Аудио |
|
Скачать .mp3 |
По словам помощника наместника по научной работе Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря, Марии Леонидовны Рубцовой*, святитель Димитрий Ростовский справедливо занимает особое место среди выдающихся личностей истории и культуры нашего Отечества. Его имя стоит в ряду великих писателей славянского мира, а его сочинения были самыми популярными и издаваемыми в дореволюционной России. Говоря о трудах свт. Димитрия, мы в первую очередь всегда вспоминаем его знаменитые Четьи-Минеи, или «Жития святых». Двадцать лет свт. Димитрий кропотливо собирал и обрабатывал разнообразнейший материал — он использовал значительную часть исторических источников, которые были доступны в то время. И в результате впервые за всю многовековую историю страны написал подробную энциклопедию святости, которая составила 12 томов, по числу месяцев в году. Четьи-Минеи свт. Димитрия неоднократно переиздавались, как в полном варианте, так и отдельными изданиями, в которые входили лишь избранные жития. Именно такое издание мы и предлагаем сегодня вашему вниманию.
***
В эту книгу, выпущенную в свет издательством Эксмо, вошли «Избранные жития святых» святителя Димитрия Ростовского, чье имя широко почитается Русской Церковью. Составителем книги были выбраны особо чтимые святые, чей духовный подвиг неразрывно связан с историей нашей страны. В предисловии книги издатели пишут: ««Святой» и «свет» — эти слова созвучны не случайно. В истории нашей земли было немало мгновений, когда могло показаться, будто ее дни сочтены, но именно тогда, в часы самых жестоких испытаний, святые подвижники приходили к нам — и сияли над Русской землей, точно звезды, изгоняя подступавшую тьму. Среди них были и просветители — как святые учителя словенские Кирилл и Мефодий; и воины — как благоверный князь Александр, прозванный Невским; и великие чудотворцы — как Сергий Радонежский и Серафим Саровский; и юродивые прозорливцы, как Василий, именуемый Блаженным; и мученики, принявшие смерть за веру и истину, как московский митрополит Филипп...
Их было много, очень много — тех, кто своим подвигом стяжал бессмертную славу и вечную память. И именно святые всегда оставались для нас тем спасительным маяком, к чьему сиянию мы стремились несмотря ни на что. Откуда в наших сердцах это желание прикоснуться к святости, где находятся его истоки? И как на нашей земле воссияла вера, исполненная жизни? Тем, кто хочет найти ответ, стоит пройти вместе с нами от далеких времен, от самого начала — и прочесть об основателях веры и Церкви; о том, как свет христианства пришел из Византии в нашу страну; о том, сколь многое довелось выдержать первым подвижникам, чтобы не позволить этому свету угаснуть — и чтобы распространить его, по завету Господа, во все концы земли. А как же еще мы можем узнать это, если не из тех самых писаний, что повествуют об их жизни? В их числе и Четьи Минеи святителя Димитрия.
К слову сказать, что в этом издании читатели найдут житие и самого великого духовного писателя и архипастыря. Знакомясь жизнью святителя Димитрия, с ранних лет посвященной Богу и Его святой Церкви, читатели почерпнут для себя много назидательного и поучительного. «Ищущий наставление в благочестии найдет пример, как нести благое иго Христово не утомляясь, как надо жить, не теряя ни одной минуты для вечности, и как Господь укрепляет тех, кто искренне желает трудиться во имя Его. Вкратце житие святителя таково. Сын сотника Саввы Туптало, Дмитрий, родился в Малороссии в 1651 году. Какое-то время он учился в Киевском братском училище. На 18-м году жизни принял пострижение в иночество в Киевском Кирилловском монастыре. Через год Димитрий был посвящен в иеродиакона. Преуспевая в иноческих подвигах, он продолжал ученые занятия, особенно в роде проповедническом.
Через 6 лет был замечен архиепископом Лазарем Барановичем, возведен в сан иеромонаха и поставлен проповедником. Спустя 2 года он уже так прославился своими проповедями, что многие православные обители наперебой приглашали его к себе. В 1684 году святой Димитрий переселяется в Лавру, где начинает свой великий труд длиной в 20 лет по составлению Четьих Миней. В январе 1702 года он был определен кафедру Ростовского митрополита. Это 7-летние архипастырское служение святителя Димитрия ознаменовано непрерывными заботами о благе вверенной ему паствы и трудами, польза от которых простиралась на всю Российскую Церковь. Здесь святой отец ревностно просвещал духовенство и паству, основал всесословную Грамматическую школу для священнослужителей. Все свободное время он отдавал сочинительству... 10 ноября 1709 года митрополит мирно почил о Господе. В 1752 году, 4 октября, мощи Святителя были обретены нетленными, и через два года он был канонизирован.
Говоря о вкладе Ростовского святителя в развитие отечественной литературы, исследователи неизменно отмечают, что «святой Димитрий Ростовский - самый популярный и самый плодовитый из всех авторов, писавших на славянском языке... издания сочинений святого Димитрия настолько многочисленны, что их едва можно сосчитать». Он - «крупнейший классик российской религиозной литературы конца 17 - начала 18 веков». Историк Костомаров подчеркивал: «Литературные труды свт. Димитрия имели важное значение именно потому, что были сильно распространены в русском обществе... Едва ли какой другой духовный писатель имел такой обширный круг читателей», ведь в него входило не только все российское общество, но и весь славянский мир. За свт. Димитрием Ростовским прочно утвердилась слава российского Златоуста. Огромной популярностью пользовались не только его письменные труды, но и проповеди, которые до сих пор актуальны и находят живой отклик у широкого круга современных читателей.
Отдавая должное таланту Ростовского святителя и подчеркивая его влияние на русскую литературу, многие классики - среди них Ломоносов, Пушкин, Гоголь, Тургенев, Бунин, Кюхельбекер, Достоевский - посвятили ему теплые слова или свои произведения. Даже такой оппозиционно настроенный к Православной Церкви человек, как Л.Н. Толстой, признавался: «Вообще по языку я предпочитаю простоту и удобопонятность, и сложность языка допускал бы только тогда, когда он живописен и красив, каким часто бывает у Дмитрия Ростовского». Как отмечают исследователи, современному читателю сложно оценить эту красоту стиля и языка святителя, поскольку все, что мы сейчас можем прочитать из его произведений, - это синодальные переводы, а нередко пересказы того, что написал святитель. Те же, кто найдет возможность прочитать его творения в оригинале, без сомнения, оценят красоту языка и образность мышления святого.
Но не меньшую пользу получат читатели, взявшие в руки книгу, где собраны избранные жития святых. Ведь святые, это как звезды, светящие во тьме века сего и путеводящие нас в Царство Божественного Света. Неизреченную красоту этих светил и описал святитель Димитрий Ростовский. Как уже отмечалось, святые, о которых рассказывается в этой книге, жили давно, но память о них передавалась из поколения в поколение и сохранялась в Церкви. Эта память говорит нам о самом главном: о смысле их жизни, о том, почему они святыe. Это не просто добрые, праведные, благочестивые люди, а те, кто стал причастен Богу, очистился и открыл свое сердце для Бога. По словам святителя Филарета Московского, «каждый христианин должен находить для себя закон, обязанность и побуждение непременно сделаться святым. Если же вы живете без старания и без надежды быть святыми – вы христиане лишь по имени, а не по существу, а без святости никто не увидит Господа, то есть, не достигнет вечного блаженства…»
Всем верующим людям известно о том, что святые являются нашими предстателями пред Господом. Святитель Иоанн Шанхайский говорит об этом следующее: «Святость, есть не просто праведность, за которую праведники удостаиваются наслаждением блаженства в Царстве Божием, но такая высота праведности, что люди настолько наполняются благодатию Божией, что она от них течет и на тех, кто с ними общается. Велико их блаженство, происходящее от лицезрения славы Божией. Будучи преисполнены любви к людям, происходящей от любви к Богу, они отзывчивы на людские нужды и на их моления и являются предстателями за них пред Богом». Наши предстатели – это святые апостолы и евангелисты, которые были учениками Иисуса Христа во время Его земной жизни; это - пророки, одаренные особым познанием воли Божией; мученики, пострадавшие и погибшие за веру Христову, преподобные, праведные, святые священники и миряне, благоверные государи и правители, блаженные. О некоторых из них – рассказывается и на страницах этой книги.
***
Святитель Димитрий Ростовский, память которого мы чтим сегодня, по словам Марии Леонидовны Рубцовой, «открыл русскому человеку целый мир христианской доблести. Он задал нравственный вектор и показал идеалы, к которым надо стремиться. Ни до, ни после свт. Димитрия никому не удалось так написать о святых, чтобы произведение пользовалось такой популярностью — после Евангелия «Жития святых» были самой читаемой и издаваемой книгой в России. Не преувеличивал Ф. М Достоевский, когда писал, что дух Четьи-Минеи распространен по всей Русской земле. Конечно, в этой книге представлены лишь избранные жития. Ибо тем, кто загорится мыслью рассказать обо всех святых, озаривших нашу землю дивным светом молитвы и благочестия — тем, возможно, не раз придется вспомнить слова апостола Иоанна: «Думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг».
* М. Л. Рубцова. «Святитель Димитрий, митрополит Ростовский: исследования и материалы»
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!