У книжной полки. Галина Павловна Чинякова. Светлый образ отца

17 июня 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

Галина Павловна Чинякова. Светлый образ отца.

 

Ежегодно в третье воскресение июня в России и многих других странах отмечается День отца. В современном мире, когда мы говорим о воспитании детей, отцу зачастую отводится роль второго плана. Не так было в древние времена, когда семья мыслилась как «малая Церковь», а муж являлся главой семьи, а мужу главой был Христос. Об этом говорил и апостол Павел в своем послании Коринфянам. По словам митрополита Антония Сурожского, «Муж является главой семьи не потому, что он мужчина, а потому, что он является образом Христа, и жена его и дети могут видеть в нем этот образ, то есть образ любви безграничной, любви преданной, любви самоотверженной, любви, которая готова на все, чтобы спасти, защитить, напитать, утешить, обрадовать, воспитать свою семью». Увидеть «Светлый образ отца» предлагает нам Галина Павловна Чинякова, составившая книга с одноименным названием. Эта книга вышла в свет в издательстве Летопись и заняла свое место на нашей книжной полке. ***

Галина Павловна Чинякова, член Союза Писателей России, лауреат премии г. Москвы. Автор более 50 статей по культурологической и искусствоведческой тематике и 34 книг агиографического, историко-художественного, культурологического содержания, в т.ч. и академических изданий. Среди них: «Жизнеописание старца иеросхимонаха Стефана (Игнатенко)»; «Воспоминания о старце Николае Гурьянове»; «Учитель покаяния. Жизнеописание епископа Игнатия (Брянчанинова)»; «Слезы матери»; «Древняя Русь и Запад». «Русский лицевой Апокалипсис XVI - XVII вв». В книге «Светлый образ отца» собраны рассказы о том, как жили, как воспитывали своих детей благочестивые отцы, как в древние, так и совсем недавние времена, как молились они о своих чадах, как старались уберечь их от греховных ошибок и привести ко Христу.

Автор приводит примеры того, как отцы семейства, воспитывая детей в правде Божией, являлись для них образцом благочестия, верности, мужества, рассуждения и любви. Прежде всего это ветхозаветные праотцы – Авраам и Иоаким, своей жизнью явившие подвиг веры и благочестия, искренней любви к Богу и доверия Ему. В Новозаветное время представителями благочестивого отцовства были святитель Григорий Назианский, отец святителя Григория Богослова, священник Михаил Федорович Дроздов, отец святителя Филарета Московского, протоиерей Иоанн Жадановский, отец епископа Серпуховского Арсения, о них говорится в книге. Автор также рассказывает о святом праведном московском старце Алексии Мечёве и его сыне священномученике Сергии. Приводит фрагменты воспоминаний митрополита Вениамина (Федченкова) о праведном русском священнике отце Василии и воспоминаний о протоиерее Иосифе Ивановиче Фуделе, написанные его сыном, замечательным духовным писателем, Сергеем Иосифовичем.

В следующей главе, под названием «Русские ратоборцы», собраны рассказы о том, как воспитывались русские князья и как русские полководцы воспитывали своих чад. Автор рассказывает о семьях равноапостольного князя Владимира, великих князей Владимира Мономаха и Юрия Долгорукого, а также святых князей Андрея Боголюбского, Александра Невского и Даниила Московского. Приводятся примеры воспитания в семье генералиссимуса Александра Васильевича Суворова, генерала Николая Николаевича Раевского. Завершают эту главу рассказы генерала Петра Николаевича Краснова о русских солдатах о том, как они умирали, за веру, Царя и Отечество, и не жалели об этом. Но жалели только о том, что не довелось им больше увидеть свою семью, своих детишек, что не успеют воспитать их. И поэтому мечтали эти умирающие солдаты прожить еще хотя бы денек, чтобы повидаться с ними. Чтоб увидеть родную сторонку.

Много удивительных примеров благочестия, рассудительности, глубокой веры мы встречаем и среди обычных православных христиан в миру. О них автор рассказывает в следующей главе. Из нее вы узнаете о том, как Михаил Васильевич Себряков возрастил свою дочь, будущую игуменью Арсению, как воспитывал сыновей отец старца Силуана Афонского, прочтете рассказ преп. Варсонофия Оптинского о его детстве, а также откроете воспоминания митрополита Вениамина (Федченкова) о своих родителях, детей Верховцевых об отце, и воспоминания о детстве и об отце монахини Пюхтицкого Успенского женского монастыря Сергии (Клименко). Следующие главы книги расскажут о том, как глубоко верующие отцы семейства вымаливали исцеление своих детей от тяжких недугов как спасали детей молитвы благочестивых отцов, о необходимости почитания родителей и послушания им. Заключают издание беседы преподобномученика архимандрита Кронида (Любимого), рассказы архимандрита Тихона (Агрикова) о почитании родителей, поучения родителям о воспитании детей святителя Николая (Велимировича), старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина). В приложении читателям предлагается «Канон всем святым, в земле Российстей просиявшим»

В предисловии книги Галина Павловна пишет: «Самое совершенное создание Божие, человек, — сосуд Божественной благодати, храм Господень, сотворен по образу и по подобию Божию. «Человек есть Богозданный храм Божества по душе и телу». После грехопадения образ Божий в человеке — его ум, мысль и умное чувство сердца (совесть) — все более и более тускнел, и искажался, подобие все больше разрушалось. Греховная скверна омрачила сияющий образ, и он стал неузнаваем. Для того чтобы явить человеку сияние Отчей Славы, чтобы воссоздать в нем подобие божественных свойств, чтобы человек по благодати стал богом, — Второе Лицо Святой Троицы, Сын Божий, сошел на землю, таинственно воплотился, родившись от Пречистой Девы Марии.

Он перенес все тяготы самого скромного и скудного земного бытия, претерпел страшные физические муки на кресте и тяжелейшие нравственные мучения, приняв на Себя грехи всего мира. Господь Иисус Христос явил Собой неповрежденный, цельный, не расколотый грехом, сияющий Образ Бога — Истину, указал Путь, которым должно следовать человеку, и даровал Источник жизни вечной. Аз есмь Путь, и Истина, и Жизнь (Ин. 14, 6). Жизнь Спасителя, Его послушание Отцу даже до смерти крестныя (Флм. 2, 8) являют нам образ того, как дети должны относиться к родителям. Идеальным примером отцовской любви служит для нас образ Первого лица Святой Троицы: ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16), ибо главное — воспитать дитя в правде Божией, в готовности служить Истине.

Драгоценное творение Господне, — малая церковь, — семья. Отец, мать и потомство их. Верующая мать своим смирением, терпеливой заботой, мягкостью, ласковым теплом согревает семью, нравственно воспитывает сердце ребенка, возгревая в нем целомудрие, веру, любовь к Богу, преданность Его воле. Отец более формирует ум, характер, волю маленького человека, постепенно приучая к рассудительности, ответственности за себя и за других, дисциплине, мужественному терпению, необходимости жертвенного служения Богу через служение ближним и Отечеству. Мать — сердце семьи, отец — ее ум и воля. Высшая форма внутрисемейных отношений подобна Превечному Совету: безграничное взаимное доверие, смиренное послушание любви и жертвенное взаимное служение. Дети невольно перенимают характерные качества родителей, особенно отеческие, поскольку именно отец — глава семейства. Именно отец — путеводная звезда, пример для подражания. Поэтому лучшее воспитание — собственной жизнью. Если в жизни родителей слово расходится с делом, — как может одно только слово научить детскую душу? Ребенок — образ, отражение отца.

Желая увидеть себя — посмотри на своего сына, и увидишь себя. К сожалению, часто в этом живом зеркале видишь черты, которые не хотел бы видеть в себе самом. Видишь то тайное в себе, что становится явным в твоих детях. То доброе, что отец вложил в душу ребенка, чему научил его сызмальства, непременно прорастет в свое время и принесет великий плод. Равно и все зло, которое вольно или невольно он привил уму и сердцу ребенка, возрастет стократно и непременно обратится против него самого и всей семьи. Главной задачей отца семейства поэтому является духовное и нравственное исцеление своей собственной души, которое невозможно без Бога, поставившего отцов главами и учителями всего своего семейства. Чем правдивее, светлее и чище запечатлеется в сознании ребенка образ отца, тем больше уверенности в том, что он будет следовать именно ему. Святой апостол Павел призывал своих духовных чад: Молю вас, подобны мне бывайте, якоже аз Христу (1 Кор. 4, 16). Следуя за примером благочестивого отца, дитя будет в конечном счете следовать за Христом».

 

*** Ребенок должен иметь беспрекословное послушание родителям по доверчивой любви к ним и по заповеди Божией: Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе (Втор. 5,16). Апостол Павел увещал первых христиан: Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость (Еф. 6, 1). Однако детское доверие должно иметь основание в твердой уверенности в родительской любви к ним, заботе о них, а также покоиться на глубоком уважении к ним. Уважение же зависит от высоты нравственных качеств отеческих. Именно примеры таких качеств читатели и найдут на страницах книги «Светлый образ отца».

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать