождения» православного церковного права. В дальнейшем требуется соборно-церковное участие всех специалистов Православной Церкви в этой области. Данная монография должна стать, по мнению владыки Евгения, незаменимым пособием при подготовке отвечающего современным условиям жизнедеятельности Православной Церкви и общества в настоящее время — «Сборника церковных канонов — практического руководства для священнослужителей».

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы