У книжной полки. Протоиерей Артемий Владимиров. Искусство словесного служения

9 сентября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

Проповеди протоиерея Артемия Владимирова всегда собирают большие аудитории, а благодарные слушатели и читатели уже много лет между собой называют батюшку «златоустым». Как «гостя встречают по одёжке», так для проповедников, по словам отца Артемия, одеянием служит их собственная речь. «Куда ступить, что молвить» – первая забота «народного трибуна», входящего в аудиторию, может быть, совершенно ему незнакомую. И, как часто происходят неудачи из-за неумения положить зачин слову! Первое впечатление, если оно отрицательное, оказывается, к несчастью, самым сильным. Об «Искусстве словесного служения» рассказывает протоиерей Артемий Владимиров в своей книге с одноименным названием.

***

В предисловии современная писательница Олеся Николаева пишет: «Бог создал мир Словом Своим: «Яко той речЕ и быша, той повелЕ, и создашася», Сам Бог-Слово «плоть бысть». Но и человека Он сотворил существом логосным, словесным. Однако человек искривил пути свои, и, кажется, вот-вот он вовсе утратит этот свой «генотип», своё основное свойство, отличающее его от животного мира. Ведь современный человек живёт среди пустых, мёртвых, утративших своё значение слов – слов, не несущих в себе никакой реальности и утративших свой смысл: соли, утерявшей свой вкус! Он попадает в плен самообразующихся словесных систем, за которыми не стоит бытие. Он становится жертвой фантома – лукавого празднословия.

По мнению Олеси Николаевой, «в своём пределе – такое существование без сущности можно сравнить с состоянием ада. От этого и предостерегает отец Артемий, призывая вернуться и прильнуть к своим национальным и религиозным корням. К тому языку, который является даром Божиим и на котором человек с дерзновением беседует со Словом Воплощённым. Это Слово возвращает словам исконный смысл и реальность. Книга отца Артемия обращена и к священникам-проповедникам, и к мирянам, ибо всякий христианин по самому званию своему является миссионером и должен, как писал апостол Пётр, быть всегда готовым всякому, требующему у вас отчёта в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением.

Отец Артемий опирается на свой собственный многолетний опыт общения с прихожанами и с аудиторией и даёт тонкие и деликатные советы. Например, «гораздо мудрее делиться духовным сокровищем, нежели нарочито назидать». Или - «разумно говорящий более всех назидает самого себя». Но главное, отмечает Олеся Николаева – книга написана великолепным русским языком – ароматным и упоительным, пронизана тем мягким юмором, который, как уверяет священник, никогда не помешает доброй проповеди. Она оснащена художественными образами, которые всегда найдут кратчайший путь к человеческому сердцу. А так же напоена вдохновением и выстроена с тем чувством меры, которое не позволяет мысли растекаться по древу, а делает её содержание чётким, ёмким и при этом – духовно питательным.

По словам самого автора, в этой книге, представлен малый плод уединённых раздумий о служении людям словом. Слово, - говорит отец Артемий, -  ныне мало ценится. Его, по большей части, почитают чем-то вроде маскировочного халата, позволяющего удобнее проникнуть на территорию противника. «Одно пишем, два в уме», «понимай наоборот» – так поневоле научена мыслить современная аудитория по причине лукавства говорящих. «Наш век устал от слов», – говорил об ушедшем столетии известный подвижник благочестия. Что же тогда сказать о двадцать первом?.. Другим было отношение к слову наших предков. «Прими слово с верой, - говорили они, – и обретёшь способность восхождения «во области заочны», туда, «где пребывает правда», где Сам Бог живёт «во свете неприступном» Своей вечной славы.

Принимая это во внимание, современным проповедникам, подобает знать, как приступать к словесному служению, к которому они призваны. Нам, - пишет отец Артемий, - выпало жить в век всеобщего оскудения. «Умалилась истина от сынов человеческих...» Незыблемые, казалось, прежде устои смещаются со своего основания. Повреждение нравов отражается и выражается во всех сферах человеческого бытия: культуре, искусстве, языке. Однако, - отмечает автор, - мы, ученики Христовы, – вовсе не заложники, не данники происходящего. Спаситель, даровавший человеческому роду Свой вечный нравственный закон, призывает нас следовать за Ним узким путём восхождения, запрещая скользить вниз по наклонной плоскости вместе с сынами противления.

Нам, - пишет отец Артемий, - заповедано трудничество, подвижничество, ибо иначе, без употребления усилий, невозможно плыть против общего течения. Этот постоянный труд самонаблюдения, покаяния, молитвы, самоукорения, труд поучения в Священном Писании, труд охранения себя от господствующего в мире растления похотью не может не выявляться в нашем слове. Слово – «лакмусовая бумажка» христианской души! Оно раскрывает тайны нравственного устроения личности. Поэтому, всякий, кто дерзает сегодня обращаться с добрым словом к соотечественникам, не может не думать о его форме.

Чтобы пояснить свою мысль, автор прибегает к аналогии. «В наши дни, - пишет он, - нет человека, который не был бы озабочен качеством пищи. Съестное ныне перестаёт быть полезным и питательным по причине множества искусственных добавок, красителей и прочего... Все заинтересованы в том, чтобы иметь на столе чистые «яства и питие». Словосочетание «натуральный продукт» стало в 21 столетии совершенно устойчивым. Не то же ли самое относится к слову, особенно если это не частный разговор, но публичная речь, проповедь? Сердца слушателей интуитивно тянутся к родному, литературному языку, в котором всё прекрасно, возвышенно и выразительно. Этот язык, напитанный «живыми» водами церковнославянского, являет себя в неветшающих шедеврах русской словесности, в произведениях Пушкина и Лермонтова, Толстого и Чехова, Тургенева и Есенина...

По словам отца Артемия, опыт показывает, что чистая русская речь, льющаяся из глубины милующего сердца, целительна для всех возрастов. Зачастую слушатели сами себе не могут объяснить, почему они с такой жаждой приникают к источнику родного живого слова. И чем дольше продолжается словесное общение, тем большую готовность слушать обнаруживают и выражают всем своим поведением собеседники. В чём же дело? Очевидно, что слово приносит неведомую или давно забытую радость приобщения к тому, что мы именуем красотой, истиной и благом и что восходит к Предвечному Слову, в Котором жизнь и свет человеков.

***

Книга протоиерея Артемия Владимирова «Искусство словесного служения» адресована в первую очередь пастырям, педагогам, катехизаторам, а во вторую – христианским политикам, дипломатам, адвокатам и всем, кто обращается с публичной речью к живой аудитории. Размышление о законах восприятия слова, о способах обретения собственного стиля, о художественных средствах выражения мысли – главное содержание книги. Повествование выдержано в традициях русского литературного языка и может послужить для читателей отправной точкой словесного служения людям.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать