У книжной полки. Илья Глазунов. Г.П. Чинякова, В.И. Большаков

6 сентября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

«В четверг, 12 июня 1930 года, Елизавета Дмитриевна Флуг (про­исходившая из старинного дворянского рода Прилуцких) записала: «У Олечки родился сын. Это долгожданное событие случилось во втор­ник, на следующий день после Дня Сошествия Святого Духа. Мальчик здоровенький, 3500 граммов весу. Оля писала: “Ребенка видела мель­ком, кажется довольно пролетарским”, а в следующем письме: “Сегод­ня он показался мне лучше, волосы с пробором на боку, с голубыми глазами”». В доме № 26 по Плуталовой улице в Ленинграде, на Петроград­ской стороне, на втором этаже жили две сестры со своими семьями. Из комнаты семьи композитора Рудольфа Мервольфа, где было уже двое детей, все время доносилась музыка, в комнате Глазуновых за дверью было тихо: здесь, не отрываясь от письменного стола, трудился отец семейства – соратник Питирима Сорокина, Сергей Федорович Глазунов, и лишь изредка плакал ребенок. Сын. Первенец». Так начинается история жизни не известного тогда никому мальчика Ильи, а впоследствии всемирно знаменитого художника Ильи Сергеевича Глазунова, описанная в книге, которую мы сегодня предлагаем вашему вниманию.

***

Книга, посвященная творческому пути русского художника Ильи Сергеевича Глазу­нова, вышла в свет в  Издательстве Мос­ковской Патриархии в серии «На путях веры». Она рассказывает о долгом, трудном, но необычайно ярком жиз­ненном пути замечательного художника, ревностного и требователь­ного педагога, крупного общественного деятеля, горячего патриота своего Отечества – разнопланово одаренной, колоритной личности, положившей свой талант на служение России. Повествование основа­но на объемном труде самого Ильи Сергеевича Глазунова, написанном им кровью своего сердца. Он назвал свою книгу «Россия распятая». Пройдя путем веры чрез многочисленные жизненные испытания и искушения, преодолев их, на склоне лет Илья Сергеевич просил только об одном: «Верую, спаси, Боже, вдохнови нас противиться воле сил зла всем существом нашим, помыслами и делами добрыми…»

По словам издателей, Илья Сергеевич Глазунов занимает огромное, совершенно ориги­нальное место в историко-культурной сфере нашего времени. Смыс­лом его творчества, его общественной жизни было служение истори­ческой России, русской исторической памяти. Наша противоречивая, трагичная и судьбоносная эпоха сформировала его мировоззрение, но вместе с этим сам художник своей горячей любовью к России, самобытным талантом и неутомимой энергией повлиял на эпоху, во многом определив ее культурный облик. Жизнь и творчество Ильи Сергеевича — пример того, как человек может воплотить в жизнь заветные идеалы своего рода: своим служением участвовать в преоб­ражении Отечества.

Окидывая мысленным взором пройденный им творческий путь от талантливого, яркого, но не признаваемого моло­дого художника до мэтра, стяжавшего мировую известность, неволь­но убеждаешься в том, что пути человеческие в руках Божиих. Что неисповедимый Промысл Божий так или иначе определяет назна­чение каждого человека и помогает выполнить его. Главное в том, чтобы человек услышал зов Божий, и тогда русская поговорка «и один в поле — воин» оказывается верна. Господь даровал Илье Сергеевичу супружеское счастье, послав в начале пути подругу жизни, которая стала не просто женой и матерью его детей, но его единомышленницей и соратницей. На склоне лет мастер встретил еще одно любящее женское сердце - человека, который в полной мере был его соработником в огромном деле создания Музея сословий и Галереи живописи само­го художника. В сложные минуты рядом с ним оказывались доброже­лательные благодетели и друзья, которые старались всемерно помочь ему и поддержать.

Каждый эпизод в жизни и творчестве Глазунова, по словам издателей, имеет свой глубо­кий смысл. Родился он в юбилейный год 550-летия Куликовской битвы. Спустя пятьдесят лет, будучи уже зрелым художником, Илья Сергеевич своим обширным циклом работ «Куликово поле» постарался пробу­дить дремлющее сознание своих соотечественников. В 1956 году работа Ильи Глазунова одержала победу на конкурсе в Праге, следствием этого стала персональная выставка в ЦДРИ 1957 года, участие в фестивале Молодежи и студентов в Москве в 1958 году, а также в Московском кинофестивале 1960 года, после чего известность и популярность худож­ника продолжали расти. Более шестидесяти лет мировой известности, постоянного раскрытия новых граней своего таланта, покорения новых вершин...

«Я считаю, - писал Глазунов, - что лестница — это то, что нужно быстро переша­гивать и не останавливаться на ступенях, когда ясна цель. У меня до сего времени был единственный автопортрет, назывался он "Лестница". Я написал эту работу, потому что я это чувствовал: бесконечную заснеженную лестницу, холод, одиночество, — и никого нет. Но я знал, что я должен подыматься, я знал, что я должен победить. Во мне всегда было чувство, что жизнь есть лестница и каждая ступень должна быть отмечена кровью победы и, если хотите, слезами творческой радости». Публичные выступления Ильи Сергеевича в средствах массовой информации, посвященные исторической судьбе России и ее культу­ре, его книги вызывали и вызывают неподдельный интерес и отмече­ны наградами.

Среди его зрителей никогда не было абсолютного и полного единодушия, как его не может быть в отношении большого и яркого дарования, которое ставит перед современниками сложные и острые вопросы, пытаясь пробудить в них совесть, живую работу мысли. До сих пор временами разгораются жаркие споры о творчестве И.С. Глазунова, — это, - как считают издатели, - знак того, что его искусство живо, действенно, пробуждает сознание и нравственное чувство. Многие стояли долгими часами в очереди, вьющейся вокруг Манежа, но много было и тех, кто тайно или явно старался препятствовать его растущему успеху. Впрочем, они лишь укрепляли бойцовский характер Ильи Сергеевича, любившего повторять изречение Юлия Цезаря: «Если против тебя все, значит, ты очень силен». Главным для Ильи Сергеевича было осознать свои вы­бор, свой «мучительный вопрос» на всю жизнь: «Служить Богу или сатане, добру или злу». Из этих двух путей, определяющих всю линию жизни, уже в юности, почувствовав свою причастность к жизни Великой России, художник избрал свой путь как служение ей и русскому народу.

По словам Александра Проханова, написавшего предисловие к этой книге, «Илья Сергеевич – избранник Божий, он среди тех, кто формировал стержень той эпохи, которую мы переживаем. Ведь в 1950-х годах, ког­да он начал свою творческую деятельность, эпоха была совсем другая, но он стал тем творцом, который смог свои идеи пронести через шесть­десят лет активного художественного творчества, находясь все время на вершине славы. Конечно, здесь многое зависело и от его мужества, от его таланта, от его упорства, но главное – от Бога. Его посетило благодатное чудо, может быть, в детстве, может, позднее. Быть может это случилось, когда он вышел на цветущую лужайку и увидел, как над ней пролетает русская сойка с голубым крылом, и почувствовал, что он не может жить иначе, не воспевая и не охраняя это очарование русского мира. Это было мгновение, когда Ангел тронул его чувстви­тельную юную душу.

В книгах художника, по словам Проханова, - «этот момент не описан, и он об этом никогда не говорит, потому что это великое таинство. Но именно это откровение и предопределило его путь, его судьбу, его победу. Именно этим путем вел его Божественный Ангел Хранитель, нередко, в прямом смысле слова, по минному полю, всякий раз оберегая от катастрофы». Мы вправе утверждать, - говорят издатели, - что в Илье Сергеевиче Глазунове воплотил­ся особый тип художника-воина, который, словно бесстрашный и все­побеждающий средневековый рыцарь или древнерусский богатырь, своим художественным образом, словно мечом, пробивает себе дорогу в стане врагов. По словам владыки Тихона (Шевкунова), картины Глазунова — это набат, это — крик человека, понимающего острую необходимость де­ятельности по возрождению России, тоскующему по торжеству спра­ведливости. Охватив единым взглядом прошедшие полстолетия, мы должны признать, что жили в то время, когда он, движимый непоколе­бимой верой и любовью к России, мужественно поднял знамя борьбы за утверждение правды русской жизни, за победу традиции творческого созидания над тотальным разрушением, за утверждение глубинных ос­нов Русской цивилизации и нетленных идеалов Святой Руси.

***

Илья Сергеевич Глазунов был полон сил, энтузиазма и творческого горения, не­утомимо продолжал работать на благо России, он задумал огромный триптих «Первая мировая. Вторая мировая. Настоящий день», но 9 июля 2017 года перестало биться сердце горячего патриота и боль­шого художника земли Русской. По словам издателей, Илья Сергеевич много сделал в своем служении защите культурных ценностей нашего Отечества, он основал Российскую Академию живописи, ваяния и зодчества, собрал замечательную художественную коллекцию, которую пере­дал в дар своей Родине, и окончил свою насыщенную жизнь православным человеком. Мы надеемся и верим, - говорит главный редактор Издательства МП епископ Балашихинский Николай, - что ныне, завершив путь жизни земной, раб Божий Илия снискал милость Божию. Пусть его жизнь, его напряжен­ный поиск Высшей Истины и Высшей Красоты поможет и нам в вы­боре наших путей».

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать