Аудио |
|
Скачать .mp3 |
По словам святителя Феофана Затворника, «дело молитвы есть первое дело христианской жизни. Если в отношении к обычному порядку дел верно присловье: "век живи — век учись", то тем паче оно приложимо к молитве, действие которой не должно иметь перерыва и степени которой не имеют предела». Но как нам научиться молиться? Преподобный Никодим Святогорец советует, молиться всегда не только словом, «но и умом, и сердцем и научишься. Как научился ты читать? Стал над этим трудиться - и научился. Как научился писать? Стал писать - и научился. Так научишься и молиться, как показано, если станешь молиться именно таким образом» (т.е. словом, умом и сердцем). Так учит святой Никодим, а мы предлагаем вашему вниманию книгу, которая подскажет современному читателю - «Как научиться понимать молитвы утренние, вечерние и ко Святому Причащению». Книга с таким названием вышла в свет в издательстве Отчий дом и заняла свое место на нашей книжной полке.
***
Как отмечают издатели, в молитвах, которые Церковь предлагает своим чадам для постоянного употребления, заключена полнота православного богословия; их язык далек от нашего повседневного языка, и многим это кажется непреодолимым препятствием. Молитвы надо воспринимать всем существом, всей жизнью — и всем умом... у многих ли из нас он готов к этому? Главное, конечно, - это молитвенное устремление сердца к Богу, Который Сам может наставить нас на всякую истину (Ин. 16,13). Прося в молитве Бога о насущных наших телесных и духовных нуждах, не должны ли мы просить и о главном сокровище христианина, о главном и наиболее благодатном духовном делании — о молитве, повторяя вслед за учениками Спасителя: Господи! Научи нас молиться (Лк. 11, 1)?
Эта книга составлена на основании многих трудов православных богословов и просветителей, с опорой на святоотеческие творения, и, по словам составителя Елены Тростниковой, не содержит ничего «нового» по отношению к принятым Церковью толкованиям, объяснениям и поучениям. Цель ее - помочь читателю понять молитвы, которыми он молится дома: молитвы утренние, вечерние, в продолжение дня, каноны и молитвы ко Святому Причащению, благодарственные молитвы по Святом Причащении, тропари воскресные, дневные, праздничные. Она предназначена тем, кто молится или хотя бы собирается начать молиться, а не ищет отвлеченного знания. Поэтому в ней не только объясняются слова и выражения молитв и богословские понятия, стоящие за ними, но и предлагается некоторое начальное научение о том, как следует строить свою молитвенную жизнь.
Преследуя цель — объяснить молитвы и помочь молиться — Елена Тростникова в этой книге, обращенной к широким кругам православных читателей, объясняет все молитвы обычного келейного употребления, в полном объеме. Даже наиболее полные дореволюционные пособия ориентировались на самый краткий вариант утреннего и вечернего правила и довольно узкий круг прочих молитвословий. Но от нас требуется осмысленное и сознательное произношение всех наших молитв. Помочь в этом начинающему (да и не начинающему) молитвеннику было долгом составителя книги. Этот труд, объясняющий молитвы, по мере возможности приспособлен для деятельного освоения молитвенного правила, а не просто рассудочного анализа. Когда мы молимся — мы ведь не читаем объяснений встреченного непонятного нам слова (а если кинемся читать - молитва наша будет разрушена); объяснения мы читаем вне правила.
Вот как об этом пишет преподобный Никодим Святогорец: «Потрудись, не в молитвенный час, а в другое свободное время, обдумать и прочувствовать положенные молитвы. Сделав это, ты во время молитвословия не встретишь никакого труда воспроизвести в себе содержание читаемой молитвы; даже лишь только начнешь какую молитву — ее мысли и чувства предстанут сознанию твоему, и ты будешь произносить молитвенное слово, как если бы оно было твое собственное и исходило из твоего сердца, в нем порождаясь, а не влагаемо будучи в него». Таким образом, по словам автор-составителя, мы читаем объяснения молитв для того, чтобы знание, почерпнутое нами из толкования, вошло в плоть, в душу нашей молитвы. Как этого достигнуть? Путь к этому найден еще великими молитвенниками древности, он и предлагается на первых страницах этой книги, а весь ее состав, направлен на то, чтобы позволить беспрепятственно двигаться этим путем.
В настоящем издании под одной обложкой совмещены «книга о молитве» и обширное собрание толкований конкретных молитв. Кроме того, при объяснении молитв проделана попытка помочь читателю, который специально не изучал и не изучает церковнославянского языка, продвинуться вперед в его освоении - заметить, понять и запомнить некоторые его основные особенности, формы, выразительные средства. Как известно, все тексты молитв в православном молитвослове предлагаются на церковнославянском языке (исключение - очень немногие молитвы, например, молитва Оптинских старцев и молитвы святого праведного Иоанна Кронштадтского). До сих пор ни один из переводов существующих церковнославянских молитв и песнопений на русский язык не мог сравниться с церковнославянским текстом по глубине, силе, точности и поэтичности.
Все православные христиане, живущие молитвенной жизнью, из собственного духовного опыта знают, как много дает молитве этот язык, как он сроден ей. Но для тех, кто лишь приступает к освоению молитв, этот непривычный язык нередко представляется трудным препятствием и даже отпугивает. Как преодолеть этот барьер? Начнем с того, - говорит составитель, - что язык наших молитвословий - церковнославянский - не иностранный и не чужой для нас. Почти все слова этого языка знакомы нам или же перекликаются со знакомыми нам словами; вплетены в наше сознание. Для огромного числа верующих людей, никогда не проходивших никаких курсов церковнославянского языка, он стал родным, живым, понятным. Отпугивают людей незнакомые буквы, незнакомые слова и незнакомые грамматические формы. О каждом из этих мнимых препятствий автор-составитель говорит отдельно.
Так же отпугивает новичков и «кириллическая печать» - церковнославянский шрифт, которым печатаются богослужебные книги и некоторые молитвословы. Самые первые шаги в мире молитвы большинству людей удобнее делать все-таки, опираясь на «гражданскую» печать, но хотелось бы уверить читателя: «кириллическая» в действительности удобнее, а освоить ее не составляет никакого труда. «Совсем незнакомых» слов в церковнославянском языке единицы; их значение надо непременно выяснять и стараться их запомнить. Но часто мы просто не можем разобрать, что непривычное слово — это одна из форм слова знакомого. Медленное, вдумчивое чтение даже без словаря поможет распознать в некоторых «незнакомцах» — «знакомцев», почувствовать связи слова с другими словами и так вникнуть в его смысл. А чем больше вы будете молиться по-церковнославянски, чем внимательнее вслушиваться в слова богослужения, тем неуклонней будет сокращаться число «белых пятен» в вашем церковнославянском словаре. И слова молитв будут жить в вашем сердце, особенно если со временем вы выучите их наизусть.
В завершение обзора этой книги хочется привести еще одно наставление прп. Никодима Святогорца, который советует после утренней молитвы во весь день стараться держать себя так, как был на молитвенном правиле. «Чтобы это поддержать, не забывай, что пред Богом ходишь и Его десницей держим над бездной небытия, — и, содержа это в мысли, всякое дело свое, и большое и малое, совершай, как Бог того хочет, у Него испрашивай на все благословения и к славе имени Его обращай все. Действуя так, ты до самого вечернего своего молитвословия дотянешь в добром молитвенном настроении. Совершив и вечернее правило таким же образом, ты ночь проспишь добре. И вот у тебя сутки доброго молитвенного настроения! Проводи так день за днем — и в несколько месяцев, а может быть, и недель, сделаешься сильным молитвенником, и молитва, как неугасимая лампада, начнет непрестанно теплиться в сердце твоем».
***
«Пойте Богу разумно», — призывает нас псалмопевец Давид. Эта книга для тех, кто хочет научиться понимать смысл православных молитв, вникнуть в значение каждого слова и выражения. Для тех, кто хочет сделать второй шаг - деятельно освоить молитвенное правило, в книгу включены советы святых отцов о том, как строить свою молитвенную жизнь. По словам автора-составителя, эта книга не заменяет ни молитвослова (хотя она и содержит тексты всех объясняемых молитв), ни катехизиса, то есть изъяснения истин православного вероучения. И, конечно же, она ни к чему не обязывает читателя: для тех, кто считает себя далеким от мира молитвы, книга может послужить добротным справочником или учебным пособием. + Дорогие друзья! Время нашей программы подошло к концу. Прощаясь с вами, я напоминаю, что новинки православной литературы…
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!