У книжной полки. Грехи записала, а раскаяния нет. Книга об исповеди и покаянии

16 августа 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

«Грехи записала, а раскаяния нет», - такие слова услышал однажды преподобный Нектарий Оптинский от прихожанки, пришедшей к нему на исповедь. Наверно, такое состояние души знакомо и современным людям. Готовясь к исповеди, многие открывают специальные книги, в которых все грехи подробно описаны, выписывают так сказать «подходящие» на бумагу и зачитывают на исповеди. Но вот тут-то и возникает проблема: грехи все записаны, рассказаны, но прочувствованы ли? А ведь покаяние, как учат нас святые отцы, является основанием нашего спасения. О том, как принимали исповедь знаменитые старцы, чему учили, какие наставления давали приходящим к ним, рассказывает книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве Ковчег и называется – «Грехи записала, а раскаяния нет. Книга об исповеди и покаянии».

***

В этой книге рассказывается об исповеди у святых и непрославленных старцев, архиереев и иереев Русской Православной Церкви, приводятся их душеполезные наставления. Читая главу за главой, вы мысленно побываете в разных русских обителях и храмах, куда в былые времена спешили люди на исповедь к знаменитым старцам и архипастырям. Таким, как преподобные Серафим Саровский, Варсонофий и Нектарий Оптинские, праведные Иоанн Кронштадтский и Алексий Мечёв, святитель Николай Алма-Атинский и Казахстанский и митрополит Трифон (Туркестанов). Современники этих великих подвижников сохранили для нас их жизнеописания, их советы, в числе которых немало есть слов, посвященных Таинству Покаяния. Крупицы этого духовного наследия собраны и на страницах этого издания.

Открывает книгу рассказ об исповеди в Китаевской пустыни, которая раньше была скитом Киево-Печерской Лавры. Как отмечают издатели, рукопись с исповедью была найдена в бумагах преподобного Амвросия Опинского. Впервые ее напечатали в 1911 году в дополненном издании знаменитой книги «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу». И вот что в частности пишет странник о посещении им Китаевской пустыни: «На другой день, с помощью Божией, пришел я в Киев. Первое и главное желание мое было, чтобы поговеть, исповедаться и причаститься Св. Тайн Христовых в сем благодатном месте, а потому я и остановился поближе к угодникам Божиим, дабы удобнее было ходить в храм Божий. Меня принял в свою хижину добрый старый казак, и, как он жил одиноко, мне у него было спокойно и безмолвно.

В продолжение недели, в которую я готовился к исповеди, мне пришла мысль, чтобы как можно подробней исповедаться. Я и начал от юности моей вспоминать и перебирать все мои грехи в самой подробности, чтобы все это не забыть; я начал все, что вспомню, записывать до самых даже мелочей и написал большой лист. Услышал я, что за 7 верст от Киева в Китаевой Пустыни есть духовник подвижнической жизни и весьма мудрый и благоразумный, - кто ни побывает у него на духу, приходит в чувство умиления и возвращается со спасительным наставлением и легкостью в душе. Сие очень меня возрадовало и я немедленно пошел к нему. Посоветовавшись и побеседовавши, я подал ему свой листок на рассмотрение. Прочитавши оный, он сказал мне: «ты, любезный друг, написал много пустого».

Далее старец дал ему несколько советов, что не должно говорить на исповеди, а в заключение сказал: «Ты пришел каяться, а не каешься в том, что не умеешь каяться, т. е. хладно и небрежно приносишь покаяние. Мелочи ты все перечел, а самое главное опустил из вида,- не объявил самых тяжких грехов, не сознал и не записал, что ты не любишь Бога, ненавидишь ближнего, не веруешь слову Божию и преисполнен гордостью и честолюбием. В сих четырех грехах вмещается вся бездна зла и все наше душевное развращение. Они суть главные корни, от коих происходят все отростки наших грехопадений». Услышавши это, странник стал прекословить старцу, что не имеет подобных грехов. Но тот дал ему списочек, по которому сам всегда исповедовался. Прочитав его странник увидел точные доказательства всего того, что старец ему говорил. Этот списочек, по которому и читатели могут проверить себя, представлен далее на страницах книги.

Следующая глава книги рассказывает о том, как исповедовал прп. Серафим Саровский. «...Приступай к покаянию, и оно будет ходатайствовать за тебя перед Богом», - говорил старец, к которому после его выхода из затвора, началось массовое паломничество верующих. «Можно сказать без преувеличения, - пишет священномученик Серафим (Чичагов) в своей «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», - что вся Россия в это время знала и чтила отца Серафима, по крайней мере, слух о великом подвижнике ходил повсюду». Богатые и бедные, простецы и мудрецы, знатные и простолюдины устремлялись к великому старцу, чтобы покаяться, получить благословление и наставление. И преподобный Серафим принимал всех без исключения, беседую и поучая спасению. О том, как это происходило, читайте на страницах книги.

О том, «как зажечь огонь для пробуждения совести...», мы узнаем из проповеди митрополита Трифона (Туркестанова), которая была произнесена владыкой в марте 1932 года перед общей исповедью. Митрополит Трифон в послереволюционное время безвыездно проживал в Москве, где ему неоднократно приходилось менять место жительства из-за преследования властей. Находясь формально на покое, владыка, по словам митрополита Питирима, «поистине был подлинным лидером Москвы». Он обладал ярким, самобытным характером с тонким поэтическим восприятием внешнего и внутреннего мира, был наделен даром любви, прежде всего к недугующим и страждущим, а еще - даром непрестанной сердечной молитвы. Его приглашали служить во многие московские храмы, и каждый раз его службы собирали толпы молящихся. Проповедь Владыки о покаянии и составленное им исповедание грехов вы также найдете в этой книге.

Еще одна глава расскажет о прп. Нектарии Оптинском. Старец был учеником и духовным сыном прпп. Анатолия-старшего и Амвросия, который относился к нему с особой любовью и вниманием.  Старцы, видя в молодом послушнике своего достойного приемника, воспитывали в нем истинный монашеский дух, обучая терпению и смирению. Более 20-ти лет прп. Нектарий прожил в уединении и молчании (дверь его кельи выходила прямо в храм, ни с кем из монахов он не разговаривал, посещал только старцев или духовника). Стяжав благодатные дары прозорливости, чудотворения и исцеления, прп. Нектарий стал скрывать их под маской юродства. В 1912 году был избран старцем и духовником братии. Со временем поток посетителей к старцу увеличился. Люди шли к нему не только за советом и утешением, но и за молитвенной помощью, которая незамедлительно следовала в ответ на многочисленные просьбы приходящих.

На исповеди отец Нектарий был очень серьезен, строг, сосредоточен. При всей строгости он был всегда благостен, никого не ругал, даже если того ожидал кающийся. Как-то одна монахиня просила дать ей епитимью для исправления, но батюшка только сказал: «Стопы человеческие от Господа исправляются» (Пс. 36:23). Об исповеди говорил, что дело не в сложности ее, а в сокрушении сердца: «Господь зрит на сердце», по словам Священного Писания. Указывал старец на духовное значение помышлений и слов, а не только дел. Как-то спросили старца Нектария, должен ли он брать на себя страдания и грехи приходящих к нему, чтобы облегчить или утешить. «Иначе облегчить нельзя, - ответил он. – И вот чувствуешь иногда, что на тебе словно гора камней – так много греха и боли принесли тебе, и прямо не можешь снести ее. Тогда приходит благодать и разметает эту груду камней, как гору сухих листьев. И можешь принимать снова». О том, как проходила исповедь у преподобного Нектария Оптинского, читайте в этом издании.

***

Об исповедании своих грехов настоятель Валаамского монастыря, игумен Дамаскин говорил: «Прошу любовь вашу: старайтесь, сколь можно, ходить в церковь, а особенно кто ничем не занят, вне всяких послушаний, похаживайте также почаще к отцам вашим духовным, очищать исповедью свои погрешности; знайте, любезнейшие: в чем откроетесь отцу духовному, того не будет записано у диавола, а о чем не раскаетесь, то будет записано у него; то и прошу любовь вашу всмотреться — не лучше ли здесь загладить покаянием, нежели там мукою, — чего не дай Боже». Не будем и мы отлагать этого благого дела, особенно в дни поста, но обратим наши сердца к покаянию. И быть может одной из книг для подготовки к этому спасительному таинству станет этот сборник, вобравший в себя советы русских святых и старцев об исповеди.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы