Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святая Земля, Иерусалим, Гроб Господень. Эти названия с юных лет знакомы всем христианам самых разных стран. Уже в первые столетия от Рождества Христова благочестивые богомольцы предпринимали паломничества к местам земной жизни Иисуса Христа. По крайней мере с 11 века, ходили и русские люди в Святую Землю. И несмотря на то, что ходу туда было полтора года, многие отправлялись в это долгое и непростое путешествие. Что и говорить, сегодня этот путь займет гораздо меньше времени, вот только чувства современных паломников будут созвучны тем, что переполняли и наших предков. Ведь время идет, все изменяется, а Святая Земля остается Святой Землей, местом, где жил Спаситель. Узнать, что чувствует современный путешественник, приехавший в Иерусалим, нам поможет книга Ирины Токаревой, вышедшая в свет в Издательстве «Белорусская Православная Церковь». Она называется – «Иерусалимские рассказы. Записки паломницы». ***
Ирина Токарева - белорусская писательница, педагог с 35-летним стажем. Живет в Минске. Автор серий познавательных книг: «Сказки для вундеркиндов», «Детский детектив», «История для детей», проектов по духовно-нравственному воспитанию; методических разработок по «Основам православной культуры»; сценариев православных праздников; песен и стихов. «Иерусалимские рассказы» родились из записей дневника, который автор вела во время паломнических поездок на Святую Землю на протяжении 18 лет. Многие истории – это воспоминания и рассказы матушек Горненского женского монастыря, что рядом с Иерусалимом. По словам издателей, книга приглашает читателя совершить путешествие по Святой Земле, «пожить» в Горненском монастыре, побывать на службе в храме Гроба Господня, узнать о чудесах, происходящих на благословенной земле, по которой две тысячи лет назад проходил путь Самого Спасителя.
В предисловии автор пишет: «Иерусалим... Пятое Евангелие... Словно каменная книга, рассказывает он о библейских событиях. Листая страницы этой книги, еще раз убеждаемся, мы, маловерные: каждое слово Писания истинно! Как бы хотелось, чтобы тут хоть раз смог побывать каждый и ощутить в полной мере свою личную принадлежность к великому замыслу Творца, радость познавания Его... Здесь, на Святой Земле, то, порой, остро чувствуешь свое несовершенство, недостаточность, сожаление о потерянном для души времени. То вдруг, словно волной, накрывает благодать... Утешение... На самый малый миг... Не удержать, не осознать... Но даже за это короткое мгновение успевает залить душу тихим счастьем и, одновременно, тоской по горнему миру. И рождается в сердце благодарность к Тому, Кто так любит нас... Удивительные чувства, от которых трепещет наше слабое сердце...»
В первой части книги автор рассказывает о русском Горненском женском монастыре, который стоит недалеко от Иерусалима на горных склонах. «Раньше это была арабская деревня Эйн-Керем, что значит «источник в винограднике». Именно здесь находился когда-то дом Иоанна Крестителя, его родителей праведных Захарии и Елисаветы. Сюда, в град Иудов, «со тщанием» спешила когда-то Пресвятая Дева, чтобы сообщить своей родственнице, будущей матери Иоанна Предтечи, радостную и великую благую весть. Здесь же родилась Ее чудесная трогательная песнь «Величит душе Моя Господа...». Три месяца находилась Матерь Божия здесь, в Горней. Гуляла по этой земле, вдыхала ее ароматы, касалась молчаливых серых камней, спускалась к источнику, в котором и теперь можно набрать воды. Непостижимо...»
Каждый год на пятый день от Благовещения из Троицкого собора Русской миссии в Иерусалиме в монастырь прибывает икона Благовещения Пресвятой Богородицы. Ее встречают торжественно. Вся дорога устилается цветами и травами. Горненские матушки ждут Гостью с хлебом-солью. Торжественная процессия Крестного хода двигается по иерусалимской земле в сопровождении множества народа. Владычица Богородица прибывает в Горнюю, точно так же, как когда-то при Своей земной жизни, и остается на три месяца в обители, в память о Своем пребывании в доме праведных Захарии и Елисаветы (до Рождества Иоанна Крестителя). Ее оставляют на игуменском месте в монастырском храме, украшают образ голубым одеянием, наподобие монашеской мантии, рядом ставят игуменский жезл. Теперь Она на три месяца здесь небесная Игуменья, Хозяйка. У Нее, а потом у настоятельницы, берут благословение сестры на всякое дело».
Как рассказывает автор, «Горняя стала русской землей в 1871 году при архимандрите Антонине (Капустине), стоящем во главе Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Это место рождества Предтечи. Иоанна Крестителя почитают игуменом этих мест. Вокруг, куда ни глянь, скаты гор горбами одна за другой. Домики инокинь словно прилеплены к крутым склонам. Вокруг кипарисы, маслины, с которых сестры палками сбивают плоды, те дождем сыплются на подстилки. Многочисленные толстые коты разгуливают по дорожкам. Аккуратные цветники. Особенно хорош Горний весной в феврале-марте, когда цветет ароматный миндаль, и появляются подснежники. На высоком холме величественный собор, к которому ведут крутые ступени длинных лестниц. Вверх и вверх, мимо келий матушек, мимо их маленьких садиков, огромных цветочных горшков с ухоженными кустиками роз. Вокруг спокойствие и тишина, только шелест олив и птичье пение. Рай на земле!
60 сестер, проживающих в монастыре, трудятся в швейной, свечной, иконописной мастерских; в библиотеке, трапезной, гостинице для паломников. А еще на них работа по хозяйству. Несут послушание сестры и в Троицком соборе Русской Миссии, а также на участках, принадлежавших нашей церкви: в монастыре Святого апостола Петра в Яффо, где находится гробница праведной Тавифы, на участке с храмом Пророка Илии на горе Кармил, на участке в Тиверии с храмом Равноапостольной Марии Магдалины на берегу Галилейского озера. Одна из монхинь говорит: «Главное наше послушание - послушание Марфы. Наши сестры трудятся, чтобы у паломников все было». «Когда паломник своими глазами сподобился видеть места евангельских событий, он уже и Евангелие по-другому читает, воспринимает слова глубже и постепенно меняет свою жизнь на более духовную. Настоящий переворот в душе происходит. Возвращается человек уже другим. Свет воспоминаний остается на всю жизнь». Но все же, как отмечает автор, «главная особая миссия у горненских сестер - молитвенное предстательство у святых мест за Русскую Церковь, русскую землю, русский народ».
Как свидетельствует автор, Горний удивительно красив. Здесь каждая травинка дышит умилением, детской радостью. К сожалению, - говорит Ирина Александровна, - мы со временем перестаем так чувствовать окружающий мир, как в детстве. Бывает, хочется вдохнуть полной грудью, замереть и забыть о времени при виде таинства жизни вокруг... Но поток забот, мыслей влечет дальше... Остается печаль, будто что-то не дослушал, недопонял, не сделал...
Вдруг поймешь, что так мало увидел,
Не объял эту чистую синь,
Одинок в многолюдье привычном
И все так же далек от мечты.
И на чудные глядя картины,
Хочешь воздуха свежесть вдохнуть,
Разорвать суеты паутину,
Легким облачком в небо шагнуть...
И вот здесь, в Горнем, в этой тишине, одиночестве, торжественном покое возвращается в сердце давно утраченное, милое. Благодарю Тебя, Господи, за эти радостные минуты! Чудесно стоять перед каменным парапетом в Горнем и смотреть вниз на склоны гор, зелень, желтые дороги. Вот они библейские места! Раньше представляла их, рисовала картины в сознании. А тут вот они, перед тобой оживают! По этим склонам, холмам и дорогам ходили когда-то величайшие святые, апостолы и Сам Господь наш Иисус Христос! … А внизу, как на ладони, Иерусалим. Светят огни огромного города. И где-то там в глубине его узеньких улиц время хранит самые драгоценные для христиан святыни. О нем Ирина Токарева рассказывает в следующей части своей книги. А затем читатели вместе с автором пройдут по Вифлеему, Галилее, преодолеют долгий путь по Иудейской пустыне, доберутся до реки Иордан. И поймут, какие чувства охватывают паломника, посещающего все эти святые места.
*** По словам автора, «любая паломническая поездка словно вытаскивает нас из омута повседневной суеты, заставляет остановиться и переосмыслить свою жизнь. Все бытовые заботы сразу отходят на второй план. Мысли устремляются к небу. Обогащается и очищается пространство души. Путь, совершаемый по земле Христа, становится для души такой сильной опорой, которой хватает на долгую жизнь. Чем больше узнаешь на этом пути, тем необъятней открываются горизонты. Дарами Святой Земли напитывается сердце и ум. Евангелие оживает... Становишься вроде больше связан с этими событиями (и можешь уже сказать): «Я была там! Да, через две тысячи лет, но была!»
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 29 марта
День ангела. 29 марта
Церковный календарь 29 марта. Священномученики Трофим и Фал Лаодикийские
Евангелие 29 марта. Свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля
Читаем Апостол. 29 марта 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!