Аудио |
|
Скачать .mp3 |
55 лет назад, 22 ноября закончилась земная жизнь известного христианского писателя и апологета Клайва Стейплса Льюиса. В детские годы он, после смерти матери, потерял не только самого близкого для него человека, но и веру в Бога. Прошел ни один десяток лет, прежде чем Льюис, после длительных сомнений и духовных поисков на 33-м году жизни стал убежденным христианином. Радость обращения писателя ко Христу побудила его к созданию произведений, в которых он делился мыслями обо всем том, что перевернуло его внутреннюю жизнь. Самая известная из его книг, это конечно же, - «Хроники Нарнии». Незадолго до смерти, в 1962 году, Льюис в письме к одному из своих юных читателей, написал: «Боюсь, я сказал о Нарнии всё, что хотел, и продолжения не будет. Почему бы тебе не сочинить его самому?» Нам неизвестно, было ли написано продолжение тем юным адресатом писателя, но такое продолжение всё-таки есть. И написано оно русским писателем Алексеем Александровичем Федотовым. Его книгу под названием «Хроники Зверландии. Повесть сказка», выпущенную в свет издательством Синтагма мы и предлагаем сегодня вашему вниманию.
***
Автор этой книги - Алексей Александрович Федотов - писатель и учёный, профессор Ивановского филиала Института управления (г. Архангельск), религиовед, доктор исторических наук, кандидат богословия, член Союза журналистов и Союза писателей России. Его «Хроники Зверландии» написаны в очень необычном и редком жанре - жанре сказки для взрослых "детей", для тех, кто, повзрослев годами, остаётся в душе ребёнком. Почему же писатель выбрал именно этот жанр для выражения своих идей? По словам издателей, в ответ на этот вопрос Алексей Федотов любит цитировать своего предшественника, Клайва Стейплза Льюиса, который так объяснял, почему он выбрал сказку в качестве формы для целого цикла своих книг, получивших мировую известность:
«В ней не было ни сложных характеров, ни любовных линий. Жанр, в котором всё это отсутствует, - сказка. И как только я понял это, я полюбил саму форму: её краткость, строгую сдержанность описаний, её гибкие традиции, её непримиримость ко всякому анализу, к отступлениям, рассуждениям и прочей болтовне. Сказки обобщают, оставаясь в то же время конкретными; представляют в осязаемой форме не понятия, а целые классы понятий, они избавляют от несообразностей». В детстве Льюис писал о сказочной стране Зверландии, которая, по его словам, «не имеет ничего общего с Нарнией, за исключением разве очеловеченных зверюшек. Зверландия принципиально лишена даже намёка на волшебство».
Алексей Федотов впервые попробовал написать о звериной стране тоже в детстве, но прошло более тридцати лет, когда, после знакомства с «Хрониками Нарнии», а затем и со всем творчеством К.С. Льюиса, он вдруг за две недели написал первую часть «Хроник Зверландии». Нужно сразу отметить, - говорят издатели, - что нарисованный им мир не похож на мир, показанный знаменитым англичанином; если брать литературу туманного Альбиона, то скорее вспомнится Джонатан Свифт, впрочем, лишённый мизантропии и желчи. И хотя Зверландия, выдуманная русским автором, и не лишена намёка на волшебство, при чтении вас не оставляет ощущение необычайной реалистичности сказки. Книга Алексея Федотова получилась глубокой и многоуровневой, и каждый читатель сможет почерпнуть из неё что-то полезное и интересное лично для себя.
Аллюзии, которыми наполнена книга, могут иметь разное прочтение в зависимости от опыта читателя. Издатели предлагают один из вариантов этого прочтения, учитывая то, что автор произведения - историк и религиовед. «Пожалуй, - отмечается в предисловии, - самые яркие образы, появляющиеся в сказке, это Крылатый Лев - ангел хранитель сказочной страны Зверландии, и Древний Змей - демон, мучающий эту страну. Автор очень ярко показывает, что их власть в стране зависит от того, к добру или ко злу склоняются жители сказочной страны. Читатель может увидеть параллели с русской историей, в частности, в первой части - с отречением императора страстотерпца Николая Второго от престола в 1917 году. Тогда тоже были люди, считавшие, что как только Россия перестанет быть монархией, всё сразу станет прекрасно. Свою частную волю они ставили на место воли народа, полагая, что им виднее, как будет лучше для страны. В реальности же отречение императора стало началом нового периода страданий России. Именно это и показывает автор на примере жизни героев Зверландии.
Чёрный Кот - главный герой первой части трилогии – по мнению издателей, - получился персонажем сложным и интересным. В начале сказки он имеет какие-то черты честного государственного служащего, на определённом этапе прельстившегося внешней мишурой, но пока ещё наивного, считающего, что преобразования нужны для блага Зверландии. Но постепенно Чёрный Кот начинает допускать, что реформы нужны сами по себе, и это становится началом его падения. Символично, что именно Кот свергает Крылатого Льва, изгоняет его из Царства и освобождает Древнего Змея. Большинство жителей страны, опьяненные перспективой стать из подданных Царя свободными гражданами, поддерживают взбунтовавшегося Черного Кота.
Как отмечают издатели, жизнь героев сказки после государственного переворота становится чем-то похожа на жизнь в современной России или послевоенной Америке. Социальные пороки и преступления множатся по мере уклонения жителей Зверландии в сторону греха. Постепенно все они, так стремившиеся к свободе, становятся рабами Древнего змея. Автор противопоставляет подлинный выбор между добром и злом выбору того или иного политического лидера. Он показывает, что выбор жителей страны в пользу Древнего змея вначале кажется более лёгким и безопасным, но оборачивается множеством страданий, а выбор в пользу Крылатого Льва вначале кажется опасным и невозможным, а в итоге оказывается простым и Дарующим радость и истинную свободу.
Вторая часть хроник - «Орден Крылатого Льва» - вводит нас в жутковатый мир своего рода концлагеря, обитатели которого должны собираться на благодарственные собрания, чтобы выразить свою обязательную радость по поводу того, что с них содрали три шкуры. Таких обществ в двадцатом веке и начале третьего тысячелетия известно немало. В этом мире процветают тотальная слежка и несвобода, но в то же время в нем ещё присутствуют дружба, благородство, самопожертвование. Автор показывает внутреннее вызревание личности главного героя, которому для того, чтобы совершить предначертанное, необходимо простить накопившиеся от детства до старости обиды, переосмыслить как свою собственную жизнь, так и жизнь своих родителей и близких людей, и уже с этим опытом пройти сквозь насмешки и поругание, чтобы достучаться до окаменевших сердец.
Третья часть трилогии - «Последний Кот Зверландии» - ещё одна зарисовка на тему того, каким же может быть конец истории этого мира. По содержанию она совсем другая, чем, например, «Последняя битва» Клайва Льюиса, но в чём-то глубинном видение авторов совпадает: мир гибнет только потому, что в нём не остаётся ничего хорошего, что могло бы ещё жить. Но в то же время добро не пропадает без следа, оно обретает бытие в обновлённом мире, творимом на месте разрушенного. Во всех частях сказки очень точно прослеживается путь человека от добра ко злу и обратно, а также подчёркивается значение личности для исторического процесса. Один обратившийся помогает обращению многих других, а затем способствует изменению жизни всей страны. Много и других интересных христианских мыслей можно найти в этом замечательном произведении, если читать его вдумчиво.
***
Как говорил Клайв Стейплс Льюис: «В идеале сказка может дать даже больше, чем реалистическое произведение. Благодаря ей мы приобретаем новый опыт, потому что сказки не "комментируют жизнь", а делают её полнее». Конечно, - говорят издатели, - в сказочной стране все намного проще, чем в «реальной» жизни. Но проблемы в ней совсем те же, с которыми сталкиваемся мы в повседневности. И так же сложно за ежедневной суетой не потерять способность различать добро и зло, не разучиться любить и прощать. А еще сложнее - осознать, что именно от твоего, казалось бы, ничего не значащего внешне выбора между добром и злом может зависеть не только твоя судьба, но и судьба всей страны...
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле
СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: Вифлеемская икона и акафист Божией Матери. Великий пост
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 19 апреля 2024
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 19 апреля 2024
Томск. Пасхальный фестиваль хоров храмов Томской епархии
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!