У книжной полки. А.А. Федотов. Хроники Зверландии. Повесть сказка

22 ноября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

55 лет назад, 22 ноября закончилась земная жизнь известного христианского писателя и апологета Клайва Стейплса Льюиса. В детские годы он, после смерти матери, потерял не только самого близкого для него человека, но и веру в Бога. Прошел ни один десяток лет, прежде чем Льюис, после длительных сомнений и духовных поисков на 33-м году жизни стал убежденным христианином. Радость обращения писателя ко Христу побудила его к созданию произведений, в которых он делился мыслями обо всем том, что перевернуло его внутреннюю жизнь. Самая известная из его книг, это конечно же, - «Хроники Нарнии». Незадолго до смерти, в 1962 году, Льюис в письме к одному из своих юных читателей, написал: «Боюсь, я сказал о Нарнии всё, что хотел, и продол­жения не будет. Почему бы тебе не сочинить его само­му?» Нам неизвестно, было ли написано продолжение тем юным адресатом писателя, но такое продолжение всё-таки есть. И написано оно русским писателем Алексеем Александровичем Федотовым. Его книгу под названием «Хроники Зверландии. Повесть сказка», выпущенную в свет издательством Синтагма мы и предлагаем сегодня вашему вниманию.

***

Автор этой книги -  Алексей Александрович Федотов - писатель и учёный, профессор Ивановского филиала Института управления (г. Архан­гельск), религиовед, доктор исторических наук, кан­дидат богословия, член Союза журналистов и Союза писателей России. Его «Хроники Зверландии» написаны в очень необычном и редком жанре - жанре сказки для взрослых "детей", для тех, кто, повзрослев годами, остаётся в душе ребёнком. По­чему же писатель выбрал именно этот жанр для выра­жения своих идей? По словам издателей, в ответ на этот вопрос Алексей Федотов любит цитировать своего предшественника, Клайва Стейплза Льюиса, который так объяснял, почему он выбрал сказку в ка­честве формы для целого цикла своих книг, получив­ших мировую известность:

«В ней не было ни сложных характеров, ни любовных линий. Жанр, в котором всё это отсутствует, - сказка. И как только я понял это, я полюбил саму форму: её краткость, строгую сдержан­ность описаний, её гибкие традиции, её непримири­мость ко всякому анализу, к отступлениям, рассужде­ниям и прочей болтовне. Сказки обобщают, оставаясь в то же время конкретными; представляют в осязаемой форме не понятия, а целые классы понятий, они избав­ляют от несообразностей». В детстве Льюис писал о сказочной стране Зверландии, которая, по его словам, «не имеет ничего общего с Нарнией, за исключением разве очеловеченных зверюшек. Зверландия принципиально лишена даже намёка на волшебство».

Алексей Федотов впервые попробовал на­писать о звериной стране тоже в детстве, но прошло бо­лее тридцати лет, когда, после знакомства с «Хроника­ми Нарнии», а затем и со всем творчеством К.С. Льюиса, он вдруг за две недели написал первую часть «Хроник Зверландии». Нужно сразу отметить, - говорят издатели, - что нарисован­ный им мир не похож на мир, показанный знаменитым англичанином; если брать литературу туманного Аль­биона, то скорее вспомнится Джонатан Свифт, впрочем, лишённый мизантропии и желчи. И хотя Зверландия, выдуманная русским автором, и не лишена намёка на волшебство, при чтении вас не оставляет ощущение необычайной реалистичности сказки. Книга Алексея Федотова получилась глубокой и многоуровневой, и каждый читатель сможет почерп­нуть из неё что-то полезное и интересное лично для се­бя.

Аллюзии, которыми наполнена книга, могут иметь разное прочтение в зависимости от опыта читателя. Издатели предлагают один из вариантов этого прочтения, учитывая то, что автор произведе­ния - историк и религиовед. «Пожалуй, - отмечается в предисловии, - самые яркие образы, появляющиеся в сказке, это Крылатый Лев - ангел хранитель сказоч­ной страны Зверландии, и Древний Змей - демон, му­чающий эту страну. Автор очень ярко показывает, что их власть в стране зависит от того, к добру или ко злу склоняются жители сказочной страны. Читатель может увидеть параллели с русской исто­рией, в частности, в первой части - с отречением императора страстотерпца Николая Второго от престола в 1917 году. Тогда тоже были люди, считавшие, что как только Россия перестанет быть монархией, всё сразу станет прекрасно. Свою частную волю они ставили на место воли народа, полагая, что им виднее, как будет лучше для страны. В реальности же отречение импера­тора стало началом нового периода страданий России. Именно это и показывает автор на примере жизни героев Зверландии.

Чёрный Кот - главный герой первой части трило­гии – по мнению издателей, - получился персонажем сложным и интересным. В начале сказки он имеет какие-то черты честного государственного служащего, на определённом эта­пе прельстившегося внешней мишурой, но пока ещё наивного, считающего, что преобразования нужны для блага Зверландии. Но постепенно Чёрный Кот на­чинает допускать, что реформы нужны сами по себе, и это становится началом его падения. Символично, что именно Кот свергает Крылатого Льва, изгоняет его из Царства и освобождает Древнего Змея. Большинство жителей страны, опьяненные перспективой стать из подданных Царя свободными гражданами, поддерживают взбунтовавшегося Черного Кота.

Как отмечают издатели, жизнь героев сказки после государственного перево­рота становится чем-то похожа на жизнь в современной России или послевоенной Америке. Социальные пороки и преступления множатся по мере уклонения жителей Зверландии в сторону греха. Постепенно все они, так стремившиеся к свободе, становятся рабами Древнего змея. Автор противопоставляет подлинный выбор меж­ду добром и злом выбору того или иного политическо­го лидера. Он показывает, что выбор жителей страны в пользу Древнего змея вначале кажется более лёгким и безопасным, но оборачивается множеством страданий, а выбор в пользу Крылатого Льва вначале кажется опас­ным и невозможным, а в итоге оказывается простым и Дарующим радость и истинную свободу.

Вторая часть хроник - «Орден Крылатого Льва» - вводит нас в жутковатый мир своего рода концлагеря, обитатели которого должны собираться на благодар­ственные собрания, чтобы выразить свою обязатель­ную радость по поводу того, что с них содрали три шку­ры. Таких обществ в двадцатом веке и начале третьего тысячелетия известно немало. В этом мире процветают тотальная слежка и несвобода, но в то же время в нем ещё присутствуют дружба, благородство, самопожерт­вование. Автор показывает внутреннее вызревание личности главного героя, которому для того, чтобы совершить предначертанное, необходимо простить на­копившиеся от детства до старости обиды, переосмыс­лить как свою собственную жизнь, так и жизнь своих родителей и близких людей, и уже с этим опытом прой­ти сквозь насмешки и поругание, чтобы достучаться до окаменевших сердец.

Третья часть трилогии - «Последний Кот Зверландии» - ещё одна зарисовка на тему того, каким же мо­жет быть конец истории этого мира. По содержанию она совсем другая, чем, например, «Последняя битва» Клайва Льюиса, но в чём-то глубинном видение авто­ров совпадает: мир гибнет только потому, что в нём не остаётся ничего хорошего, что могло бы ещё жить. Но в то же время добро не пропадает без следа, оно обретает бытие в обновлённом мире, творимом на месте разру­шенного. Во всех частях сказки очень точно прослеживается путь человека от добра ко злу и обратно, а также под­чёркивается значение личности для исторического про­цесса. Один обратившийся помогает обращению многих других, а затем способствует изменению жизни всей страны. Много и других интересных христианских мыс­лей можно найти в этом замечательном произведении, если читать его вдумчиво.

***

Как говорил Клайв Стейплс Лью­ис: «В идеале сказка может дать даже больше, чем ре­алистическое произведение. Благодаря ей мы приобре­таем новый опыт, потому что сказки не "комментируют жизнь", а делают её полнее». Конечно, - говорят издатели, - в сказочной стране все намного проще, чем в «ре­альной» жизни. Но проблемы в ней совсем те же, с ко­торыми сталкиваемся мы в повседневности. И так же сложно за ежедневной суетой не потерять способность различать добро и зло, не разучиться любить и про­щать. А еще сложнее - осознать, что именно от твоего, казалось бы, ничего не значащего внешне выбора меж­ду добром и злом может зависеть не только твоя судьба, но и судьба всей страны...

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать