Аудио |
|
Скачать .mp3 |
1 октября 1754 года в Летнем дворце Елизаветы Петровны на свет появился мальчик, сын Петра III и Екатерины II, будущий император Павел I. Перед своим вступлением на престол в 1796 году он отметил: «Сорок два года живу я на свете: Бог поддерживал меня. И теперь, может быть, даст мне силу и разум нести тяжкое бремя, Им на меня возложенное. Возложим все упование на Его благость». И так с упованием на Господа и с любовью к народу царствовал Павел Петрович. И народ любил своего Государя, называя его Царем Народным. Но недолго управлял он страной, так как в марте 1801 года был убит заговорщиками. Как при жизни, так и после кончины, имя Павла I окружало множество клеветы. Но разве только его имя? Также можно сказать и о других монархах, которые после Павла I управляли государством, и особенно о Царе-страстотерпце Николае. Однако были и те, кто воспевал имена царственных особ, зная, что Самодержавная власть — Богом благословенная власть на земле. Среди таких людей был автор книги, которая вышла в свет в издательстве «Царское Дело». Она называется – «Государевы лета: Сказания о русских царях».
***
В книге «Государевы лета» под одной обложкой собраны исторические повествования русского офицера-эмигранта Петра Николаевича Шабельского-Борка, печатавшегося в русском зарубежье под псевдонимом Старый Кирибей, в которых воспеваются русские цари: Павел I, Николай I, Александр III, Николай II. Эти трогательные произведения, которые его друзья называли «лубками», пронизаны горячей любовью автора к самодержавным правителям Руси. Большинство этих повествований публикуется в России впервые. Вкратце издатели пишут о жизненном пути самого автора, дворянина Петра Николаевича Попова (а именно так он именовался по рождении). Родился будущий писатель 5 мая 1893 года в Кисловодске. Первая мировая война застала его в Харькове, где он учился в университете.
Оставив студенческую скамью, Попов отправился добровольцем на фронт и начал службу прапорщиком в Ингушском конном полку Кавказской туземной дивизии. Дважды или трижды был ранен. Войну закончил корнетом. В ноябре 1917 года Попов был арестован по делу «монархической организации В.М. Пуришкевича». «Нам первым выпало на долю в анархической России громко назваться монархистами», — не без гордости признавался он. Ревтрибунал приговорил его к девяти месяцам общественных работ, но в заключении он пробыл лишь четыре месяца. Выйдя на свободу в мае 1918 года, Петр Николаевич, поменявший свою фамилию на Шабельский-Борк, отправился на Урал в составе группы офицеров под начальством генерала Дмитрия Ивановича Аничкова. Однако в Перми почти все офицеры были арестованы, и в Екатеринбург Шабельский прибыл один — как раз накануне злодейского убиения Августейших узников.
Поверив слухам, будто убийство Царской Семьи было лишь инсценировано, а сама она спаслась, Петр Николаевич решил разыскать ее. Расспрашивал о Государях в Самаре, в Петрограде, в Москве, в Киеве... После того как «мать городов русских» была занята Петлюрой, эмигрировал в Германию. В 1919-1920 годах проживал в Берлине и Мюнхене, зарабатывая на жизнь литературной работой. Редактировал монархический литературно-политический журнал «Луч света», принимал участие в издании газеты «Призыв», печатался в журнале русских монархистов «Двуглавый орел». Весной 1922 года по приглашению Гессена в Берлин прибыл бывший лидер кадетов Павел Николаевич Милюков, чтобы прочесть три доклада. Первый из них состоялся 28 марта 1922 года. В завершение выступления Милюков предложил присутствующим подавать ему записки с вопросами. В этот момент из второго ряда поднялись Шабельский и его друг Сергей Таборицкий, и принялись стрелять. При этом Петр Николаевич кричал, что он мстит за Царскую Семью. Берлинский суд присяжных приговорил стрелявших к 15 годам заключения, однако через пять лет, 1 марта 1927 года, оба они были амнистированы.
После этого Петр Шабельский вернулся к литературным занятиям. Главной темой его сочинений, которые публиковались под псевдонимом Старый Кирибей, оставалась монархическая идея как идеал обустройства общества и прежде всего России. Он много пишет о Государях, особенно о Николае II Александровиче и Павле Петровиче. Собирает богатый материал в виде книг, портретов, грамот, медалей, записок и сувениров Павловской эпохи. И хотя достаточных средств на приобретение подобных раритетов у Шабельского не было, вещи, по словам его друга В.Н. Зверева, «поступали сами собой», особенно к памятным датам. Петр Николаевич верил, что сам Павел Первый таким образом благодарит его. Но, как отмечают издатели, увы, не всегда «правда истинная» звучала и в литературном творчестве Старого Кирибея. Впрочем, может быть, виноват в этом не сам автор, а его русский читатель, слишком доверчивый к печатному слову?
Удивительные превращения в сознании творят порой гении искусства. С легкой руки А.С. Пушкина общество поверило, что Сальери отравил Моцарта, а кисть И.Е. Репина «убедила» всех, что Царь Иоанн Васильевич убил своего сына Иоанна... То же самое произошло и с восприятием читателем событий и героев, описанных Шабельским-Борком. Но, как пишут издатели, справедливости ради надо отметить, что друзьям и единомышленникам-монархистам, делившим вместе с Шабельским-Борком участь эмигрантов, не приходило в голову считать его литературные произведения достоверными историческими свидетельствами. Они даже придумали название жанру, в котором писал их «милый корнет», — лубки. У Старого Кирибея «очень своеобразный стиль высокохудожественного лубка, опирающегося на огромную историческую эрудицию автора», — писал русский публицист Иван Лукьянович Солоневич. «В своих коротких рассказах, которым почивший любил придавать форму художественного лубка, Петр Николаевич порой возвышался до подлинного пафоса, и лубки "Старого Кирибея" нередко вызывали благодатно-просветленную слезу на глазах взволнованных читателей», — вторил ему русский политик Василий Николаевич Зверев.
Но что такое лубок? Лубки — это картинки, предназначенные для массового распространения, для которых характерен гротеск и некоторая наивность. В лубках художники намеренно деформировали изображения, выделяя главное наиболее крупным планом — как в детских рисунках. К слову сказать, Петр I разглядел в лубке мощное средство пропаганды и даже основал в Петербурге специальную гравировальную палату. А во время Отечественной войны 1812 года, как и в период первой мировой, лубок активно использовали для возгревания патриотизма. Писатели и особенно поэты, например, Е. Поселянин, С. Городецкий, С. Есенин, также брали на вооружение главные достоинства лубка — их яркость, простоту и доступность понимания. Да и в наши дни нет-нет да и вспоминают творческие люди привлекательность народных лубков. Взять хоть сказку «Про Федота-стрельца, удалого молодца» Леонида Филатова.
Итак, лубок — пожалуй, наиболее точное определение жанра произведений Шабельского-Борка. В них писатель также деформировал события, стремясь донести до читателя главную мысль: самодержавие — единственно благословенная Богом власть, а самодержавный Царь — единственно благословенный и непререкаемый вождь на земле. Все остальное происходит по попущению Божиему. И все остальное (действующие лица, их поступки, были они в действительности или не были) — неважно. Именно поэтому, отталкиваясь от реалий, писатель по собственному произволению создавал для своих персонажей ситуации, которые в действительности не имели места, и приводил к Царям героев, которые либо вовсе не существовали, либо не делали того, что вкладывало в них творческое вдохновение автора...
Многие события, которые легли в основу произведений Старого Кирибея, по словам издателей, - либо не находят подтверждения, либо опровергаются архивными данными и свидетельствами участников и очевидцев описываемых событий. Хотя сам Шабельский-Борк называл свои произведения былями. Но если это и были, то, пожалуй, лишь в одной из трактовок этого слова Владимиром Далем: «Быль — вымысел, но сбыточный, несказочный», — то есть сказанное вполне могло бы случиться в действительности, но — не случилось... Думается, понимал это и сам Шабельский-Борк. Недаром в конце своей были «Царственный светоч» автор приписал, что она «лишь в незначительных деталях разнится от случая действительного».
***
В завершении нашей программы следует еще раз отметить, что рассказы, вошедшие в эту книгу, не всегда совпадают с реальными историческими фактами. Но, как пишут издатели, «если в публицистике авторские фантазии недопустимы, то в художественной литературе творческий полет мысли является необходимой составляющей. Более того — именно богатство или скудость фантазии писателя определяет художественную ценность произведения. Лубки Старого Кирибея, как верно заметил его соратник по перу эмигрант-монархист Василий Николаевич Зверев, действительно способны вызвать светлые слезы умиления. Важно только помнить, что в ярких образах своих персонажей Петр Николаевич Шабельский-Борк воссоздавал не реальные исторические события, а воспевал тот идеал, ради которого он жил, воевал, писал, даже совершал ошибки, но в который он безгранично верил и которому служил: Самодержавная власть — Богом благословенная власть на земле, и русские государи — самые верные, самые благодатные носители этой власти.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 29 марта 2024
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 29 марта 2024
У книжной полки. Беседы и слова о Божественном домостроительстве
Благая часть. 29 марта 2024
Саратов. Прием заявок на XXII Областной пасхальный фестиваль
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!