У книжной полки. Александра Бахметева. Избранные жития святых

12 июня 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

Чтение духовных повествований о жизни святых приносит великую пользу. В жизнеописаниях христианских подвижников мы находим высокие образцы духовного совершенства, покаяния и самоотвержения, которые направляют нас ко спасению. С древних времен рассказы о жизни и подвигах святых передавались из поколения в поколение, сначала в устной, а потом и письменной форме сохранялись благочестивыми людьми. Позже стали появляться целые сборники житийных повествований, составленные духовными писателями. В 19 веке «Избранные жития святых» были изложены писательницей Александрой Николаевной Бахметевой, и этот ее труд выдержал  в дореволюционной России более десяти переизданий. Новый его выпуск в свет был осуществлен в настоящее время издательством Пальмира. Именно его мы предлагаем сегодня вашему вниманию. ***

В этой книге собраны «Избранные жития святых», кратко изложенные на основе Четьих миней святителя Димитрия Ростовского. Духовная писательница Александра Николаевна Бахметева была выдающейся личностью своей эпохи. Она прожила долгую и интересную жизнь, главным делом которой было литературное творчество. Будучи человеком глубоко верующим, небезразличным к окружающему, наблюдательным и эрудированным, писательница живо и интересно излагала в своих популярных и недорогих, рассчитанных прежде всего на читателей из простого народа, книжках события библейской и церковной истории. В России начала XX века книги, принадлежащие ее перу, были во многих семейных библиотеках и ими зачитывались дети.

В предисловии к этому труду автор писала: «Православная Церковь освящает каждый день воспоми­наниями о Господе Иисусе Христе, о Пречистой Богоматери или о святых угодниках Божиих. В молитвах и песнопени­ях своих Церковь обращается и к ветхозаветным пророкам и патриархам, и к святым угодникам и мученикам христи­анства как к живым членам своим и заступникам верую­щих. Очевидна польза душевная, которую может получить всякий, кто внимательно следит за этим непрерывным ря­дом церковных воспоминаний, извлекая из них назида­тельные примеры и черпая новые силы для трудного по­двига житейского». Как отмечает автор, «Праздники установлены в глубокой древности; поми­нание святых началось с первых веков христианства. Цель праздников — напомнить нам благодеяния Божии и тем пробудить в сердцах наших чувства любви и благодарно­сти к Подателю всех благ».

После сотворения мира Господь освятил седьмой день, день покоя, и в законе, данном Мои­сею, повелел помнить седьмой день и посвящать его Гос­поду. По повелению же Божию Моисей установил и другие праздники: праздник Пасхи — в память избавления израильтян от рабства египетского; праздник Пяти­десятницы — в память дарования закона; праздник Ку­щей — в память странствования израильтян по пустыне. Великие и чудные благодеяния явил Бог избранному народу Своему. Но, - по словам автора, - они были только слабым образом того, что Господь явил людям впоследствии, когда отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3:16). Сам Сын Божий сошел на землю, принял плоть человеческую и страданиями и вольной смертью искупил людей от плена смерти, даровав им вечную жизнь. С пришествием Спасителя, с устроением Церкви Христовой и дарованием нового закона древние праздники иудейские потеряли свое значение; их заме­нили праздники христианские, установленные в воспоми­нание событий новозаветных. Величайший из этих празд­ников есть Пасха, Воскресение Господне.

Перед вознесением Своим Господь повелел апостолам проповедовать Евангелие всем народам. Они испол­няли это усердно, хотя за то подвергались страшным гоне­ниям от иудеев и язычников. Иудеи, признававшие Бога истинного, Творца вселенной, не веровали, что Иисус Хри­стос есть Сын Божий и давно ожидаемый Спаситель мира; язычники поклонялись идолам; но апостолы, укрепляемые силой свыше, не боялись ни страданий, ни смерти и смело проповедовали истину. Слово Божие быстро распространялось. Успехи нового учения тревожили правителей и царей, которые жестоко преследовали христиан, считая их безбожниками и врагами государства. Самое сильное государство в то время было государство Римское: ему были покорны очень многие тогда извест­ные народы Старого Света. Римские императоры, язычники, издавали строжайшие указы против христиан. Как отмечает автор, история насчитывает до десяти жестоких гонений; первое было при Нероне в 64 году, последнее — при Диоклетиане, в 303 году.

Во всей империи преследовали христиан, приводили их к суду, убе­ждали поклоняться идолам или совершать языческое жерт­воприношение; и когда они на это не соглашались и про­должали исповедовать имя Господа Иисуса Христа, то пре­давали их ужаснейшим истязаниям: их били, терзали, жгли, бросали зверям; разрушали церкви христианские, жгли священные книги, представляли в самом превратном виде образ жизни христиан и обряды их богослужения, чтобы возбудить против них ненависть и презрение. Хри­стиане переносили все с кротостью и непоколебимой твердостью, молились за врагов своих, старались благотворить им и шли радостно на смерть за имя Иисуса Христа. В эти славные времена возник между христианами обычай записывать страдания и день кончины тех из них, которые полагали жизнь за веру свою. Эти повествования передавались из одной церкви в другую; и везде христиа­не, любившие друг друга братской любовью, творили па­мять по усопшим и благодарили Господа, Который помог им совершить честно путь временной жизни.

По прошествии трех веков жестокие гонения прекра­тились, потому что сам император римский, Константин, принял веру христианскую; но смуты и опасности другого рода волновали Святую Церковь. Разные лжеучители тол­ковали превратно учение христианское и этим смущали верующих; ереси распространялись между христианами; по поводу них возникли новые гонения. Но Господь охра­нял Церковь Свою и посылал ей много святых мужей, пол­ных мудрости и силы духа, которые наставляли и укреп­ляли колеблющихся, подавали пример христианских доб­родетелей и всегда были готовы жертвовать жизнью за святую веру. Они изустно и письменно объясняли закон Божий и, движимые Духом Святым, на Вселенских соборах излагали догматы, или правила веры, которые соблюда­ются свято и ненарушимо Православной Церковью.

Кроме того, - пишет автор, - мно­го святых мужей служили Господу в пустыне, презрев из любви к Богу славу и богатства мира сего; многие устраи­вали монастыри, излагали правила монашеской жизни, проповедовали веру христианскую язычникам. Святая Церковь с благоговением воспоминает всех этих верных служителей Господа: апостолов, мучеников, патриархов, исполняя тем наставление святого апостола Павла, кото­рый говорит: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13: 7). Святая Церковь посвящает некоторые дни ангелам, как заступникам и хра­нителям людей, воспоминает с благодарностью великие события церковной и гражданской истории, в которых Господь явил нам милость Свою, празднует благотворные явления и дни перенесения мощей святых угодников Божиих.

Как я уже отмечала, в Древней Церкви было обыкнове­ние записывать подвиги святых мучеников. О некоторых из них упоминали историки; составлялись также подроб­ные жизнеописания святых мужей. В X веке при греческом императоре Константине Багрянородном блаженный Си­меон Метафраст собрал все эти отдельные известия и опи­сания и расположил жития святых по месяцам и числам за весь год. Когда Русь приняла христианскую веру, до нее дошли некоторые жития, переведенные с греческого языка на славянский. Иноки Печерской лавры Нестор, Си­мон, Поликарп стали описывать жизнь русских угодников Божиих. То же делалось и в других монастырях. Двадцать лет трудился святитель Димитрий Ростовский над изданием Четьи миней. Его жития святых, расположенные в двенадцати книгах по месяцам и числам, увидели свет в 1704 году. Нельзя не радоваться, - говорит Бахметева, - что эти назидательные книги находят у нас многочисленных чи­тателей». Взяв за основу труд святителя, писательница постаралась представить краткое извлечение из Четьих миней, доступное и для детского возраста.

 

*** Как отмечают издатели, «жития святых — это животворящий источник для верующего человека. Духовное чтение утешает в горестях, избавляет от уныния и возвышает душу. Подвижники веры и благочестия ведут нас своими примерами ко Христу».  Александра Николаевна Бахметева, посвятившая свои труды народному просвещению, обладала редкой способностью рассказывать о событиях Священной истории в живой и доступной форме. Также живо и интересно она повествует о святых угодниках Божиих. Составляя жития святых, писательница надеялась, «что это чтение полюбится читателям нашим: они увидят высокие примеры веры, любви к Богу и ближнему, христианского мужества, терпения среди страданий, пол­ной покорности воле Божией. А пример — самое лучшее наставление: он вместе и научает, и ободряет». Сегодня «Избранные жития святых» Александры Бахметевой доступны современным читателям.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы